Нижний Новгород |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А28-11212/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.05.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федерального казначейства по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.10.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.01.2023
по делу N А28-11212/2021
по заявлению администрации Санчурского муниципального округа Кировской области (ИНН: 4327005484, ОГРН: 1194350013670)
о признании недействительным представления
Управления Федерального казначейства по Кировской области
(ИНН: 4347015804, ОГРН: 1024301337246),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -Министерство спорта Российской Федерации (ИНН: 7703771271, ОГРН: 1127746520824), Правительство Кировской области (ИНН: 4347005027, ОГРН: 1034316519820), Министерство спорта и туризма Кировской области (ИНН: 4345098756, ОГРН: 1054316536295), общество с ограниченной ответственностью "Спортивная организация "Готов к труду и обороне" (ИНН: 7718904380, ОГРН: 1127747014845),
и установил:
администрация Санчурского муниципального округа Кировской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - УФК по Кировской области, Управление) от 08.06.2021 N 40-23-09/31.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство спорта Российской Федерации, Правительство Кировской области, Министерство спорта и туризма Кировской области, общество с ограниченной ответственностью "Спортивная организация "Готов к труду и обороне".
Решением Арбитражного суда Кировской области от 26.10.2022 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 13.01.2023 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Администрацией в 2020 году осуществлена приемка и оплата спортивно-технологического оборудования в отсутствие технических паспортов, в которых должен быть указан заводской номер на общую сумму 2 244 994,90 рубля. Управление указывает, что результатом расходования субсидии на закупку и монтаж оборудования должен быть комплект оборудования в соответствии с утвержденным перечнем.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Администрация в письменном отзыве просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, с 29.03.2021 по 06.04.2021 Управлением в отношении Администрации на основании приказа от 25.03.2021 N 216 проведена выездная плановая проверка; тема выездной плановой проверки: предоставление и использование средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта"; проверяемый период: 2019-2020 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждены: государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", включающая в числе прочих подпрограмму 1 "Развитие физической культуры и массового спорта" (далее - Государственная программа, Подпрограмма 1); Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (приложение N 32 к Государственной программе) (далее - Правила N 32).
Цели Подпрограммы: повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни. Задачи Подпрограммы: совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в сельской местности и образовательных организациях; создание спортивной инфраструктуры для массового спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; поэтапное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО); развитие студенческого спорта на базе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования; повышение эффективности участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации мероприятий в области физической культуры и спорта.
Постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 N 752-П утверждена Государственная программа Кировской области "Развитие физической культуры и спорта". Целью Программы КО "Развитие физической культуры и спорта" является создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, развитие системы подготовки спортивного резерва и совершенствование спорта высших достижений. Задачи Программы КО "Развитие физической культуры и спорта": повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни; развитие спортивной инфраструктуры и материально-технической базы, в том числе доступной для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; совершенствование подготовки спортивного резерва и создание условий для развития спорта высших достижений.
Постановлением Администрации Санчурского муниципального района Кировской области от 04.10.2019 N 183 "Об утверждении муниципальной программы Санчурского городского округа "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2020 - 2024 годы" утверждена муниципальная программа "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2020-2024 годы. Целями Муниципальной программы являются: повышение качества и доступности услуг в сфере физической культуры и спорта, обеспечение подготовки спортивного резерва; внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - "ГТО") на территории Санчурского городского округа Кировской области.
В 2019 году для обеспечения достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Спорт - норма жизни" между Министерством и Министерством спорта и молодежной политики Кировской области заключено соглашение от 29.01.2019 N 777-2019-Р50010-1 о реализации Регионального проекта "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва". Предметом Соглашения N 777-2019-Р50010-1 является организация взаимодействия сторон при реализации регионального проекта и осуществления мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов федерального проекта "Спорт - норма жизни" в части мероприятий, реализуемых в Субъекте и (или) муниципальных образованиях, расположенных на территории Субъекта.
В приложении N 1 к Соглашению N 777-2019-Р50010-1 определены показатели федерального проекта по Кировской области.
