Нижний Новгород |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А38-3595/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Садковой Т.А. (доверенность от 07.09.2022),
от заинтересованного лица: Смирновой В.Э. (доверенность от 26.12.2022 N 02-8410),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Кузнецовой Светланы Витальевны
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.09.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022
по делу N А38-3595/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Кузнецовой Светланы Витальевны
(ИНН: 121502958362, ОГРНИП 304121516300096)
о признании недействительным приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования "Город Йошкар-Ола", Приволжского
межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, общества с ограниченной ответственностью
"Первая Транспортная Медиакомпания",
и установил:
индивидуальный предприниматель Кузнецова Светлана Витальевна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее - Министерство) от 31.05.2021 N 103 "Об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам N 40к "Сады "Ветеран" - Туруновское кладбище".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (далее - Администрация), Приволжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и общество с ограниченной ответственностью "Первая Транспортная Медиакомпания".
Решением суда от 15.09.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оспариваемый приказ принят Министерством с нарушением установленного порядка. Суду ошибочно посчитали, что фактически действия Министерства были направлены на приведение реестров маршрутов в соответствие с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ). Рассматриваемый приказ нарушает права и законные интересы Предпринимателя.
Подробно доводы Предпринимателя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 30.03.2023.
Заявленное Предпринимателем ходатайство о приобщении дополнительных доказательств также отклонено в силу полномочий суда кассационной инстанции. Суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов с учетом тех документов, которые имелись у судов первой и апелляционной инстанций на момент принятия судебного акта и не исследует новые доказательства (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Фактическому возврату документы не подлежат, поскольку представлены в электронном виде.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, маршрут регулярных перевозок N 40к "ул. Подольских Курсантов - Туруновское кладбище" внесен в реестр маршрутов регулярного сообщения городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл 26.12.2006, что удостоверяют выписка из реестра и паспорт соответствующего маршрута от 28.12.2006, взамен которого 16.04.2008 выдан новый паспорт с изменением наименования маршрута на N 40к "Сады "Ветеран" - Туруновское кладбище".
В июне 2011 года Администрация провела открытый конкурс по размещению муниципальных маршрутов регулярного сообщения, не включенных в муниципальный (государственный) заказ, на территории городского округа "Город Йошкар-Ола".
На основании протокола N 2 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе Предприниматель и Администрация заключили договор от 15.06.2011 N 90-пр на транспортное обслуживание населения, в соответствии с которым перевозчик обязался с 15.06.2011 по 14.06.2016 осуществлять перевозки населения по муниципальному маршруту регулярного сообщения городского округа "Город Йошкар-Ола" N 40к "Сады "Ветеран" - Туруновское кладбище".
Предпринимателю 15.06.2011 выдано разрешение на право работы по маршруту N 40к, действовавшее по 14.06.2016.
На основании статьи 39 Закона N 220-ФЗ Предприниматель представил в Администрацию сведения о данном маршруте, которые 14.01.2016 внесены Администрацией в реестр маршрутов регулярных перевозок городского округа "Город Йошкар-Ола".
Администрация 14.06.2016 выдала Предпринимателю свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 40к "Сады "Ветеран" - Туруновское кладбище" сроком действия до 14.06.2021 и карту маршрута.
В связи с утерей свидетельства Администрация 23.07.2017 выдала Предпринимателю свидетельство серии 012 N 000062 сроком действия до 14.06.2021.
С 01.01.2021 Министерство является органом власти, уполномоченным на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл.
Предприниматель 13.05.2021 направил в Министерство заявление о продлении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута по маршруту N 40к "Сады "Ветеран" - Туруновское кладбище".
Министерство издало приказ от 31.05.2021 N 103 об отмене данного маршрута со дня начала осуществления перевозок по установленному на основании приказа Министерства от 31.05.2021 N 102 межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 40-П "Сады "Ветеран" - Йошкар-Ола (остановочная площадка "Туруново-3")".
Соответствующие сведения о сроке отмены муниципального маршрута внесены в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа "Йошкар-Ола", а сведения о новом межмуниципальном маршруте внесены в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл.
Министерство выдало Предпринимателю свидетельство серии 01215С N 000622 на срок с 15.06.2021 по 12.12.2021, а 12.12.2021 - свидетельство серии 01215С N 000649 об осуществлении перевозок по маршруту N 40к на срок до 31.03.2022.
В связи с продлением действия свидетельства Предпринимателю выдано переоформленное свидетельство серии 01215С N 000773 об осуществлении перевозок по маршруту с 12.12.2021 по 30.10.2022.
Предприниматель оспорил приказ Министерства от 31.05.2021 N 103 в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 1 2и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона N 220-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого приказа и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры регулирует Закон N 220-ФЗ.
