Нижний Новгород |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А43-7348/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.04.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Соколовой Л.В.,
при участии представителей
от заявителя: Венгилевского Э.А. (доверенность от 18.02.2023),
от заинтересованного лица: Курганской А.И. (доверенность от 10.01.2022),
Орел Н.Н. (доверенность от 11.10.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Респект"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.11.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023
по делу N А43-7348/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Респект"
(ИНН: 0268093048, ОГРН: 1210200006642)
о признании недействительными решений Приволжской электронной таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары
от 28.12.2021, от 29.12.2021, от 30.12.2021, от 31.12.2021, от 01.01.2022, от 02.01.2022, от 03.01.2022, от 04.01.2022, от 05.01.2022, от 06.01.2022, от 07.01.2022, от 08.01.2022, от 09.01.2022, от 10.01.2022, от 11.01.2022,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Респект" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными решений Приволжской электронной таможни (далее - Таможня, таможенный орган) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары (далее - ДТ), от 28.12.2021 по ДТ N 10418010/051021/0300974 на сумму 86 206 рублей 06 копеек, от 29.12.2021 по ДТ N 10418010/121021/0308032 на сумму 26 087 рублей 11 копеек, от 30.12.2021 по ДТ N 10418010/121021/0307938 на сумму 34 283 рубля 75 копеек, от 31.12.2021 по ДТ N 10418010/081021/0305035 на сумму 73 713 рублей 02 копейки, от 31.12.2021 по ДТ N 10418010/081021/0305043 на сумму 73 316 рублей 42 копейки, от 31.12.2021 по ДТ N 10418010/081021/0305052 на сумму 73 479 рублей 91 копейка, от 31.12.2021 по ДТ N 10418010/081021/0305094 на сумму 73 733 рубля 13 копеек, от 31.12.2021 по ДТ N 10418010/081021/0305184 на сумму 73 713 рублей 02 копейки; от 31.12.2021 по ДТ N 10418010/081021/0305188 на сумму 83 156 рублей 42 копейки; от 01.01.2022 по ДТ N 10418010/131021/0308927 на сумму 25 555 рублей 83 копейки, от 01.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0304837 на сумму 78 648 рублей 41 копейка, от 01.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0304856 на сумму 73 713 рублей 02 копейки, от 01.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0304918 на сумму 73 484 рубля 27 копеек, от 01.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0305037 на сумму 74 074 рубля 06 копеек, от 01.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0305069 на сумму 74 247 рублей 15 копеек, от 02.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0305135 на сумму 74 598 рублей 45 копеек, от 02.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308249 на сумму 79 482 рубля 69 копеек, от 03.01.2022 по N ДТ 10418010/121021/0307951 на сумму 40 830 рублей 59 копеек, от 03.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308030 на сумму 75 037 рублей 22 копейки, от 03.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308121 на сумму 76 998 рублей 47 копеек, от 03.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308128 на сумму 73 643 рубля 38 копеек, от 03.01.2022 по ДТ N 10418010/131021/0308850 на сумму 73 229 рублей 55 копеек, от 03.01.2022 по ДТ N 10418010/131021/0308935 на сумму 47 172 рубля 13 копеек, от 04.01.2022 по ДТ N 10418010/011121/3006012 на сумму 74 810 рублей 63 копейки, от 04.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0307940 на сумму 73 385 рублей 44 копейки, от 04.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308015 на сумму 67 536 рублей 18 копеек, от 04.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308027 на сумму 42 942 рубля 96 копеек, от 04.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308050 на сумму 33 155 рублей 48 копеек, от 04.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308067 на сумму 52 394 рубля 07 копеек, от 04.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308236 на сумму 73 515 рублей 68 копеек, от 04.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308069 на сумму 74 738 рублей 46 копеек, от 04.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308070 на сумму 51 177 рублей 36 копеек, от 04.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308078 на сумму 49 420 рублей 35 копеек, от 04.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308214 на сумму 72 045 рублей 37 копеек, от 04.