Нижний Новгород |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А28-3816/2022 |
Резолютивная часть объявлена 12.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.04.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Бабаева С.В., Трубниковой Е.Ю.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
администрации города Кирова
на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.11.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023
по делу N А28-3816/2022
по иску индивидуального предпринимателя Исхакова Дамира Нафисовича
(ИНН: 164904881664, ОГРН: 315168900002561)
к администрации города Кирова (ИНН: 4348005534, ОГРН: 1024301340238),
муниципальному казенному учреждению "Управление дорожной и парковой
инфраструктуры города Кирова" (ИНН: 4345288563, ОГРН: 1104345019184),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства"
(ОГРН: 1124345009777, ИНН: 4345328777), публичное акционерное общество
"Мостотрест" (ОГРН: 1027739167246, ИНН: 7701045732),
о взыскании 16 974 рублей
и установил:
индивидуальный предприниматель Исхаков Дамир Нафисович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к администрации города Кирова (далее - Администрация) о взыскании 11 359 рублей стоимости восстановительного ремонта, 3500 рублей стоимости независимой экспертизы, 1916 рублей стоимости услуг автосервиса, а также 199 рублей почтовых расходов и расходов по уплате государственной пошлины.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 02.05.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное казенное учреждение "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" (далее - Учреждение).
Исковые требования основаны на статьях 15, 1064, 1069, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьях 6, 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), статьях 3, 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), пункте 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, пунктах 5.2.4, 5.2.6, 5.2.7 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017), статье 8 Устава муниципального образования "Город Киров" и мотивированы тем, что в результате ненадлежащего исполнения обязанности по содержанию дорожной сети автомобилю, принадлежащему Маркевичу Станиславу Сергеевичу (далее - Маркевич С.С.), был причинен ущерб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" (далее - МКУ "УКС"), публичное акционерное общество "Мостотрест" (далее - ПАО "Мостотрест").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 09.11.2022, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023, исковые требования удовлетворены частично: с Администрации взыскано 6627 рублей ущерба, а также 2674 рубля 70 копеек судебных расходов.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы считает себя ненадлежащим ответчиком, обращает внимание на то, что на момент ДТП люк, на который совершил наезд истец, находился на балансе Учреждения, в казну муниципального образования "Город Киров" передан лишь 18.12.2019, то есть после ДТП.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установлено судом, 06.11.2019 в 21 часов 14 минут в городе Кирове напротив дома 34 по улице Ивана Попова произошло ДТП: Самийлык Максим Валерьевич, двигаясь на автомобиле "Датсун", государственный регистрационный знак К539РМ43 (далее - автомобиль, транспортное средство), принадлежащем Маркевичу С.С., совершил наезд на люк, находящийся на проезжей части.
В акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 06.11.2019 N 1469 сотрудником ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Кирову на участке город Киров, улица Попова 34 зафиксирован открытый люк колодца с крышкой.
Определением от 07.11.2019 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях водителя состава административного правонарушения.
В результате ДТП автомобиль, принадлежащий на праве собственности Маркевичу С.С., получил механические повреждения.
Маркевичем С.С. (цедент) и Предприниматель (цессионарий) заключили договор цессии от 08.11.2019, в соответствии с которым цедент уступает цессионарию право требования денежных средств в размере возмещения ущерба и убытков, возникших, вследствие причинения механических повреждений автомобилю в результате ДТП с лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации возлагается обязанность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений (пункт 1.1 договора).
С целью реализации полученного на основании договора цессии права (требования) истец обратился в общество с ограниченной ответственностью "Независимая экспертно-оценочная корпорация" с целью определения размера ущерба.
Во исполнение условий договора на оказание услуг по экспертизе от 08.11.2019 N 349Э подготовлено заключение эксперта от 11.11.2019 N 349Э, согласно которому стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учета износа составила 11 359 рублей 00 копеек, с учетом износа - 11 207 рублей 99 копеек.
Стоимость услуг эксперта составила 3500 рублей.
Ввиду того, что требования Предпринимателя о возмещении вреда, изложенные в претензии от 01.02.2020, Администрация оставила без удовлетворения, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В пункте 6 статьи 3 Закона N 257-ФЗ установлено, что под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 12 статьи 3 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (пункту 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии со статьей 28 Закона N 257-ФЗ пользователи автомобильными дорогами имеют право, в том числе получать компенсацию вреда, причиненного их имуществу в случае, в том числе содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими, в том числе содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
На основании части 1 статьи 6 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 3 Закона N 257-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 6 Закона N 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В части 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ указано, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (статья 12 Закона N 196-ФЗ).
Пунктом 5.2.6 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634-2019 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия".
Суды двух инстанций установили, что убытки возникли в результате повреждения транспортного средства в связи с наездом на закрытый люк на путепроводе у дома N 34 по улице Ивана Попова, который, при проезде через него, открылся, образовались в результате ненадлежащего содержания дорожной инфраструктуры местного значения города Кирова.
Исследовав представленные в материалы дела постановление Администрации от 16.12.2019 N 3063-п "О приеме-передаче сооружения "Путепровод с реконструкцией ул. Ивана Попова от ул. Щорса до ул. Чистопрудненской в г. Кирове", объектов инфраструктуры и зеленых насаждений", акты приема-передачи имущества от МКУ "УКС" в казну муниципального образования "Город Киров" и в оперативное управление Учреждения, составленные 18.12.2019, суды пришли к верному выводу, что на момент ДТП именно Администрация в силу закона осуществляла муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Киров", в связи с чем обоснованно признали ее надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов у суда округа не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 09.11.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 по делу N А28-3816/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Кирова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4 статьи 6 Закона N 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В части 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ указано, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (статья 12 Закона N 196-ФЗ).
Пунктом 5.2.6 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634-2019 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 апреля 2023 г. N Ф01-1283/23 по делу N А28-3816/2022