В приложении N 2 к Соглашению N 777-2019-Р50010-1 определены результаты федерального проекта по субъекту Российской Федерации: в спортивные школы олимпийского резерва, в том числе по хоккею, поставлено новое спортивное оборудование и инвентарь, в том числе на 25.12.2020 года - одна единица; все организации спортивной подготовки предоставляют услуги населению в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе на 25.12.2020 - 2653,5 единицы; поставлены комплекты спортивного оборудования (малые спортивные формы и футбольные поля), в том числе на 25.12.2020 года - 10 единиц.
В целях реализации задачи (результата) федерального проекта "Спорт - норма жизни" "Поставлены комплекты спортивного оборудования (малые спортивные формы и футбольные поля)" в 2020 году между Министерством спорта и молодежной политики Кировской области и Администрацией заключено Соглашение от 24.01.2020 N 33716000-1-2019-001 о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Соглашение N 33716000-1-2019-001).
Предметом Соглашения N 33716000-1-2019-001 является предоставление из областного бюджета Кировской области в 2020 году бюджету Санчурского городского округа субсидии на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству спорта и молодежной политики Кировской области как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 1.1).
Предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результата регионального проекта по Муниципалитету согласно приложениям N 1 и 2 к Соглашению N 33716000-1-2019-001, а именно: поставлены комплексы спортивного оборудования (тип результата: приобретение товаров, работ, услуг) - одна единица в срок до 25.12.2020.
При проведении проверки соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) ответчиком установлено следующее.
В 2020 году в целях реализации мероприятий, определенных условиями Соглашения N 33716000-1-2019-001, Администрацией заключено два контракта на общую сумму 2 927 980,81 рубля, в том числе:
- от 28.04.2020 N 0340200003320002412-01 (далее - МК N 01) на сумму 2 796 220,90 рубля (поставка комплекта спортивно-технологического оборудования) путем проведения электронного аукциона;
- от 27.05.2020 N 1 (далее - МК N 1) на сумму 131 759,91 рубля (поставка уличного силового тренажера для подтягивания и отжимания на брусьях с противовесом с изменяемой нагрузкой) путем закупки у единственного поставщика (экономия бюджетных средств по результатам проведения электронного аукциона).
Закупка дополнительного спортивного оборудования (экономия бюджетных средств по результатам проведения электронного аукциона) согласована, что подтверждено письмом от 08.10.2019 N 07-1/10726.
По данным плана-графика закупок товаров, работ, услуг на 2020 финансовый год и на плановый период 2021 и 2022 годов Администрацией предусмотрена закупка "Поставка комплекта спортивно-технологического оборудования" на сумму 2 927 980 рублей.
Администрацией с обществом с ограниченной ответственностью спортивная организация "Готов к труду и обороне" (далее - ООО СО ГТО, Поставщик) 27.05.2020 заключен МК N 01 на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования.
В ходе проведенной проверки ответчик пришел к выводу о том, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктов 1, 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, пунктов 5.3, 6.2 муниципального контракта от 28.04.2020 N 0340200003320002412-01, в 2020 году Администрацией осуществлена приемка и оплата спортивно-технологического оборудования в отсутствие технических паспортов, в котором должен быть указан заводской номер на общую сумму 2 244 994,90 рубля (из них средства федерального бюджета - 2 200 319,51 рубля, средства областного бюджета - 22 225,44 рубля, средства местного бюджета - 22 449,95 рубля), что является нарушением условий муниципального контракта от 28.04.2020 N 0340200003320002412-01.
Также ответчик пришел к выводу о том, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, статьи 309, пунктов 1, 2 статьи 513 ГК РФ, части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, Перечня спортивно-технологического оборудования для создания одной малой спортивной площадки, утвержденного приказом Минспорта России от 27.12.2019 N 1134, подпункта "е" пункта 3.2 Соглашения от 24.01.2020 N 33716000-1-2019-001, пункта 4.3.14.2 ГОСТ Р 57538-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Тренажеры стационарные уличные. Общие требования безопасности и методы испытаний", пунктов 1.1, 2.2, 6.2 муниципального контракта от 28.04.2020 N 0340200003320002412-01, в 2020 году Администрацией в целях создания малой спортивной площадки осуществлены приемка и оплата спортивно-технологического оборудования, не предусмотренного Перечнем спортивно-технологического оборудования для создания одной малой спортивной площадки и условиями муниципального контракта от 28.04.2020 N 0340200003320002412-01, на общую сумму 413 113,90 рубля (из них средства федерального бюджета - 404 892,93 рубля, областного бюджета - 4 089,83 рубля, местного бюджета - 4 131,14 рубля), что привело к нарушению требований безопасности, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях устранения выявленных нарушений Администрации выдано представление от 08.06.2021 N 40-23-09/31, которым на последнюю возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений.
