Нижний Новгород |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А79-8267/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.04.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.,
при участии представителя
от ответчика: Щербаковой Л.Н. (доверенность от 24.11.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
главы крестьянского фермерского хозяйства Давудова Азиза Нурмагамедовича
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08.07.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022
по делу N А79-8267/2021
по иску Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Давудову Азизу Нурмагамедовичу (ОГРНИП: 317213000019782)
о взыскании 2 944 800 рублей,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике,
и установил:
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство, Минсельхоз) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением к главе крестьянского фермерского хозяйства Давудову Азизу Нурмагамедовичу (далее - ГКФХ Давудов А.Н., Глава крестьянского хозяйства) о взыскании субсидии в сумме 2 944 800 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08.07.2022 исковые требования Министерства удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 14.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
Глава крестьянского хозяйства не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, применение санкции в виде изъятия бюджетных средств незаконно, поскольку Главой крестьянского хозяйства соблюдены все условия предоставления гранта, предусмотренные Соглашением.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Истец и третье лицо отзывы на кассационную жалобу не представили, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.02.2017 N 44 "Об утверждении правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на содействие достижению целевых показателей" Министерством и ГКФХ Давудовым А.Н. - получателем гранта, подписано соглашение о государственной поддержке начинающего фермера от 24.10.2017 N 01-34/159-2 (далее - Соглашение), согласно которому Минсельхоз перечисляет ответчику бюджетные средства в размере 2 944 800 рублей. Получатель гранта обязуется в течение пяти лет после получения гранта осуществлять деятельность по проекту - создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также совершить иные действия, указанные в разделе 3 договора.
По платежному поручению от 02.11.2017 N 310152 в соответствии с Соглашением в адрес ГКФХ Давудова А.Н. перечислены денежные средства гранта в сумме 2 944 800 рублей.
Впоследствии в 2021 году Минсельхозом была проведена проверка соблюдения требований законодательства ГКФХ Давудовым А.Н. в связи с использованием государственной поддержки, мониторинг деятельности КФХ. Проверкой установлено нарушение Главой крестьянского хозяйства условий предоставления гранта, предусмотренных Соглашением, выразившееся в предоставлении недостоверных сведений о трудовом стаже, в отсутствии фермерского хозяйства, а также поголовья крупного рогатого скота.
Письмом от 31.05.2021 N 13/15-3416 ответчик был уведомлен о необходимости вернуть бюджетные средства.
Главой крестьянского хозяйства денежные средства в бюджет возвращены не были, что послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 28, 38, 78, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8.02.2017 N 44 "Об утверждении правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на содействие достижению целевых показателей", суд первой инстанции пришел к выводам о том, что для получения гранта ответчиком предоставлены недостоверные сведения и что основная цель Соглашения о предоставлении гранта последним не достигнута, поэтому удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8.02.2017 N 44 "Об утверждении правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на содействие достижению целевых показателей" утвержден Порядок предоставления начинающим фермерам государственной поддержки в форме гранта (субсидии) на сохранение и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое устройство (далее - Порядок).
На основании пункта 2.5 Порядка условиями предоставления гранта являются, в том числе: наличие у начинающего фермера среднего специального или высшего сельскохозяйственного образования, или дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, или наличие трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет, либо осуществление ведения или совместного ведения личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет.
В силу пункта 3.9 Порядка не допускается к участию в конкурсном отборе начинающий фермер в случаях, если: не выполнены условия, указанные в пункте 2.5 данного Порядка; не представлены документы, указанные в пункте 1 приложения N 2 к настоящему Порядку, или указаны неполные и (или) недостоверные сведения в заявке и документах; на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении гранта по форме, утвержденной Министерством финансов Чувашской Республики (далее соответственно - Соглашение, Минфин Чувашии): хозяйство находится в процессе прекращения и (или) имеет ограничения на осуществление хозяйственной деятельности; хозяйство имеет задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии указанной задолженности глава хозяйства представляет копии платежных документов, подтверждающих оплату данной задолженности до обращения в Минсельхоз Чувашии для участия в конкурсном отборе); хозяйство имеет просроченную задолженность по возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иную просроченную задолженность перед республиканским бюджетом Чувашской Республики; хозяйство получает средства из республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка.
Аналогичные условия предоставления гранта предусмотрены пунктом 1.2 Соглашения.
В пунктах 3.2.16, 8.1 Соглашения установлено, что в случае нарушения условий предоставления субсидий и обязательств по Соглашению получатель субсидии должен вернуть субсидии в республиканский бюджет Чувашской Республики в полном объеме в течение 30 дней со дня уведомления получателя субсидии.
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что для получения субсидии ответчиком в Минсельхоз были представлены недостоверные сведения о трудовом стаже в сельском хозяйстве не менее трех лет, об аренде трактора МТЗ-82 Беларус 82.1-СМ гос. номер 4169УР21. Согласно данным проверки следственным отделом УФСБ России по Чувашской Республике вынесено постановление от 21.03.2022 об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ. Проведенной проверкой установлено, что в трудовую книжку Давудова А.Н. внесены недостоверные сведения об осуществлении трудовой деятельности в период с 01.08.2008 по 31.12.2011 в ООО "Сеспельское" в качестве бригадира полеводческой бригады. Проверкой также установлено, что Давудов А.Н. с 13.06.2017 зарегистрирован в сервисе Яндекс. Такси и выполнял заказы в качестве водителя до 03.07.2021. Договор аренды трактора МТЗ-82 (Беларус 82.1-СМ) гос. номер 4169УР21 заключен им без передачи трактора в натуре. Данные обстоятельства подтверждены объяснениями Федоровой Р.П., Васильева В.В., Федоровой Р.П., Кузина С.Л.