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308239 на сумму 54 092 рубля 36 копеек, от 04.01.2022 по ДТ N 10418010/131021/0308950 на сумму 49 550 рублей 87 копеек, от 05.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0304829 на сумму 74 251 рубль 37 копеек, от 05.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0304874 на сумму 73 454 рубля 29 копеек, от 05.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0304880 на сумму 74 022 рубля 40 копеек, от 05.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0304890 на сумму 72 610 рублей 52 копейки, от 05.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0304933 на сумму 74 765 рублей 77 копеек, от 05.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0304984 на сумму 73 775 рублей 22 копейки, от 05.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308243 на сумму 74 690 рублей 90 копеек, от 06.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0304773 на сумму 132 087 рублей 88 копеек, от 06.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0304927 на сумму 66 210 рублей 53 копейки, от 06.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0305036 на сумму 49 437 рублей 03 копейки, от 06.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0305118 на сумму 73 322 рубля 53 копейки, от 06.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0307961 на сумму 85 105 рублей 86 копеек, от 06.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0307962 на сумму 34 783 рубля 42 копейки, от 06.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308052 на сумму 73 515 рублей 68 копеек, от 06.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308245 на сумму 73 877 рублей 41 копейка, от 07.01.2022 по ДТ N 10418010/031121/3008485 на сумму 87 078 рублей 41 копейка, от 07.01.2022 по ДТ N 10418010/031121/3008489 на сумму 94 092 рубля 95 копеек, от 07.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308037 на сумму 73 073 рубля 38 копеек, от 07.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308045 на сумму 51 747 рублей 39 копеек, от 07.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308047 на сумму 52 080 рублей 94 копейки, от 07.01.2022 по ДТ N 10418010/131021/0308858 на сумму 75 625 рублей 19 копеек, от 08.01.2022 по ДТ N 10418010/011121/3005743 на сумму 50 981 рубль 42 копейки, от 08.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0307981 на сумму 75 793 рубля 43 копейки, от 08.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308041 на сумму 33 291 рубль 97 копеек, от 08.01.2022 по ДТ N 10418010/021121/3007488 на сумму 85 908 рублей 72 копейки, от 08.01.2022 по ДТ N 10418010/131021/0308945 на сумму 49 771 рубль 21 копейка, от 09.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308064 на сумму 35 991 рубль 75 копеек, от 09.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308109 на сумму 71 799 рублей 60 копеек, от 09.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308109 на сумму 71 799 рублей 60 копеек, от 10.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308142 на сумму 73 939 рублей 49 копеек, от 10.01.2022 по ДТ N 10418010/131021/0308937 на сумму 48 820 рублей 15 копеек, от 10.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0305082 на сумму 73 931 рубль 75 копеек, от 10.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308075 на сумму 15 208 рублей 28 копеек, от 11.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0304861 на сумму 73 763 рубля 36 копеек, от 11.01.2022 по ДТ N 10418010/081021/0304983 на сумму 75 021 рубль 98 копеек, от 11.01.2022 по ДТ N 10418010/111121/3016227 на сумму 94 336 рублей 58 копеек, от 11.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308016 на сумму 77 541 рубль 66 копеек, от 11.01.2022 по ДТ N 10418010/121021/0308219 на сумму 72 062 рубля 05 копеек.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 03.11.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, нарушили нормы процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Общества, таможенная стоимость товара, определенная им по первому методу, является верной и подтверждена надлежащим образом оформленными документами (на дату декларирования сроки оплаты товара не наступили; условия внешнеторговых контрактов не предполагают зависимость цены товаров от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено).
Подробно доводы Общества приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Таможня в отзыве на кассационную жалобу и представители в судебном заседании отклонили доводы заявителя.
