Нижний Новгород |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А28-3955/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.04.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Министерства лесного хозяйства Кировской области на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.11.2022 по делу N А28-3955/2022
по иску Министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963)
к индивидуальному предпринимателю Синцову Алексею Николаевичу (ИНН: 433700811962, ОГРНИП: 313431318200011)
о внесении изменений в договор аренды
и установил:
Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к индивидуальному предпринимателю Синцову Алексею Николаевичу (далее - Предприниматель) о внесении изменений в первый абзац приложения 8 к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 22.04.2021 N 35-26.
Исковое требование основано на статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивировано изменением планируемого объема производства изделий из древесины, в связи с существенным изменением качественных и количественных характеристик лесного участка, переданного ответчику в аренду.
Арбитражный суд Кировской области решением от 22.08.2022, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.11.2022, отказал в удовлетворении иска. Суды исходили из того, что основания, с которыми в силу статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации связана возможность внесения изменений в договор, отсутствуют.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить вследствие неправильного применения норм материального права.
Заявитель настаивает, что в соответствии с частью 3 статьей 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды может быть изменен в случае, если планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины изменен.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы заявителя кассационной жалобы и просил оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
В заседании объявлялся перерыв в порядке, установленном в статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 10 часов 15 минут 22.03.2023.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 10 часов 15 минут 21.04.2023 (определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.03.2023).
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, окружной суд признал кассационную жалобу обоснованной.
Как видно из документов и установил суд, на основании протокола от 26.03.2021 о результатах конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, Министерство (арендодатель) и Предприниматель (арендатор) заключили договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 22.04.2021 N 35-26, по условиям которого арендодатель обязался предоставить арендатору лесной участок площадью 1625,0016 гектара, местоположение -Кировская область, Шабалинский район, Шабалинское лесничество, Высокораменское участковое лесничество, кварталы N 36 - 40, 62, с кадастровым номером 43:37:330235:2005, сроком на 20 лет с даты государственной регистрации сделки (пункты 1.1, 1.2 и 6.1 договора).
В приложении 3 к договору указан ежегодный объем заготовки древесины.
Арендатор обязуется обеспечить достижение показателей конкурсного предложения, на основании которого определен победитель конкурса либо заключен договор аренды на основании частей 10 и 12 статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно приложению 8 к договору (подпункт "э" пункта 3.4 договора).
Планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, за единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении на 1 гектар площади лесного участка, переданного по настоящему договору, в размере не менее 10 000 рублей. Планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, в количестве 5 человек (приложение 8 к договору).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2022 по делу N А28-212/2022 по иску Предпринимателя к Министерству удовлетворены требования истца, в договор аренды от 22.04.2021 N 35-26 внесены изменения в виде увеличения размера арендной платы с 01.01.2022, в связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик переданного в аренду Предпринимателю лесного участка (увеличился ежегодный объем заготовки древесины, изменился породный состав насаждений, объем выполняемых работ по охране, защите и воспроизводству лесов).
Отказ арендатора от внесения изменений в договор аренды лесного участка в целях приведения его в соответствие с материалами таксации 2021 года послужил основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с иском.
Рассмотрев требования Министерства, суды первой и апелляционной инстанций указали на установленный законом запрет на изменение условий договора аренды лесного участка по волеизъявлению его участников, который был заключен по результатам торгов. Суды признали, что обстоятельства, указанные истцом в качестве оснований изменения договора, не могут служить обоснованием для изменения планируемого объема производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими законами или договором (пункт 1). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных этим кодексом, другими законами или договором (пункт 2).
В части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого кодекса.
Согласно статье 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 этого кодекса (часть 1). При заключении такого договора по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается (часть 2).
В силу статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и данным кодексом (часть 1). Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3).
Факт существенного изменения количественных и качественных характеристик переданного Предпринимателю в аренду лесного участка подтвержден материалами дела и вступившим в законную силу решением по делу N А28-212/2022, поэтому окружной суд полагает, что вывод двух судебных инстанций об отсутствии оснований для внесения изменений в договор является ошибочным.
Указав на изменение качественных и количественных характеристик лесного участка, истец полагал, что целью договора, заключаемого на конкурсе, является стимулирование арендатора к повышению уровня обработки (переработки) вырубаемой древесины и созданию рабочих мест в связи с этим, которая может быть достигнута лишь путем изменения условий договора в отношении взаимосвязанного с этим производственного показателя - планируемого объема производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, установленного в приложении 8 к договору.
Однако указанные доводы Министерства не получили какой-либо оценки в силу, по мнению судов двух инстанций, принципиальной невозможности внесения в договор аренды изменений, что не соответствует статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а потому окружной суд находит судебные акты подлежащими отмене.
Согласно разъяснениям, данным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 23 информационного письма от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", из содержания статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы на постановление суда апелляционной инстанции вправе отменить или изменить как постановление суда апелляционной инстанции, так и судебный акт арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалованные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кировской области (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела следует правильно применить статью 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, привести выводы судов в соответствие с имеющимися в деле доказательствами и дать надлежащую оценку доводам истца, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение данный вопрос разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 1 и 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.11.2022 по делу N А28-3955/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кировской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указав на изменение качественных и количественных характеристик лесного участка, истец полагал, что целью договора, заключаемого на конкурсе, является стимулирование арендатора к повышению уровня обработки (переработки) вырубаемой древесины и созданию рабочих мест в связи с этим, которая может быть достигнута лишь путем изменения условий договора в отношении взаимосвязанного с этим производственного показателя - планируемого объема производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, установленного в приложении 8 к договору.
Однако указанные доводы Министерства не получили какой-либо оценки в силу, по мнению судов двух инстанций, принципиальной невозможности внесения в договор аренды изменений, что не соответствует статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а потому окружной суд находит судебные акты подлежащими отмене.
...
При новом рассмотрении дела следует правильно применить статью 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, привести выводы судов в соответствие с имеющимися в деле доказательствами и дать надлежащую оценку доводам истца, после чего принять законный и обоснованный судебный акт."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 апреля 2023 г. N Ф01-150/23 по делу N А28-3955/2022
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-150/2023
26.04.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-150/2023
10.11.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9012/2022
22.08.2022 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-3955/2022