Нижний Новгород |
|
05 мая 2023 г. |
Дело N А29-6187/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.05.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Когута Д.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителей
от истца: Бушманова А.А., директора (паспорт; решение от 18.01.2021),
Назимова И.А. (доверенность от 12.11.2021),
от ответчика: Щеголева Е.Н. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.12.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022
по делу N А29-6187/2021
по иску акционерного общества Управляющая компания "Группа предприятий "Мост" (ИНН: 6658182054, ОГРН: 1046602640116)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
(ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
об урегулировании разногласий по договору
и установил:
акционерное общество Управляющая компания "Группа предприятий "Мост" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - Региональный оператор) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 11.01.2021 N 4733/РО-П/2021, а именно: обязать ответчика заключить договор, изложив пункты договора, не урегулированные сторонами, в следующей редакции:
- пункт 4 - дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 20 ноября 2020 года;
- пункт 12 - стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим образом: исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов;
- пункт 25 исключить из текста договора;
- пункт 29 - при исполнении настоящего договора стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Все споры, связанные с заключением, толкованием, исполнением и расторжением договора, будут решаться сторонами в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии составляет 10 (десять) рабочих дней после ее получения стороной. В случае не урегулирования сторонами разногласий в претензионном порядке, а также в случае неполучения ответа на претензию в течение установленного договором срока, спор передается в арбитражный суд по месту нахождения ответчика;
- таблица приложения N 1 к договору
N п/п |
Наименование объекта |
Объем принимаемых ТКО за год |
Место накопления ТКО |
Место накопления КГО |
Периодичность вывоза ТКО |
1 |
ТЦ "Парма", 167023, Коми Респ., городской округ Сыктывкар, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 50 |
4*0,75*365 = 1095 куб. м; исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов |
167023, Коми Респ., городской округ Сыктывкар, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 50, за ТЦ "Парма" на автостоянке 1) Покрытие: бетонная плита, площадь 9 кв. м. Количество контейнеров: 4 шт., объемом 0,75 куб. м. Ограждение: трехстенное, профилированный лист 2) Покрытие: асфальт, площадь 20 кв. м. ограждение - металлический забор |
- |
В соответствии с действующими нормами и правилами, не реже заявленной потребителем |
- приложение N 2 исключить из текста договора.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.12.2021 иск удовлетворен, разногласия сторон по договору урегулированы следующим образом:
Утвердить пункт 4 по тексту договора от 11.01.2021 N 4733/РО-П/2021 в следующей редакции: "Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 20 ноября 2020 года".
Утвердить пункт 12 по тексту договора от 11.01.2021 N 4733/РО-П/2021 в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим образом: исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов".
Утвердить пункт 24 по тексту договора от 11.01.2021 N 4733/РО-П/2021 в следующей редакции: "Настоящий договор вступает в силу при подписании его сторонами и заключается по 31 августа 2021 года и распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 20 ноября 2020 года".
Пункт 25 договора от 11.01.2021 N 4733/РО-П/2021 подлежит исключению.
Утвердить пункт 29 по тексту договора от 11.01.2021 N 4733/РО-П/2021 в следующей редакции: "При исполнении настоящего договора стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами".
Все споры, связанные с заключением, толкованием, исполнением и расторжением договора, будут решаться сторонами в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии составляет 10 (десять) рабочих дней после ее получения стороной. В случае неурегулирования сторонами разногласий в претензионном порядке, а также в случае неполучения ответа на претензию в течение установленного договором срока, спор передается в арбитражный суд по месту нахождения ответчика".