Дополнение к кассационной жалобе судом округа не принимается и подлежит возвращению заявителю в связи с несоблюдением предусмотренного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядка его представления.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество на Приволжский таможенный пост (центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни подало декларации на товары N 10418010/131021/0308927, 10418010/081021/0305035, 10418010/081021/0305043, 10418010/081021/0304837, 10418010/081021/0305052, 10418010/081021/0305094, 10418010/081021/0305184, 10418010/121021/0307938, 10418010/081021/0305188, 10418010/081021/0304856, 10418010/121021/0308032, 10418010/081021/0304918, 10418010/081021/0305037, 10418010/081021/0305069, 10418010/081021/0305135, 10418010/121021/0308249, 10418010/051021/0300974, 10418010/081021/0304861, 10418010/081021/0304983, 10418010/081021/0305082, 10418010/111121/3016227, 10418010/011121/3006012, 10418010/121021/0307940, 10418010/121021/0308015, 10418010/121021/0308027, 10418010/121021/0308050, 10418010/121021/0308067, 10418010/121021/0308236, 10418010/121021/0308069, 10418010/121021/0308070, 10418010/121021/0308078, 10418010/121021/0308214, 10418010/121021/0308239, 10418010/131021/0308950, 10418010/121021/0307951, 10418010/121021/0308030, 10418010/121021/0308121, 10418010/121021/0308128, 10418010/131021/0308850, 10418010/131021/0308935, 10418010/081021/0304829, 10418010/081021/0304874, 10418010/081021/0304880, 10418010/081021/0304890, 10418010/081021/0304933, 10418010/081021/0304984, 10418010/121021/0308243, 10418010/081021/0304773, 10418010/081021/0304927, 10418010/081021/0305036, 10418010/081021/0305118, 10418010/121021/0307961, 10418010/121021/0307962, 10418010/121021/0308052, 10418010/121021/0308245, 10418010/011121/3005743, 10418010/121021/0307981, 10418010/121021/0308041, 10418010/021121/3007488, 10418010/131021/0308945, 10418010/031121/3008485, 10418010/031121/3008489, 10418010/121021/0308037, 10418010/121021/0308045, 10418010/121021/0308047, 10418010/131021/0308858, 10418010/121021/0308016, 10418010/121021/0308064, 10418010/121021/0308075, 10418010/121021/0308109, 10418010/121021/0308219, 10418010/121021/0308142, 10418010/131021/0308937 для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров: сливы свежей сортов "стенлей", "президент", "блю фри", "блэк амбер", "начакская", несортовой; яблок свежих сортов "прима", "ред чиф", "гала", "слава победителям", "прима руж", "айдаред"; винограда свежего столовых сортов "изабелла", "кодрянка"; персиков свежих сорта "рейдхейвен".
Товары ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза из Молдовы автомобильным видом транспорта на условиях поставки СРТ-Москва (Россия) по заключенному с "FRUCTLAIN-TRANS S.R.L" (Молдова) контракту от 06.07.2021 N R06-07-2021 (товар - "слива свежая сортов "стенлей", "блю фри"; производитель - компания "AGROBRIO SRL" (Молдова), ИТС составил 0,33 долл. США/кг); по заключенному с компанией "CI "FRUCT PROD GRUP" (Молдова) контракту от 07.06.2021 N R07-06-2021 (товар - "слива свежая сортов "президент", "чачакская"; производитель - компания "EXARDIVСОМ SRL" (Молдова), ИТС - 0,33 долл. США/кг); по заключенному с