г. Нижний Новгород |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А28-6687/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.04.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
при участии представителя от заинтересованного лица: Серёгиной Т.В. (доверенность от 14.11.2022; до перерыва)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Кирова на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 по делу N А28-6687/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "ПС Недвижимость" (ИНН: 4345422498, ОГРН: 1154350003697)
к администрации города Кирова
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "ПС Недвижимость" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Кирова (далее - Администрация) в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 16.05.2022 N 3677-19-11.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 27.09.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 решение суда отменено, оспариваемое решение администрации признано незаконным.
Не согласившись с принятым постановлением, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемый судебный акт. По его мнению, суд не принял во внимание, что органом местного самоуправления установлен правовой режим территории, на которой осуществляется развитие.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании до перерыва.
Общество в отзыве возразило против доводов Администрации, сославшись на законность обжалованного судебного акта.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 05.04.2023.
Законность принятого постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 43:40:001110:562, расположенного по адресу город Киров, проезд Мурашинский, дом 7.
Обществом 02.03.2022 получен градостроительный план земельного участка N РФ-43-2-06-0-00-2022-0096, в котором указано, что согласно сведениям, отображенным в статье 12.1 "Карта градостроительного зонирования территории города Кирова" Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 N 28/10, земельный участок с кадастровым номером 43:40:001110:562 полностью расположен в границах территории, на которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Администрация направила Обществу письмо, в котором указала на невозможность выдачи разрешения на строительство со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), также указав, что строительство на земельном участке с кадастровым номером 43:40:001110:562 допустимо в рамках одного из указанных в статье 65 ГрК РФ видов комплексного развития территории.
По состоянию на дату подачи Обществом заявления о выдаче разрешения на строительство решение о комплексном развитии территории, в которой расположен земельный участок, Администрацией не принято; договор КРТ не заключен, с соответствующей инициативой застройщик не обращался.
Полагая, что решение Администрации не соответствует закону и нарушает права заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 51, 64, 65, 70 ГрК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь этими же нормами, а также статьями 260, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал правомерным требование Общества и отменил решение суда.
Рассмотрев кассационную жалобу Администрации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие решения возлагается на орган или лицо, которые приняли решение (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регламентированы ГрК РФ.
По смыслу положений части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство. В названной норме также определен перечень документов, прилагаемых к указанному заявлению.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи, проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа
В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ в случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
По смыслу части 1 статьи 64 ГрК РФ целями комплексного развития территории являются: обеспечение сбалансированного и устойчивого развития поселений, городских округов путем повышения качества городской среды и улучшения внешнего облика, архитектурно-стилистических и иных характеристик объектов капитального строительства; обеспечение достижения показателей, в том числе в сфере жилищного строительства и улучшения жилищных условий граждан, в соответствии с указами Президента Российской Федерации, национальными проектами, государственными программами; создание необходимых условий для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, благоустройства территорий поселений, городских округов, повышения территориальной доступности таких инфраструктур; повышение эффективности использования территорий поселений, городских округов, в том числе формирование комфортной городской среды, создание мест обслуживания и мест приложения труда; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования обновления застроенных территорий.
Порядок принятия и реализации решения о комплексном развитии территории регламентирован статьей 66 ГрК РФ. Решение о комплексном развитии территории может быть принято главой местной администрации (пункт 3 части 2 названной статьи ГрК РФ).
В части 5 статьи 66 ГрК РФ предусмотрено, что в целях принятия и реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки в случаях, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 настоящей статьи, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса, жилищного законодательства, земельного законодательства устанавливаются: порядок реализации решения о комплексном развитии территории; порядок определения границ территории, подлежащей комплексному развитию; иные требования к комплексному развитию территории, устанавливаемые в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 8 статьи 66 ГрК РФ процедура принятия и реализации решения о комплексном развитии незастроенной территории состоит из следующих этапов: принятие решения о развитии незастроенной территории и его опубликование в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации; проведение торгов в целях заключения договора о комплексном развитии незастроенной территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии незастроенной территории, реализации такого решения юридическими лицами, определенными Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации); заключение договора о комплексном развитии незастроенной территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии незастроенной территории или реализации такого решения юридическими лицами, определенными Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации); предоставление земельного участка или земельных участков в аренду без торгов в целях реализации договора о комплексном развитии незастроенной территории лицу, с которым заключен такой договор; подготовка и утверждение документации по планировке территории, а также при необходимости внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки; выполнение мероприятий, связанных с архитектурно-строительным проектированием, со строительством объектов капитального строительства в целях реализации утвержденной документации по планировке территории, а также иных необходимых мероприятий в соответствии с этапами реализации решения о комплексном развитии незастроенной территории, в том числе по предоставлению необходимых для этих целей земельных участков, образованных из земельного участка или земельных участков, указанных в пункте 4 настоящей части.
