Нижний Новгород |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А11-14643/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от истца: Александровой С.А. (доверенность от 28.11.2022),
Коптевой П.А. (доверенность от 10.01.2023),
от ответчика: Боговой О.В. (доверенность от 23.03.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области
"Ковровская городская больница N 2"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.08.2022 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022
по делу N А11-14643/2020
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (ИНН: 3329007728, ОГРН: 1023301463570)
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской
области "Ковровская городская больница N 2"
(ИНН: 3305005834, ОГРН: 1023301954510)
о взыскании 2 372 133 рублей 28 копеек,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Департамент здравоохранения Владимирской области
(ИНН: 3327101468, ОГРН: 1023301285787),
и установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области (далее - Фонд, ТФОМС Владимирской области) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница N 2" (далее - Учреждение, Больница) о взыскании 2 072 370 рублей 40 копеек, использованных не по целевому назначению, 207 237 рублей 04 копеек штрафа, начисленного на основании пункта 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", 26 422 рублей 72 копеек пеней, начисленных за период с 23.09.2020 по 21.12.2020 и далее по день фактического исполнения обязательства, а также об обязании возместить необоснованно начисленную и выплаченную заработную плату в сумме 50 770 рублей 45 копеек и излишне уплаченные страховые взносы в сумме 15 332 рублей 67 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент здравоохранения Владимирской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 09.08.2022 иск удовлетворен, с Учреждения взыскано 2 072 370 рублей 40 копеек средств, использованных не по целевому назначению, 207 237 рублей 04 копейки штрафа, 26 422 рубля 72 копейки пеней, начисленных за период с 23.09.2020 по 21.12.2020, а также пени за периоды с 22.12.2020 по 31.03.2022 и с 01.10.2022 по день фактического исполнения обязательства.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Больница не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По мнению Учреждения, им не допущено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, поскольку работодатель, в том числе бюджетное учреждение, формирует штатное расписание и устанавливает перечень должностей работников и количество штатных единиц исходя из своих потребностей. Суды не учли целесообразность привлечения Учреждением клининговых организаций (ИП Удальцов С.Н. и ООО "ВТК"). Спорная сумма расходов на оплату услуг по уборке помещений является целевым расходованием средств обязательного медицинского страхования.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана ее представителем в судебном заседании.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Департамент, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без его участия.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Фонд провел комплексную проверку использования Учреждением средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2018 по 31.12.2019, использование средств нормированного страхового запаса за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, по результатам которой составил акт от 27.08.2020.
В ходе проверки выявлено использование Учреждением средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению, в том числе в сумме 2 072 370 рублей 40 копеек. По мнению Фонда, Учреждение за счет средств обязательного медицинского страхования дважды произвело оплату одних и тех же работ уборщикам, занимающим штатные должности, и работникам клининговых организаций (ИП Удальцовым С.Н. и ООО "ВТК"), привлеченных на договорной основе. При наличии штатных должностей уборщиков Учреждение необоснованно заключило договоры на оказание услуг по уборке помещений.
Фонд 08.09.2020 направил Учреждению требование, в котором предложил в течение 10 рабочих дней возместить средства обязательного медицинского страхования.
Учреждение частично восстановило денежные средства обязательного медицинского страхования.
Требование Фонда Учреждение в полном объеме не исполнило, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 10, 13, 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 329, 330, 332 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 60.2, 129, 135, 151 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 34, 39, 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", Положением о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, Арбитражный суд Владимирской области счел доказанным факт нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и удовлетворил заявленное Фондом требование.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, а также статьей 123 Конституции Российской Федерации, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (действовавшим в спорном периоде, далее - Положение N 73).
В соответствии с пунктом 2 Положения N 73 территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе, организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
В пункте 23.3 Положения N 73 предусмотрено, что при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что приказами главного врача Учреждения от 09.01.2018 N 02/01-1, от 09.01.2019 N 302/2-1 разработаны и утверждены штатные расписания на 2018 и 2019 годы.