компанией "NOVA-PLUM-FRUCT SRL" (Молдова) контракту от 23.12.2020 N R23-12-2020 (товар - "слива свежая сорта "стенлей"; производители - компании "SRL "VIORIXAGRO" (Молдова) и "GT "VICTOR MARCUTA" (Молдова); ИТС - 0,33 долл. США/кг); по заключенному с компанией "FRUIT COMPANY LOGISTIC S.R.L" (Молдова) контракту от 30.04.2021 N R30-04-2021 (товар - "слива свежая сортов "стенлей", "петештянка"; производители - компании "GT "MACARU MIHAIL ION" (Молдова) и "GT "CAIREAC SNEJANA IVAN" (Молдова); ИТС - 0,33 долл. США/кг); по заключенному с компанией "LUCKY FRUIT" SRL" (Молдова) контакту от 03.09.2021 N R03-09-2021 (товар - "слива свежая несортовая"; производитель - компания "GT "SCORENCO ALEXANDR ALEXANDR" (Молдова); ИТС - 0,33 долл. США/кг); по заключенному с компанией "CI "FRUCT PROD GRUP" (Молдова) контакту от 07.06.2021 N R07-06-2021 (товары - "яблоки свежие сорт "слава победителям", калибр 55+, ИТС - 0,41 долл. США/кг; "яблоки свежие сорта "айдаред", калибр 55+, ИТС - 0,43 долл. США/кг; "яблоки свежие сорта "гала", калибр 55+, ИТС - 0,44 долл. США/кг; "яблоки свежие сорта "слава победителям", калибр 55+, ИТС - 0,41 - 0,43 долл. США/кг; "яблоки свежие сорта "прима руж", калибр 55+, ИТС - 0,41 долл. США/кг); производитель - компания "SC "ALEXER SERVICE" SRL" (Молдова); по заключенному с компанией "FRUIT COMPANY LOGISTIC S.R.L" (Молдова) контракту от 30.04.2021 N R30-04-2021 (товар - "яблоки свежие сорта "слава победителям", калибр 50+; производитель - компания "GT "MARGINA GRIGORI VICTOR" (Молдова); ИТС - 0,43 долл. США/кг); по заключенному с компанией "CI "FRUCT PROD GRUP" (Молдова) контракту от 22.07.2021 N R22-07-2021 (товар - "яблоки свежие сорта "прима руж", калибр 55+; производитель - компания "SC "ALEXER SERVICE" SRL" (Молдова); ИТС - 0,41 долл. США/кг); по заключенному с компанией "NIKO FRUIT S.R.L" (Молдова) контракту от 29.04.2021 N R29-04-2021 (товар - "яблоки свежие сорта "прима руж", калибр 55+; производитель компания "GT "GRUSEVSCHI DAMELA" (Молдова); ИТС - 0,43 долл. США/кг); по заключенному с компанией "POLINSIV PLUS" SRL" (Молдова) контракту от 07.09.2021 N R07-09-2021 (товары - "яблоки свежие сортов "ред чиф", "гала", "чемпион", калибр 50+, ИТС - 0.42 долл. США/кг; "яблоки свежие сортов "слава победителям", "дискавери", "айдаред", "флорина", "чемпион", "гала", "муцу", "пинова", "дженерос", "мантуанское", "ред фри", "голден", "ренет симиренко", "ред чиф", "джонатан", ИТС - 0,41 долл. США/кг); производитель - компания "POLINSIV PLUS" SRL" (Молдова); по заключенному с компанией "FRUIT COMPANY LOGISTIC S.R.L" (Молдова) контракту от 30.04.2021 N R30-04-2021 (товар "виноград свежий сорта "кодрянка"; производитель - компания "I.I "MUSTEATA LIDIA" (Молдова); ИТС - 0,31 - 0,46 долл. США/кг); по заключенному с компанией "LUCKY FRUIT" SRL" (Молдова) контракту от 03.09.2021 N R03-09-2021 (товар - "виноград свежий сорта "изабелла"; производитель - компания "SRL S.V.-VITIS" (Молдова); ИТС - 0,46 долл. США/кг); по заключенному с компанией "CI "FRUCT PROD GRUP" (Молдова) контракту от 07.06.2021 N R07-06-2021 (товар - "персики свежие сорта "редхейвен"; производитель - компания "VINICER PRIM" SRL" (Молдова); ИТС - 0,74 долл. США/кг).