В силу пункта 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с частью 2 статьи 64 ГрК РФ комплексное развитие территории осуществляется в соответствии с положениями настоящего Кодекса, а также с гражданским законодательством, жилищным законодательством, земельным законодательством, законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, законодательством в области охраны окружающей среды.
В частности, пунктом 4 статьи 65 ГрК РФ определен такой вид комплексного развития территории, как комплексное развитие территории, осуществляемое по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Общество как правообладатель земельного участка с кадастровым номером 43:40:0001110:562 с инициативой о заключении договора комплексного развития территории к Администрации не обращалось; договор не заключало.
Учитывая, что отражение в Правилах землепользования и застройки территории, в границах которой предусматривается комплексное развитие территории, по своим последствиям не равнозначно принятию органом местного самоуправления решения о комплексном развитии территории, у заявителя отсутствовала обязанность по представлению договора о развитии в целях получения разрешения на строительство.
В силу действующего правового регулирования заключение договора о развитии территории в отсутствие принятого органом местного самоуправления решения о комплексном развитии возможно только в случае комплексного развития территории по инициативе правообладателей (часть 4 статьи 70 ГрК РФ).
При этом застройщик указал на отсутствие соответствующей инициативы с его стороны.
Следовательно, в рассматриваемом случае предусмотренной законом обязанности по представлению договора о развитии территории в целях получения разрешения на строительство не имелось.
Доказательств того, что внесение изменений в Правила землепользования и застройки города Кирова обусловлено принятием органом местного самоуправления решения о комплексном развитии территории, не представлено.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу, что в нарушение части 5 статьи 200 Кодекса Администрация не доказала законность оспариваемого решения. Выводы Администрации о наличии оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство необоснованны, преждевременны, сделаны при отсутствии достаточных фактических и правовых оснований прав, без установления всех обстоятельств, которые могут повлиять на решение вопроса о возможности выдачи испрашиваемого разрешения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно признал, что у Администрации отсутствовали законные основания для отказа в выдаче Обществу разрешения на строительство, и правомерно признал решение от 16.05.2022 N 3677-19-11 незаконным, обязав уполномоченный орган повторно рассмотреть заявление Общества в установленном действующим законодательством порядке и вынести мотивированное решение по существу указанного заявления.
Возложение судом на Администрацию обязанности рассмотреть заявление Общества и принять по нему мотивированное решение в соответствии с установленным действующим законодательством является способом устранения допущенного нарушения и восстановления нарушенного права заявителя (пункт 3 части 4 статьи 201 Кодекса).
Выводы суда соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
С учетом изложенного основания для отмены принятого судебного акта у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, поскольку заявитель на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 по делу N А28-6687/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Кирова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств того, что внесение изменений в Правила землепользования и застройки города Кирова обусловлено принятием органом местного самоуправления решения о комплексном развитии территории, не представлено.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу, что в нарушение части 5 статьи 200 Кодекса Администрация не доказала законность оспариваемого решения. Выводы Администрации о наличии оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство необоснованны, преждевременны, сделаны при отсутствии достаточных фактических и правовых оснований прав, без установления всех обстоятельств, которые могут повлиять на решение вопроса о возможности выдачи испрашиваемого разрешения.
...
Возложение судом на Администрацию обязанности рассмотреть заявление Общества и принять по нему мотивированное решение в соответствии с установленным действующим законодательством является способом устранения допущенного нарушения и восстановления нарушенного права заявителя (пункт 3 части 4 статьи 201 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 апреля 2023 г. N Ф01-856/23 по делу N А28-6687/2022