Нижний Новгород |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А79-6486/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.04.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Бабаева С.В., Камановой М.Н.,
при участии представителей
от федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2
Управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Чувашской Республике - Чувашии":
Шугуровой Н.А. по доверенности от 10.04.2023,
от муниципального унитарного предприятия "Водоканал"
города Алатыря Чувашской Республики:
Кузнецовой Н.Ю. по доверенности от 21.12.2022,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2
Управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Чувашской Республике - Чувашии"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.10.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022
по делу N А79-6486/2022
по иску муниципального унитарного предприятия "Водоканал"
города Алатыря Чувашской Республики
(ОГРН: 1142131000197, ИНН: 2122007310)
к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2
Управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Чувашской Республике - Чувашии"
(ОГРН: 1022101630033, ИНН: 2122003683)
о взыскании задолженности и пеней
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" города Алатыря Чувашской Республики (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" (далее - Учреждение) о взыскании 1 134 012 рублей 37 копеек платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее - ЦСВ) за период с марта по май 2021 года, а также 339 312 рублей 53 копеек пеней, начисленных за период с 14.05.2021 по 05.07.2022 и далее по день фактической оплаты долга.
Суд первой инстанции решением от 10.10.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022, частично удовлетворил иск, взыскав с Учреждения в 1 134 012 рублей 37 копеек платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и за негативное воздействие на работу ЦСВ за период с марта по май 2021 года и 203 490 рублей 29 копеек пеней за периоды с 14.05.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 03.10.2022 и далее по день фактической оплаты долга.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что вещества "АПАВ", "железо общее" и "хлорид-ион", превышение которых зафиксировано в протоколе количественного химического анализа воды от 05.04.2021 N 151/03-Д, не указаны в качестве загрязняющих веществ в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), и в нормативах состава сточных вод, установленных постановлением администрации города Алатыря Чувашской Республики от 17.08.2020 N 467 (далее - Постановлением N 467). В таком случае кассатор считает, что у Учреждения отсутствует обязанность по внесению соответствующей платы.
По мнению Учреждения, из протокола, составленного Федеральным бюджетным государственным учреждением "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Чувашской Республике" (далее - ФГБУ "ЦЛАТИ по ЧР") от 05.04.2021 N 151/03-Д, не следует, что предметом исследования являлись пробы сточных вод, отобранные на его объекте, в связи с чем указанный протокол не может подтверждать факт нарушений, повлекших начисление соответствующих плат.
Кассатор утверждает, что суды первой и апелляционной инстанций неправомерно применили повышающий коэффициент 2 при расчете платы за негативное воздействие на ЦСВ. Учреждение приравнивается к категории потребителей "население", а значит, в силу пункта 124 Правил N 644 оно освобождено от обязанности подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод.
Учреждение считает, что оно освобождено от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в заседании суда округа.
Представитель Предприятия в судебном заседании отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Учреждение (абонент) заключили государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения 17.03.2021 N 30/2021 (в редакции дополнительного соглашения от 17.03.2021 N 1), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных под и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду установленного качества в сроки и порядке, которые определены государственным контрактом, соблюдать режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В силу подпунктов "в" и "р" пункта 12 контракта организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и контроль состава и свойств сточных вод; контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 14 контракта абонент обязан производить оплату по контракту в порядке, размере и сроки, которые определены и соответствии с контрактом, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту.
В пункте 11 контракта указано, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Сведения о нормативах состава сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указываются по форме согласно приложению 5 (пункт 31 контракта).
На основании пунктов 27 и 28 контракта контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525. Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб сточных вод указываются по форме согласно приложению 4 к контракту.
Предприятие в спорный период оказало Учреждению, в том числе, услуги по водоотведению.
Сотрудники Предприятия с целью контроля состава и свойств сточных вод в отношении Учреждения в присутствии представителя последнего произвели отбор проб сточных вод, о чем составлен акт отбора проб сточных вод от 29.03.2021 N 8.
Согласно протоколу количественного химического анализа воды от 05.04.2021 N 151/03-Д, составленному по результатам исследования пробы, которое проведено ФГБУ "ЦЛАТИ по ЧР", установлено превышение Учреждением допустимой концентрации по ряду загрязняющих веществ.
В связи с выявленными нарушениями Предприятие произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с марта по май 2021 года на сумму 949 311 рублей 11 копеек и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в размере 184 701 рубля 26 копеек.
Неуплата Учреждением указанных сумм плат послужила основанием для обращения Предприятия с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В силу частей 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Как указано в части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Нормативы состава сточных вод - это устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации). При этом Правилами N 644 определены, в том числе порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и порядок взимания указанной платы с абонентов (пункт 13.1 статьи 2, пункт 8.2 части 11 статьи 7 Закона N 416-ФЗ).
В части 1 статей 30.1 и 30.2 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании подпункта "ж" пункта 35 и подпункта "г" пункта 36 Правил N 644 абонент обязан, в том числе, производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилам. В свою очередь, организация водопроводно-канализационного хозяйства, вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены упомянутыми Правилами (пункт 118 Правил N 644).
В соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, восьмым абзацем пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Нормативы состава сточных вод для предприятий города Алатырь и абонентов централизованной системы водоотведения города Алатыря Чувашской Республики - Чувашии установлены Постановлением N 467.