Товары классифицированы в подсубпозициях 0809400500 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) (слива свежая), 0808108006 ТН ВЭД ЕАЭС (яблоки свежие), 0806101000 ТН ВЭД ЕАЭС (виноград свежий столовых сортов), 0809309000 ТН ВЭД ЕАЭС (персики свежие).
Таможенная стоимость товаров определена и заявлена декларантом методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товара Общество представило к ДТ следующие документы: учредительные документы, ДТС-1, внешнеторговые контракты, дополнительные соглашения к внешнеторговым контрактам, спецификации, транспортные накладные, книжка МДП, инвойсы, сертификаты соответствия, сертификаты о 10 происхождении товаров, фитосанитарные сертификаты, информационные письма.
Таможня по данным информационно-справочного средства "Малахит" установила более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на однородные товары, декларированные в соответствующий период времени по ФТС России.
В результате анализа условий внешнеторговых контрактов Таможня пришла к выводам о неподтверждении декларантом цены сделки, фактически уплаченной за конкретную партию товаров, а также отсутствии возможности анализа ценообразования товаров с учетом изменения валюты платежа, сроков и порядка оплаты за партии товаров, вида транспорта, выбранного продавцом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС Таможня направила декларанту запрос о представлении дополнительных документов, подтверждающих сведения о заявленной таможенной стоимости, и установила срок для их представления.
Представленные декларантом документы не устранили оснований для проведения проверки, поэтому Таможня в соответствии с пунктом 15 статьи 325 ТК ЕАЭС направила запрос о представлении дополнительных документов и (или) сведений, в котором предложила Обществу представить пояснения о формировании цены товаров (влияние на цену товаров изменения условий (сроков) оплаты за товары, вида транспорта перевозки товаров и т.д.), о наличии у продавца прайс-листа с учетом условий поставки, не предусматривающих включение в цену товара расходов по транспортировке (EXW, FOB, FCA и прочие), о причинах и основаниях предоставления продавцом товара со значительной отсрочкой платежа за товар, о выплате процентов за предоставление отсрочки платежа или иного вознаграждения.
Общество представило пояснения, согласно которым прайс-листами на условиях поставки, отличных от условий поставки СРТ-Москва, продавец не обладает; оплата товара не производилась, задолженность будет погашаться в ближайшее время; предоставленная отсрочка платежа не является коммерческим кредитом, продавцу товара за предоставленную отсрочку платежа вознаграждение не предоставляется.
Таможня направила продавцам товаров запросы о предоставлении сведений об условиях поставки товаров в адрес Общества: от 10.08.2021 N 03-02-18/11427 в адрес ООО "NIKO FRUIT S.R.L" (Молдавия) (внешнеторговый контракт от 29.04.2021 N R29-04-2021); от 10.08.2021 N 03-02-18/11426 в адрес ООО "NOVA-PLUM-FRUCT SRL" (Молдавия) (внешнеторговый контракт от 23.12.2020 N R23-12-2020).
Направленные запросы возвращены в Таможню (согласно уведомлениям почты Республики Молдова от 23.08.2021 адресаты по юридическому адресу отсутствуют ("выбыли"). Между тем в ходе таможенного декларирования (с 08.10.2021 по 03.11.2021) Общество представило коммерческие и транспортные документы, оформленные от имени данных компаний, с указанием адресов названных компаний, по которым они фактически не находятся; для подтверждения таможенной стоимости Общество представило отдельные документы в виде электронных файлов, содержащих признаки монтажа (наложения печатей и подписей на документ), а также документы (прайс-листы, счета-фактуры), созданные позднее даты, отраженной непосредственно в документе.
По результатам анализа представленных при декларировании и в ходе таможенного контроля документов и сведений, а также информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, Таможня пришла к выводам о том, что заявленная таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, не основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации; продажа товаров или их цена зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; представленные документы и сведения не устраняют основания для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, в связи с чем приняла решения о внесении изменений в сведения, заявленные в 74 таможенных декларациях, определив таможенную стоимость товаров в соответствии с методом по стоимости сделки с однородными товарами (статья 42 ТК ЕАЭС).