Сведений о наличии у Давудова А.Н. среднего специального или высшего сельскохозяйственного образования либо дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности материалы дела не содержат. Как утверждает ответчик, он имеет высшее педагогическое образование, окончив ГОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет" по специальности "История".
Согласно пункту 2.2 Порядка (в редакции на момент заключения Соглашения) начинающий фермер обязан:
- использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет для учета операций неучастников бюджетного процесса, открытый в Управлении Федерального казначейства по Чувашской Республике, и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства в соответствии с планом расходов, предлагаемых к софинансированию за счет гранта, предусматривающим указание наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования, по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку;
- оплачивать за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого приобретения, указанного в плане расходов; создать не менее одного нового постоянного рабочего места (исключая главу хозяйства) на каждый 1 млн. рублей гранта в год получения гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места на один грант;
- сохранить созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее пяти лет после получения гранта;
- осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта;
- постоянно проживать или переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является и которое является единственным местом его трудоустройства.
На основании отчетов, представленных ГКФХ Давудовым А.Н., поголовья крупного рогатого скота в хозяйстве на 1 января 2021 года не имелось.
По данным бюджетного учреждения Чувашской Республики "Моргаушская районная СББЖ" Госветслужбы Чувашии, при посещении ГКФХ Давудова А.Н. в целях проведения плановой профилактической вакцинации животных, поголовья крупного рогатого скота, на 03.03.2021 при визуальном осмотре территории данного хозяйства следов пребывания людей, заезда автотранспорта и производственной деятельности не установлено; в течение 2020 года Глава крестьянского хозяйства по поводу передвижения скота и оформления ветеринарно-сопроводительных документов на сельскохозяйственных животных в бюджетном учреждении Чувашской Республики "Моргаушская СББЖ" Госветслужбы Чувашии и подведомственные учреждения не обращался.
Из письма администрации Тораевского сельского поселения от 25.03.2021 N 85 следует, что по месту регистрации Давудов А.Н. не проживает.
Согласно письму администрации Ярабайкасинского сельского поселения от 23.03.2021 N 582, на территории которого расположены объекты ГКФХ Давудова А.Н., названное лицо не проживает.
По результатам выездного мониторинга деятельности ГКФХ Давудова А.Н., проведенного Минсельхозом 26.03.2021, выявлено отсутствие какой-либо деятельности ГКФХ Давудова А.Н., а также отсутствие в месте нахождения данного хозяйства крупного рогатого скота, приобретенного за счет средств гранта.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что в рассматриваемом случае Глава крестьянского хозяйства не соответствовал подпункту 2.5.5 пункта 2.5 Порядка, как получатель субсидии, и пункту 1.2 Соглашения, в связи с чем не вправе был претендовать на ее получение.
В силу абзаца 1 пункта 7.1 Порядка в случае выявления фактов нарушения условий предоставления субсидии средства республиканского бюджета Чувашской Республики возвращаются в размере всей предоставленной суммы субсидии.
Актом от 15.04.2021 ГКФХ Давудову А.Н. предложено в срок до 21.05.2021 принять меры по устранению нарушений обязательств по Соглашению и представить копии документов, в том числе подтверждающие материалы о приобретении крупного рогатого скота, включая ветеринарные сопроводительные документы. Письмом Минсельхоза от 20.04.2021 N 13/15-2514 данный акт направлен ГКФХ Давудову А.Н.
Впоследствии в соответствии с пунктом 7.2 Порядка согласно пункту 3.2.1 протокола от 01.04.2021 N 6 Комиссией Минсельхоза принято решение принять меры по возврату в установленном порядке средств государственной поддержки, полученных ГКФХ Давудовым А.Н. в виде гранта, в республиканский бюджет Чувашской Республики.
Письмом Министерства от 31.05.2021 N 13/15-3416 Главе крестьянского хозяйства направлено уведомление о возврате средств гранта.
С учетом изложенного, установив, что ответчиком нарушены условия предоставления гранта, предусмотренные пунктом 2.5 Порядка и пунктом 1.2 Соглашения, суды сделали правильный вывод о том, что полученный им грант в сумме 2 944 800 рублей в соответствии с пунктом 7.1 Порядка подлежит возврату в полном размере.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск Министерства о взыскании с ответчика субсидии в названной сумме.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда округа не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3000 рублей относится на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08.07.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022 по делу N А79-8267/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Давудова Азиза Нурмагамедовича - без удовлетворения.
Взыскать с главы крестьянского фермерского хозяйства Давудова Азиза Нурмагамедовича в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Чувашской Республики - Чувашии выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, и материалам дела не противоречит, что для получения субсидии ответчиком в Минсельхоз были представлены недостоверные сведения о трудовом стаже в сельском хозяйстве не менее трех лет, об аренде трактора МТЗ-82 Беларус 82.1-СМ гос. номер 4169УР21. Согласно данным проверки следственным отделом УФСБ России по Чувашской Республике вынесено постановление от 21.03.2022 об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ. Проведенной проверкой установлено, что в трудовую книжку Давудова А.Н. внесены недостоверные сведения об осуществлении трудовой деятельности в период с 01.08.2008 по 31.12.2011 в ООО "Сеспельское" в качестве бригадира полеводческой бригады. Проверкой также установлено, что Давудов А.Н. с 13.06.2017 зарегистрирован в сервисе Яндекс. Такси и выполнял заказы в качестве водителя до 03.07.2021. Договор аренды трактора МТЗ-82 (Беларус 82.1-СМ) гос. номер 4169УР21 заключен им без передачи трактора в натуре. Данные обстоятельства подтверждены объяснениями Федоровой Р.П., Васильева В.В., Федоровой Р.П., Кузина С.Л."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 апреля 2023 г. N Ф01-409/23 по делу N А79-8267/2021