Согласно пункту 194 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Оценив представленные в дело доказательства в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что факты оказания Предприятием услуг по водоотведению в спорный период и сброса Учреждением в ЦСВ сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
На основании изложенного суды констатировали наличие правовых оснований для начисления Учреждению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и платы за негативное воздействие на работу ЦСВ.
Расчет суммы задолженности проверен судами и признан правильным и соответствующим законодательству.
Довод кассатора об отсутствии оснований для взыскания с Учреждения платы за превышение концентрации веществ "АПАВ", "железо общее" и "хлорид-ион", которые не указаны как загрязняющие вещества в Правилах N 644 и Постановлении N 467, был предметом рассмотрения судебных инстанций и правомерно ими отклонен, так как из ответа деканата химико-фармацевтического факультета Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова от 08.12.2021 N 74 и заключения эксперта от 13.12.2021 N 1/21 следует, что с точки зрения аналитической химии отличий в таких веществах, как "хлориды" и "хлорид-ионы"; "железо" и "железо общее"; "АПАВ", "АСПАВ" и "СПАВ анионные", не имеется.
Аргумент заявителя о том, что проба сточных вод, отобранная на объекте Учреждения, не была предметом исследования ФГБУ "ЦЛАТИ по ЧР", отклоняется судом округа на основании следующего.
В соответствии с пунктами 29, 34, 37 и 38 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, пробы сточных вод пломбируются одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение, либо осуществляется общая пломбировка тары, в которую складируются емкости с отобранными пробами.
При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, на месте отбора проб сточных вод осуществляет разделение отобранной пробы на контрольную, параллельную и резервную (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта). Номера пломб контрольной, параллельной и резервной проб указываются в акте отбора проб сточных вод.
Результаты анализов контрольной, параллельной и резервной проб сточных вод оформляются аккредитованной лабораторией в виде протоколов исследований проб сточных вод с указанием результатов отдельно по каждой отобранной пробе сточных вод, при этом в протоколах в обязательном порядке должны быть указаны номера пломб каждой из проб (тары), время начала и окончания исследования (анализа) пробы, дата и номер места отбора пробы.
Судами установлено, что согласно акту отбора проб сточных вод от 29.03.2021 N 8 были отобраны контрольная, параллельная и резервная пробы, а также проба для ФГБУ "ЦЛАТИ по ЧР". В данном акте указаны номера пломб отобранных проб: контрольной пробы - 0592321, параллельной пробы - 0592322, резервной пробы - 0592323, пробы для ФГБУ "ЦЛАТИ по ЧР" - 0592324.
В протоколе от 05.04.2021 N 151/03-Д указано, что проведен анализ пробы N 221.
Суды установили, что ФГБУ "ЦЛАТИ по ЧР" осуществляет проведение исследований согласно Руководству по качеству испытательной лаборатории по Чувашской Республике филиала "ЦЛАТИ по Чувашской Республике" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" Р 01.2-2021, в соответствии с которым в случае отбора проб заказчиком, сведения о поступившей пробе заносятся в протокол (акт) приема проб воды, в котором указывается дата отбора проб, время поступления и номер пломбы, с которой поступила проба. Далее пломба снимается и для соблюдения беспристрастности (конфиденциальности) проба шифруется, то есть ей присваивается внутренний регистрационный помер, регистрируется в журнале регистрации поступающих проб воды и этикетки с этим номером приклеиваются ко всем сосудам, в которых находится проба и поступает в лабораторию для исследования. При составлении протокола количественного химического анализа указывается именно этот регистрационный номер пробы.
В протоколе (акте) приема проб воды от 29.03.2021 N 58 имеется отметка о том, что ФГБУ "ЦЛАТИ по ЧР" передана проба N 0592324. Таким образом, вывод судов о том, что указанный ФГБУ "ЦЛАТИ по ЧР" номер пробы N 221 соответствует принятой от истца пробе N 0592324, не противоречит имеющимся в деле доказательствам.
Довод Учреждения о том, что оно может быть отнесено к категории "население", поэтому на основании третьего абзаца пункта 124 Правил N 644 не обязано подавать декларацию и, как следствие, при расчете платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения не должен использоваться коэффициент 2, отклонен судом округа.
В третьем абзаце пункта 123(2) Правил N 644 предусмотрено, что в случае отсутствия у абонентов, указанных в первом абзаце пункта 124 Правил N 644, поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора контрольных проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, рассчитанной на основании результатов указанных контрольных проб, дополнительно применяется коэффициент 2.
Согласно третьему абзацу пункта 124 Правил N 644 положение, предусмотренное первым абзацем настоящего пункта, не распространяется на абонентов, являющихся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, специализированном жилищном фонде или жилых домов.
Вопреки доводу Учреждения оно не относится к категории абонентов, указанных в третьем абзаце пункта 124 Правил N 644. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Учреждение не представило доказательств, из которых бы усматривалось, что оно относится к названной категории абонентов.
Аргумент кассатора о необоснованном возложении на него бремени оплаты государственной пошлины подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм права.
Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данная позиция соответствует разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Доводы заявителя кассационной жалобы рассмотрены судом округа и отклонены, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении норм права, а направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по заявленным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А79-6486/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно третьему абзацу пункта 124 Правил N 644 положение, предусмотренное первым абзацем настоящего пункта, не распространяется на абонентов, являющихся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, специализированном жилищном фонде или жилых домов.
...
Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данная позиция соответствует разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 апреля 2023 г. N Ф01-1369/23 по делу N А79-6486/2022