г. Нижний Новгород |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А82-1299/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2022 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.12.2022 по делу N А82-1299/2022
по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова" (ИНН: 7604011791, ОГРН: 1027600680249)
к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославлю Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области
о признании недействительным предписания,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Ярославльлифтремонт" (ИНН: 7603020345, ОГРН: 1027600691194),
и установил:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославлю Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (далее - Отдел) и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (далее - Управление) о признании недействительным пункта 2 предписания Отдела от 29.10.2021 N 298/1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ярославльлифтремонт" (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.12.2022 решение суда оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправомерно применили "ГОСТ 34442-2018 (EN 81-73:2016). Межгосударственный стандарт. Лифты. Пожарная безопасность", введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2018 N 819-ст (далее - ГОСТ 34442-2018), который распространяется на новые лифты; неверно истолковали "ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998). Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке", введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.03.2010 N 41-ст (далее - ГОСТ Р 53780-2010), который устанавливает требования к конструкции и установке в зданиях новых электрических лифтов либо при замене отработавших срок службы лифтов.
Учреждение указывает, что алгоритм работы лифта в режиме "пожарная опасность" отменен 14.10.2010. Отдел не обладает полномочиями по оценке соответствия лифта, отработавшего срок службы. Такую проверку проводит аккредитованная организация (общество с ограниченной ответственностью "Инженерно-консультационный центр технической экспертизы лифтов"), положительные заключения которого за 2020 - 2021 годы представлены в материалы дела. Суды не применили подлежащий применению "ГОСТ Р 53783-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.03.2010 N 44-ст (далее - ГОСТ Р 53783-2010), которым установлен закрытый перечень дефектов, неисправностей, создающих недопустимый уровень риска при эксплуатации лифта, в который не входит отсутствие у лифта режима работы "Пожарная опасность".
Подробно доводы Учреждения изложены в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, во исполнение решения от 14.10.2021 N 298, принятого на основании мотивированного представления от 14.10.2021 по факту выявления отклонения от установленного фактора риска нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в рамках федерального государственного пожарного надзора в период с 19.10.2021 по 01.10.2021 в отношении Учреждения проведена внеплановая выездная проверка.
Проведение проверки согласовано решением Прокуратуры Ярославской области от 15.10.2021.
В ходе проверки 25.10.2021 Отдел провел осмотр и инструментальное обследование здания, расположенного по адресу: город Ярославль, улица Союзная, дом 141, о чем составлены соответствующие протоколы.
По результатам проверки Отдел пришел к выводу о нарушении пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479), пункта 5.5.3.22 ГОСТ Р 53780-2010 и пункта 5.1.1 ГОСТ 34442-2018, а именно: при срабатывании автоматической установки пожарной сигнализации (далее - АУПС) не формируется сигнал на управление лифтом в режиме работы, обозначающем пожарную опасность.
Данное нарушение отражено в пункте 2 акта проверки от 29.10.2021 N 298.
По итогам проверки Учреждению выдано предписание от 29.10.2021 N 298/1 об обязании устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с пунктом 2 предписания, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), ГОСТ Р 53780-2010 и ГОСТ 34442-2018, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности нарушения Учреждением обязательных требований в области пожарной безопасности.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения в области пожарной безопасности регулируют Закон N 69-ФЗ и иные нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (статья 6 Закона N 69-ФЗ, подпункт "е" пункта 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290).
На основании статей 37 и 38 Закона N 69-ФЗ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Требования пожарной безопасности, порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности устанавливают Правила N 1479.
В пункте 54 Правил N 1479 установлена обязанность руководителя организации организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств.
Требование о наличии мер, обеспечивающих возможность пассажирам безопасно покинуть кабину при возникновении пожарной опасности в здании (сооружении), установлено в пункте 1.31 "ТР ТС 011/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 (далее - ТР ТС 011/2011).