Не согласившись с вынесенным представлением, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 28, 34, 38, 162 БК РФ, статьей 513 ГК РФ, статьей 94 Закона N 44-ФЗ, Приказом N 1134, суды признали незаконным оспариваемое представление Казначейства, в связи с чем удовлетворили заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие), решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в частности обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки (пункт 1). Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика (пункт 2).
На основании части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Как видно из материалов дела, согласно оспариваемому представлению Администрацией допущено осуществление приемки и оплаты спортивно-технологического оборудования в отсутствие технических паспортов, в которых должен быть указан заводской номер, а также приемка и оплата спортивно-технологического оборудования, не предусмотренного Перечнем спортивно-технологического оборудования для создания одной малой спортивной площадки и условиями муниципального контракта от 28.04.2020, а также не соответствующего требованиям безопасности.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что цель предоставления субсидии - реализация мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием -получателем субсидии - Администрацией в рассматриваемом случае достигнута. При этом нарушений действующего бюджетного законодательства при использовании Администрацией выделенных средств субсидии не допущено.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Управление не представило доказательств приемки и оплаты Администрацией оборудования без технических паспортов и паспортов изделий с техническими номерами.
Ссылка Казначейства на то, что объединение поименованного в Приказе N 1134 спортивно-технологического оборудования приводит к созданию новой сложной вещи - комплекса, который приобретает иные характеристики, отличные от совокупности установленных на одной площадке отдельно стоящих тренажеров, правомерно отклонена судами, так как доказательств того, что названное действие привело к нарушению условия предоставления субсидии, установленного подпунктом "е" пункта 3.2 Соглашения от 24.01.2020 (закупка спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок согласно Приказу N 1134), Управление не представило.
Довод УФК по Кировской области о том, что при установке спортивного оборудования, смонтированного в единый комплекс, поставщиком не учтены зоны безопасности, предусмотренные ГОСТ Р 57538-2017, был предметом рассмотрения судов и отклонен в связи с тем, что соответствующих доказательств того, что при монтаже комплекса тренажеров по типу ГТО-129 нарушены конкретные положения пункта 4.3.14.2 ГОСТ Р 57538-2017, ответчиком не представлено, также как в акте проверки не зафиксировано, в чем конкретно выразилось такое нарушение. Факт наличия указанного в представлении нарушения требований безопасности УФК по Кировской области не доказан.
Указав в представлении от 08.06.2021 на то, что допущенные нарушения привели к нарушению условий предоставления субсидии, Управление не представило надлежащих и достаточных доказательств вмененного нарушения, на что справедливо указали суды.
На основе оценки имеющихся в деле доказательств суды правомерно признали недействительным оспариваемое представление Казначейства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.01.2023 по делу N А28-11212/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка Казначейства на то, что объединение поименованного в Приказе N 1134 спортивно-технологического оборудования приводит к созданию новой сложной вещи - комплекса, который приобретает иные характеристики, отличные от совокупности установленных на одной площадке отдельно стоящих тренажеров, правомерно отклонена судами, так как доказательств того, что названное действие привело к нарушению условия предоставления субсидии, установленного подпунктом "е" пункта 3.2 Соглашения от 24.01.2020 (закупка спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок согласно Приказу N 1134), Управление не представило.
Довод УФК по Кировской области о том, что при установке спортивного оборудования, смонтированного в единый комплекс, поставщиком не учтены зоны безопасности, предусмотренные ГОСТ Р 57538-2017, был предметом рассмотрения судов и отклонен в связи с тем, что соответствующих доказательств того, что при монтаже комплекса тренажеров по типу ГТО-129 нарушены конкретные положения пункта 4.3.14.2 ГОСТ Р 57538-2017, ответчиком не представлено, также как в акте проверки не зафиксировано, в чем конкретно выразилось такое нарушение. Факт наличия указанного в представлении нарушения требований безопасности УФК по Кировской области не доказан."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 мая 2023 г. N Ф01-1705/23 по делу N А28-11212/2021