Согласно пунктам 6 и 7 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ под межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок понимается маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации; под муниципальным маршрутом регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах федеральной территории "Сириус", поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района.
Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок устанавливается с учетом положений данного закона: в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - муниципальными нормативными правовыми актами; в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 12 Закона N 220-ФЗ).
В пункте 15 Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.12.2015 N 748, в пункте 17 Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24.02.2021 N 67, установлены основания для отмены муниципального и межмуниципального маршрутов регулярных перевозок: отсутствие устойчивого пассажиропотока; невозможность обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа; вступление в силу решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам, а также решения о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 01.11.2021 N 461 в указанные пункты внесены изменения, установлены дополнительные основания для отмены маршрутов: наличие документа планирования регулярных перевозок, предусматривающего отмену муниципального (межмуниципального) маршрута регулярных перевозок.
Как установили суды, в рассматриваемом случае маршрут N 40к "Сады "Ветеран" - Туруновское кладбище" проходит по территории двух муниципальных образований Республики Марий Эл - городского округа "Город Йошкар-Ола" и муниципального образования "Медведевский муниципальный район" и фактически является межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок.
Указанное обстоятельство подтверждено судебными актами по делу N А38-6612/2021.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, маршрут N 40к "Сады "Ветеран" - Туруновское кладбище" был включен в реестр муниципальных маршрутов городского округа "Город Йошкар-Ола", однако фактически являлся межмуниципальным маршрутом применительно к пункту 6 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ.
Приказом Министерства от 31.05.2021 N 102 установлен межмуниципальный маршрут регулярных перевозок N 40-П "Сады "Ветеран" - Йошкар-Ола (остановочная площадка "Туруново-3")".
Приказом Министерства от 31.05.2021 N 103 отменен маршрут регулярных перевозок N 40к "Сады "Ветеран" - Туруновское кладбище" со дня начала осуществления перевозок по установленному на основании приказа Министерства от 31.05.2021 N 102 межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 40-П "Сады "Ветеран" - Йошкар-Ола (остановочная площадка "Туруново-3")".
В пункте 2 данного приказа предусмотрено, что срок действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту N 40к "Сады "Ветеран" - Туруновское кладбище" серия 012 N 000062 продлевается до дня начала осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 40-П "Сады "Ветеран" - Йошкар-Ола (остановочная площадка "Туруново-3")".
Следовательно, Министерство, как уполномоченный орган, привело Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа "Город Йошкар-Ола" (нерегулируемые тарифы) в соответствии с требованиями Закона N 220-ФЗ.
Как правильно указали суды, в рассматриваемом случае оспариваемый приказ фактически направлен не на отмену маршрута в понимании, предусмотренном Законом N 220-ФЗ и постановлениями Правительства Республики Марий Эл, а на его исключение из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа "Город Йошкар-Ола" (нерегулируемые тарифы) с целью приведения реестра в соответствие со статьями 3, 12 и 25 Закона N 220-ФЗ, согласно которым сведения по муниципальным маршрутам должны содержаться в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок, а сведения по межмуниципальным маршрутам - в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.
На основании части 4 статьи 2, 7 пункта 27 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17.08.2021 N 319 утвержден документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл на 2021 - 2023 годы, которым предусмотрена отмена маршрута N 40к "Сады "Ветеран" - Туруновское кладбище". Срок для отмены маршрута, ограниченный 01.04.2022, был продлен до 31.10.2022.
Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл на 2021 - 2023 годы оспаривался Предпринимателем, в том числе в части, касающейся отмены маршрута N 40к с 01.04.2021.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 14.02.2022 оспариваемое положение нормативного правового акта признано соответствующим действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Предпринимателем требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и, по существу, направлены на иную оценку фактических обстоятельств и представленных сторонами доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Неотражение результатов проверки всех доводов заявителя и оценки имеющихся в деле доказательств не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 150 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.09.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А38-3595/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кузнецовой Светланы Витальевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно указали суды, в рассматриваемом случае оспариваемый приказ фактически направлен не на отмену маршрута в понимании, предусмотренном Законом N 220-ФЗ и постановлениями Правительства Республики Марий Эл, а на его исключение из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа "Город Йошкар-Ола" (нерегулируемые тарифы) с целью приведения реестра в соответствие со статьями 3, 12 и 25 Закона N 220-ФЗ, согласно которым сведения по муниципальным маршрутам должны содержаться в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок, а сведения по межмуниципальным маршрутам - в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.
На основании части 4 статьи 2, 7 пункта 27 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17.08.2021 N 319 утвержден документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл на 2021 - 2023 годы, которым предусмотрена отмена маршрута N 40к "Сады "Ветеран" - Туруновское кладбище". Срок для отмены маршрута, ограниченный 01.04.2022, был продлен до 31.10.2022."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 марта 2023 г. N Ф01-721/23 по делу N А38-3595/2021