Общество не согласилось с решениями Таможни и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 38, 39, 313, 325 ТК ЕАЭС, Положением об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу ТК ЕАЭС" (далее - Постановления N 49), Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что заявленная Обществом таможенная стоимость не основана на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации; оспариваемые решения таможенного органа соответствуют требованиям действующего законодательства.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС (пункт 15 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов (подпункт 1); продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено (подпункт 2); никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления (подпункт 3); покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи (подпункт 4).
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС, ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
В силу пункта 8 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2019 N 1694 (далее - Правила N 1694) основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими вывозимыми товарами в значении, определенном пунктом 12 настоящих Правил.
На основании пункта 12 Правил N 1694 таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за вывозимые товары при их продаже в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил, при выполнении следующих условий: а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение вывозимыми товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором вывозимые товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость вывозимых товаров; установлены законодательством Российской Федерации; б) продажа вывозимых товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену вывозимых товаров не может быть количественно определено; в) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования вывозимых товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления; г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с вывозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил.
В пунктах 9, 10 Правил N 1694 предусмотрено, что в случае невозможности определения таможенной стоимости вывозимых товаров с использованием метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами (метод 1) таможенная стоимость вывозимых товаров определяется с использованием метода по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) в соответствии с пунктами 24 - 26 Правил N 1694 либо метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) в соответствии с пунктами 27 - 29 Правил N 1694, которые применяются последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости вывозимых товаров по методу 2 и методу 3 в качестве основы определения таможенной стоимости вывозимых товаров используется расчетная стоимость вывозимых товаров по методу сложения (метод 5) в соответствии с пунктами 30 - 33 Правил N 1694.
В случае если для определения таможенной стоимости вывозимых товаров невозможно применить метод 2, метод 3 и метод 5, таможенная стоимость товаров определяется с использованием резервного метода (метод 6) в соответствии с пунктами 34 - 36 Правил N 1694.
При осуществлении таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенным органом проводится анализ документов и сведений, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств - членов ЕАЭС (статья 324 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС (пункт 2 статьи 313 ТК ЕАЭС).
На основании пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).
При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (пункт 17 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 утверждено Положение об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Положение N 42).
Согласно пункту 5 Положения N 42 при проведении контроля таможенной стоимости товаров признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров является, в частности, выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза.
На основании пункта 7 Положения N 42 перечень документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, запрашиваемых таможенным органом у декларанта в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС при проведении контроля таможенной стоимости товаров, определяется с учетом выявленных признаков недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств сделки, физических характеристик, качества и репутации ввозимых товаров. Запрос документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в декларации на товары, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений.
Перечень документов и (или) сведений, включая письменные пояснения, которые могут быть запрошены (истребованы) у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости таможенным органом установлен в пункте 8 Положения N 42.
В пункте 14 Постановления N 49 разъяснено, что рассматривая споры, связанные с результатами таможенного контроля таможенной стоимости, начатого до выпуска товаров, судам следует учитывать, что исходя из взаимосвязанных положений статей 313, 325 ТК ЕАЭС вывод о неподтвержденности заявленной таможенной стоимости формулируется таможенным органом в соответствии с тем объемом документов, сведений и пояснений, которые были им собраны и даны (раскрыты) декларантом на данной стадии таможенного контроля.
