Нижний Новгород |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А29-4014/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.04.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
арбитражного управляющего Собяниной Ирины Павловны
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.07.2022 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.10.2022 по делу N А29-4014/2022
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми (ОГРН: 1041100438191, ИНН: 1101486244)
о привлечении к административной ответственности
арбитражного управляющего Собяниной Ирины Павловны,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Мазанова Ирина Владимировна,
и установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Собяниной Ирины Павловны (далее - арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мазанова Ирина Владимировна.
Суд первой инстанции решением от 14.07.2022 удовлетворил заявленное требование, привлек арбитражного управляющего к административной ответственности в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
Арбитражный управляющий не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, третье лицо не имеет отношения к обществу с ограниченной ответственностью "СТК "Коминефтегазстрой" (далее - Общество), в связи с чем, дело об административном правонарушении не могло быть возбуждено по заявлению третьего лица, кроме того, права и законные интересы третьего лица не были нарушены конкурсным управляющим Собяниной И.П. Арбитражный управляющий указывает на возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы заявителя жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.02.2020 по делу N А29-6916/2018 Общество признано несостоятельным (банкротом); открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим утверждена Собянина И.П.
Управление в ходе административного расследования выявило нарушение арбитражным управляющим пункта 6 статьи 28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), что выразилось в неопубликовании в газете "Коммерсантъ" сведений об утверждении ее определением суда от 19.01.2021 (резолютивная часть от 18.01.2021) в качестве конкурсного управляющего должника; пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве, что выразилось в непредставлении в период с 19.01.2021 по 16.11.2021 собранию кредиторов должника информации, в том числе отчета о своей деятельности; пункта 61.1 Закона о банкротстве, что выразилось в неопубликовании в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сообщений о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения заявлений о признании сделок должника недействительными.
Усмотрев в действиях (бездействии) арбитражного управляющего состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, Управление вынесло постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь положениями Закона о банкротстве, КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава вменяемого административного правонарушения и удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективной стороной названного административного правонарушения является повторное неисполнение, в том числе арбитражным управляющим, обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), то есть в данном случае предусмотренных Законом о банкротстве и входящих в систему законодательства о несостоятельности (банкротстве) нормативных правовых актов.
На основании пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Каждое из вменяемых арбитражному управляющему деяний подлежит самостоятельной оценке в целях выявления того, образует ли оно состав административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 6 статьи 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего.
Сведения об утверждении (освобождении) конкурсного управляющего подлежат направлению арбитражным управляющим для опубликования в десятидневный срок с даты вынесения судом определения (абзац 4 пункта 6 статьи 28 Закона о банкротстве) (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60).
В соответствии с пунктом 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, продлении срока конкурсного производства или включении требования в реестр (часть 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме. До изготовления указанных судебных актов в полном объеме суд обязан по заявлению заинтересованных в этом участвующих в деле о банкротстве лиц незамедлительно выдать им заверенные судом копии их резолютивных частей. Такие копии являются достаточными, в частности для удостоверения полномочий арбитражного управляющего, в том числе на распоряжение средствами по банковскому счету должника, а также для удостоверения полномочия кредитора голосовать на собрании кредиторов. В остальных случаях применяются общие правила Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о дате принятия судебного акта (абзац второй части 2 статьи 176).
Арбитражный управляющий, как профессиональный участник процедур банкротства, давший согласие на утверждение в процедуре банкротства конкретного должника, действуя в рамках установленного статьей 20.4 Закона о банкротстве принципа добросовестности, должен принимать меры для обеспечения исполнения судебных актов, принимаемых в деле о банкротстве.
Суды установили, что резолютивная часть определения Арбитражного суда Нижегородской области от 19.01.2021 по делу N А29-6916/2018 объявлена 18.01.2021.
Таким образом, процедура внешнего управления в отношении Общества введена 18.01.2021. Следовательно, сообщение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина должно быть опубликовано в газете "Коммерсантъ" не позднее 28.01.2021.
Распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р газета "Коммерсантъ" определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве.
Собянина И.П. сведений об утверждении ее в качестве конкурсного управляющего Общества в газете "Коммерсант" не опубликовала.
Пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве предусмотрено, что организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
Конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное (пункт 1 статьи 143 Закона о банкротстве).
Перечень сведений, которые должны содержаться в отчете конкурсного управляющего, установлен в пункте 2 статьи 143 Закона о банкротстве.
Суды установили, что последнее собрание кредиторов должника состоялось 29.09.2020. При этом собранием кредиторов не разрешался вопрос по установлению иной периодичности представления отчета арбитражного управляющего о своей деятельности собранию кредиторов должника. Таким образом, обязанность по периодичному представлению собранию кредиторов отчета о своей деятельности конкурсным управляющим Собяниной И.П. в период с 19.01.2021 по 16.11.2021 не исполнена.
В силу пункта 4 статьи 61.1 Закона о банкротстве сведения о подаче в арбитражный суд заявления о признании сделки недействительной по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе, о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления и судебных актов о его пересмотре подлежат включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве, не позднее трех рабочих дней с даты, когда арбитражному управляющему стало известно о подаче заявления или вынесении судебного акта, а при подаче заявления арбитражным управляющим - не позднее следующего рабочего дня после дня подачи заявления.
Судами установлено, что определениями Арбитражного суда Республики Коми от 18.03.2021, от 24.05.2021 по делу N А29-6916/2018 заявления Управления Федеральной налоговой службы России по Республики Коми удовлетворены, сделки по перечислению 04.07.2018 и 17.07.2018 денежных средств с расчетного счета закрытого акционерного общества "Проммонтажстрой" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Севернефтегазтранс" на сумму 500 000 рублей и в пользу общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" на сумму 74 196 рублей признаны недействительными. Судебные акты опубликованы в установленном порядке 20.03.2021 и 25.05.2021.
Вместе с тем Собяниной И.П. соответствующие сведения в ЕФРСБ не размещены. Публикация сообщений о вынесении Арбитражным судом Республики Коми судебных актов по результатам рассмотрения заявлений о признании сделок должника недействительными не осуществлена.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание пояснения сторон, учитывая конкретные обстоятельства дела, суды пришли к верному выводу о наличии в деянии арбитражного управляющего Собяниной И.П. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Назначенное арбитражному управляющему административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. При разрешении вопроса о размере назначенного административного наказания суды учли все обстоятельства, влияющие на размер наказания.
Выводы судов об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении эпизодов нарушений, квалифицированных по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ основаны на оценке исследованных доказательств.
В силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода судов о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из совершенного лицом правонарушения, и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Довод заявителя о том, что заявление Мазановой И.В. на действия Арбитражного управляющего не подлежало рассмотрению Управлением, поскольку подано лицом, которое не является участником дела о банкротстве должника, судом округа отклоняется.
Из пунктов 1 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ следует, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является не только сообщения и заявления физических и юридических лиц, но и непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, направлять обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Статья 7 Закона N 59-ФЗ содержит требования к письменному обращению гражданина. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает наименование государственного органа, в который направляет обращение, свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ).
Из материалов дела следует, что в Управление поступило обращение Мазановой И.В., содержащее данные, указывающие на наличие в действиях (бездействии) Арбитражного управляющего события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц. Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в жалобе, по существу, направлены на иную оценку доказательств, которая не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Кодекса).
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые повлияли бы на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Кодекса заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.07.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.10.2022 по делу N А29-4014/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего Собяниной Ирины Павловны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, направлять обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Статья 7 Закона N 59-ФЗ содержит требования к письменному обращению гражданина. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает наименование государственного органа, в который направляет обращение, свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ).
Из материалов дела следует, что в Управление поступило обращение Мазановой И.В., содержащее данные, указывающие на наличие в действиях (бездействии) Арбитражного управляющего события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 апреля 2023 г. N Ф01-646/23 по делу N А29-4014/2022