Требования пожарной безопасности к лифтам, не предназначенным для использования во время пожара, установлены в ГОСТ 34442-2018, разработанном в целях уменьшения для пользователей риск заблокирования в кабине лифта в случае возникновения пожара, обеспечения пожарных информацией об отсутствии пассажиров в кабине лифта, прибывшего на назначенный этаж, уменьшения для пассажиров, находящихся в кабине, риска подвергнуться воздействию опасных факторов пожара (огонь, дым).
Данный стандарт устанавливает требования пожарной безопасности к лифтам, не предназначенным для использования во время пожара (пункт 1.1 ГОСТ 34442-2018).
Стандарт распространяется на новые лифты, предназначенные для транспортирования людей или людей и грузов, устанавливаемые в зданиях, оборудованных системой пожарной сигнализации (пункт 1.2 ГОСТ 34442-2018).
Стандарт может быть использован в качестве базы для повышения пожарной безопасности находящихся в эксплуатации лифтов (пункт 1.3 ГОСТ 34442-2018).
Стандарт не распространяется на лифты, предназначенные для использования во время пожара, предназначенные для эвакуации людей из здания в чрезвычайных ситуациях, и ситуации, при которых пожар проник в шахту, в машинное помещение (пункт 1.4 ГОСТ 34442-2018).
При возникновении пожара в здании система пожарной сигнализации здания направляет в систему управления лифта электрический сигнал, инициирующий включение режима работы лифта "Пожарная опасность" (пункт 5.1.1 ГОСТ 34442-2018).
Из материалов дела следует, что здание оборудовано двумя лифтами, один из которых находится в нерабочем состоянии. Действующий лифт (регистрационный номер 14248, заводской номер 27287, электропривод переменного тока с двухскоростным электродвигателем) изготовлен 20.10.1977, установлен в здании в декабре 1979 года, первично освидетельствован 14.08.1981.
В рассматриваемом случае суды установили, что при срабатывании АУПС не формируется сигнал на управление лифтом в режиме работы, обозначающем пожарную опасность.
Данный факт заявитель не оспаривает, указывает на то обстоятельство, что ГОСТ 34442-2018 не распространяется на лифты, действовавшие на момент его принятия, ссылается на положительные заключения общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-консультационный центр технической экспертизы лифтов".
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, в актах о техническом освидетельствовании 2020 и 2021 годов зафиксирован ряд нарушений, подлежащих устранению. Выявленные нарушения требований в области пожарной безопасности непосредственно касаются обеспечения сохранности жизни и безопасности людей.
Эксплуатация объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено современным уровнем риска возникновения и распространения пожара.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о правомерности оспариваемого предписания.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.12.2022 по делу N А82-1299/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова" - без удовлетворения.
Возвратить федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 3000 рублей, излишне уплаченную по поручению о перечислении на счет от 07.02.2023 N 11540.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Стандарт может быть использован в качестве базы для повышения пожарной безопасности находящихся в эксплуатации лифтов (пункт 1.3 ГОСТ 34442-2018).
Стандарт не распространяется на лифты, предназначенные для использования во время пожара, предназначенные для эвакуации людей из здания в чрезвычайных ситуациях, и ситуации, при которых пожар проник в шахту, в машинное помещение (пункт 1.4 ГОСТ 34442-2018).
При возникновении пожара в здании система пожарной сигнализации здания направляет в систему управления лифта электрический сигнал, инициирующий включение режима работы лифта "Пожарная опасность" (пункт 5.1.1 ГОСТ 34442-2018).
...
В рассматриваемом случае суды установили, что при срабатывании АУПС не формируется сигнал на управление лифтом в режиме работы, обозначающем пожарную опасность.
Данный факт заявитель не оспаривает, указывает на то обстоятельство, что ГОСТ 34442-2018 не распространяется на лифты, действовавшие на момент его принятия, ссылается на положительные заключения общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-консультационный центр технической экспертизы лифтов"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 апреля 2023 г. N Ф01-1241/23 по делу N А82-1299/2022