Согласно штатному расписанию за 2018 год (по состоянию на 01.01.2019) утверждена численность уборщиков 283,75 штатной единицы, за 2019 год (по состоянию на 01.01.2020) - 281,75.
При этом, как установили суды и материалам дела не противоречит, численность должностей уборщиков, рассчитанная по штатным нормативам, утвержденным приказом Минздрава Российской Федерации от 09.06.2003 N 230, исходя из обслуживаемых площадей, должна составлять 27,25 ставки. Соответственно, за 2018 год превышение составило 256,50 ставки, за 2019 год - 254,5 ставки.
Таким образом, Фонд правомерно рекомендовал Учреждению в пункте 7 акта проверки привести штатное расписание в части уборщиков служебных помещений в соответствие со штатными нормативами, предусмотренными приказом Минздрава Российской Федерации от 09.06.2003 N 230.
Кроме того, как установлено судами, в ходе проверки Фонд выявил, что в проверяемом периоде Учреждение заключило договоры на оказание услуг по уборке помещений с ИП Удальцовым С.Н. на общую сумму 1 552 716 рублей 54 копейки (в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования - 1 365 548 рублей 13 копеек) и с ООО "ВТК" на сумму 1 235 490 рублей 48 копеек (в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования - 706 822 рубля 27 копеек).
В результате сравнения функциональных обязанностей согласно должностным инструкциям уборщиков, работающих по трудовым договорам, и услуг, выполняемых по договорам, заключенным с ИП Удальцовым С.Н. и ООО "ВТК", установлено дублирование выполненных работ по уборке одних и тех же площадей (коридоры, холл, лестничные марши, склады, кабинеты) в лечебно-диагностическом отделении, лечебно-диагностическом корпусе (стационар), поликлинике N 4, третьего этажа административных помещений в лечебно-диагностическом корпусе, поликлинике N 2 (1 этаж).
Исследовав и ценив имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к выводу о том, что из средств обязательного медицинского страхования дважды произведена оплата одних и тех же видов работ в виде заработной платы уборщикам Учреждения, занимающим штатные должности, и работникам клининговых организаций (ИП Удальцов С.Н., ООО "ВТК"), оказывающих услуги на основании заключенных договоров с ответчиком.
Довод заявителя жалобы о том, что он вправе формировать штатное расписание и устанавливать перечень должностей работников и количество штатных единиц исходя из своих потребностей, является обоснованным, однако это не освобождает его от обязанности по соблюдению требований действующего законодательства, в частности, приказа Минздрава России от 09.06.2003 N 230.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о нецелевом использовании Учреждением средств обязательного медицинского страхования в сумме 2 072 370 рублей 40 копеек.
Установив факт нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования, суды, проверив расчеты Фонда, признали обоснованным взыскание с Учреждения соответствующих сумм пеней и штрафа.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части у суда округа не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.08.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 по делу N А11-14643/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница N 2" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница N 2".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно штатному расписанию за 2018 год (по состоянию на 01.01.2019) утверждена численность уборщиков 283,75 штатной единицы, за 2019 год (по состоянию на 01.01.2020) - 281,75.
При этом, как установили суды и материалам дела не противоречит, численность должностей уборщиков, рассчитанная по штатным нормативам, утвержденным приказом Минздрава Российской Федерации от 09.06.2003 N 230, исходя из обслуживаемых площадей, должна составлять 27,25 ставки. Соответственно, за 2018 год превышение составило 256,50 ставки, за 2019 год - 254,5 ставки.
Таким образом, Фонд правомерно рекомендовал Учреждению в пункте 7 акта проверки привести штатное расписание в части уборщиков служебных помещений в соответствие со штатными нормативами, предусмотренными приказом Минздрава Российской Федерации от 09.06.2003 N 230.
...
Довод заявителя жалобы о том, что он вправе формировать штатное расписание и устанавливать перечень должностей работников и количество штатных единиц исходя из своих потребностей, является обоснованным, однако это не освобождает его от обязанности по соблюдению требований действующего законодательства, в частности, приказа Минздрава России от 09.06.2003 N 230."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 марта 2023 г. N Ф01-879/23 по делу N А11-14643/2020