Как установили суды, и материалам дела это не противоречит, в ходе проведения оценки достоверности таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ, таможенный орган выявил, что уровень заявленной таможенной стоимости декларируемых товаров отличается в меньшую сторону по сравнению с ценой на однородные товары, декларированные в соответствующий период времени по ФТС России.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что Общество является микропредприятием, при этом все контракты заключило впервые, фактически на льготных условиях, на сумму 10 000 000 долларов США; условиями контрактов предусмотрен свободный выбор со стороны покупателя сроков и размеров платы за товар, со стороны продавца - вида транспорта для перевозки товаров, отсутствие фактов страхования при перевозке товаров, условия поставки СРТ-Москва (предусматривающие оплату услуг по перевозке за счет продавца товаров и, как следствие, включенную в цену товара); плата за товары в рамках контрактов документально не подтверждена ни по содержанию платежа, ни по условиям оплаты, ни по реквизитам перевода денежных средств; часть ведомостей банковского контроля не относится к контрактам, рассматриваемым в рамках настоящего дела (указаны иные продавцы товара), часть ведомостей не содержит платежей по рассматриваемым контрактам, часть ведомостей банковского контроля содержат платежи по указанным контрактам, но в них отсутствуют сведения об оплате конкретных партий поставленного товара; суммы произведенных платежей не соответствуют стоимости конкретной партии поставленного товара, имеются платежи с назначением "Испания", "Турция", "Россия", в то время как по рассматриваемым ДТ поставщики находятся на территории Молдовы; цена на товар сформирована без учета таких ценообразующих факторов, как физические и качественные характеристики товаров (установлена единая цена на товары без учета периода созревания, физических характеристик товаров, в том числе, сортности); не указаны сведения о классе ввозимых товаров, в то время как такие сведения присутствуют у иных участников ВЭД, которые осуществляют таможенное декларирование аналогичных товаров (условия внешнеторговых контрактов, заключенных Обществом, содержат сведения о покупке товаров, в том числе, класса "премиум/люкс"); не представлены сведения об услугах по таможенному оформлению (при наличии заключенного между Обществом и ООО "Фрутвилл" агентского договора от 20.03.2020 N 20/03-02 на услуги по таможенному оформлению); заявленный индекс таможенной стоимости ниже среднего уровня цен по товару по РТУ и ФТС России в отношении схожих товаров.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что Общество по запросу Таможни не представило запрашиваемые сведения и пояснения о факторах, оказывающих влияние на стоимость сделки, которые были бы документально подтверждены, а также документы, подтверждающие отсутствие/наличие возможных скидок, влияющих на установление контрактной цены, при этом не дало объяснения относительно причин невозможности предоставления данных пояснений, суды пришли к верному выводу о том, что представленные Обществом при декларировании и в ходе таможенного контроля документы не подтверждают заявленные сведения о таможенной стоимости товаров и, как следствие, о невозможности применения первого метода для определения таможенной стоимости товаров.
С учетом изложенного суды обоснованно признали оспариваемые решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, соответствующим нормам действующего законодательства, и правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены принятых судебных актов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.11.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023 по делу N А43-7348/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Респект" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Респект".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 7 Положения N 42 перечень документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, запрашиваемых таможенным органом у декларанта в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС при проведении контроля таможенной стоимости товаров, определяется с учетом выявленных признаков недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств сделки, физических характеристик, качества и репутации ввозимых товаров. Запрос документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в декларации на товары, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений.
Перечень документов и (или) сведений, включая письменные пояснения, которые могут быть запрошены (истребованы) у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости таможенным органом установлен в пункте 8 Положения N 42.
В пункте 14 Постановления N 49 разъяснено, что рассматривая споры, связанные с результатами таможенного контроля таможенной стоимости, начатого до выпуска товаров, судам следует учитывать, что исходя из взаимосвязанных положений статей 313, 325 ТК ЕАЭС вывод о неподтвержденности заявленной таможенной стоимости формулируется таможенным органом в соответствии с тем объемом документов, сведений и пояснений, которые были им собраны и даны (раскрыты) декларантом на данной стадии таможенного контроля."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 апреля 2023 г. N Ф01-1540/23 по делу N А43-7348/2022