Утвердить приложение N 1 к договору от 11.01.2021 N 4733/РО-П/2021 в следующей редакции:
Приложение N 1
к договору от 11.01.2021 N 4733/РО-П/2021
на оказание услуг по обращению с ТКО
ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ДОГОВОРА
Объем и место накопления ТКО
N п/п |
Наименование объекта |
Объем принимаемых ТКО за год |
Место накопления ТКО |
Место накопления КГО |
Периодичность вывоза ТКО |
1 |
ТЦ "Парма", 167023, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистичес кая, д. 50 |
132,75000 куб. м. |
(КПП) 167023, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 50, за ТЦ "Парма" |
- |
Согласно СанПиН |
Приложение N 2
к договору от 11.01.2021 N 4733/РО-П/2021
на оказание услуг по обращению с ТКО
Приложение-расчет
норматив по объекту |
|
|
|
|
|
||||
Период |
с |
по |
Количество раз в день |
Количество в месяц |
Итого в период |
Объем |
Тариф руб. без НДС |
Ставка НДС |
Стоимость услуг за период оказания услуг руб. с учетом НДС |
20.11.2020 |
20 |
30 |
1 |
4 |
4 |
3 |
834,02 |
без НДС |
2 502,06 |
01.12.2020 |
1 |
31 |
1 |
10 |
10 |
7,5 |
834,02 |
без НДС |
6 255,15 |
01.01.2021 |
1 |
31 |
1 |
11 |
11 |
8,25 |
825,61 |
без НДС |
6 811,28 |
01.02.2021 |
1 |
28 |
1 |
9 |
9 |
6,75 |
825,61 |
без НДС |
5 572,87 |
01.03.2021 |
1 |
31 |
1 |
11 |
10 |
7,5 |
825,61 |
без НДС |
6 192,08 |
01.04.2021 |
1 |
30 |
1 |
10 |
10 |
7,5 |
825,61 |
без НДС |
6 192,08 |
01.05.2021 |
1 |
31 |
1 |
31 |
31 |
23,25 |
825,61 |
без НДС |
19 195,43 |
01.06.2021 |
1 |
30 |
1 |
30 |
30 |
22,50 |
825,61 |
без НДС |
18 576,23 |
01.07.2021 |
1 |
31 |
1 |
31 |
31 |
23,25 |
825,61 |
без НДС |
19 195,43 |
01.08.2021 |
1 |
31 |
1 |
31 |
31 |
23,25 |
825,61 |
без НДС |
19 195,43 |
Итого по договору |
109 688,04 |
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
Региональный оператор не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что у судов не имелось оснований для утверждения пункта 12 договора на оказание услуг по обращению с ТКО в редакции Общества и корректировки приложений N 1 и 2 к договору. Учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО осуществляется только при раздельном накоплении ТКО. При этом количество и объем контейнеров в любом случае должны быть рассчитаны в соответствии с действующими нормативами накопления ТКО. Количество контейнеров, определенное потребителем (4 штуки), является недостаточным для производимого истцом объема ТКО. Кроме того, утверждая приложение N 2 к договору, суды при определении объема ТКО и, соответственно, стоимости услуг Регионального оператора приняли в качестве расчетной единицы один контейнер объемом 0,75 кубических метра и не учли наличие на контейнерной площадке истца бункера объемом 8 кубических метров для сбора крупногабаритных отходов. Региональный оператор также обращает внимание, что истцом раздельное накопление ТКО не было организовано в спорном периоде.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе, дополнениях к ней и поддержана представителем в судебных заседаниях.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, дополнениях к нему и его представитель в судебных заседаниях отклонили доводы Регионального оператора.
На основании статей 158 и 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось (определения суда округа от 15.02.2023, от 29.03.2023); в судебных заседаниях объявлялись перерывы.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2023 произведена замена судьи Шутиковой Т.В. на судью Когута Д.В. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с начала.
В судебном заседании представители Общества и Регионального оператора поддержали свои позиции по делу.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество 20.11.2020 направило Региональному оператору заявление на заключение договора, согласно которому состав отходов - от уборки территории, от офисных и бытовых помещений, отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли; отходы, полученные в результате предоставления услуг в сферах развлечения, образования и пр.; место расположения контейнерной площадки - город Сыктывкар, улица Коммунистическая, дом 50, за ТЦ "Парма" на автостоянке); количество контейнеров - 4 объемом по 0,75 кубических метра.
Региональный оператор 31.01.2021 направил Обществу проект договора от 11.01.2021 N 4733/РО-П/2021, в соответствии с которым учет объема и (или) массы ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО (пункт 12 проекта договора); договор вступает в силу при подписании его сторонами, заключается по 31.12.2021 и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 10.11.2020 (пункт 24 проекта договора).
Согласно приложению N 1 к договору объем принимаемых ТКО за год с объекта ТЦ "Парма" составляет 6 610,97973 кубических метров; место накопления ТКО - город Сыктывкар, улица Коммунистическая, дом 50, за ТЦ "Парма" на автостоянке; периодичность вывоза ТКО - в соответствии с действующими нормами и правилами не реже заявленной потребителем.
Общество составило протокол разногласий к договору, в соответствии с которым учет объема и (или) массы ТКО следует производить исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО. Согласно приложению N 1 (в редакции Общества) объем принимаемых ТКО за год составляет 4*0,75*365 = 1095 кубических метров.
Региональный оператор направил Обществу договор с протоколом урегулирования разногласий к протоколу разногласий (с изменениями в реквизитах Регионального оператора), в котором предложил осуществлять учета объема и (или) массы ТКО исходя из нормативов накопления ТКО. Согласно приложению N 1 объем принимаемых ТКО с 10.11.2020 по 31.08.2021 составляет 4679,16241 кубического метра. Также с протоколом урегулирования разногласий направлено приложение-расчет на общую сумму 3 870 021 рубль 83 копейки, согласно которому количество расчетных единиц - 20 701, норматив - 0,28.
Общество 31.03.2021 направило Региональному оператору претензию с просьбой урегулировать разногласия.
Данная претензия оставлена Региональным оператором без удовлетворения.
Отказ ответчика от заключения договора на предложенных Обществом условиях послужил основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Арбитражный суд Республики Коми урегулировал разногласия по договору (в частности, пункт 12 договора) в редакции Общества с корректировкой приложений N 1 и 2 к договору. Суд исходил из того, что Общество, как потребитель, вправе выбрать при заключении договора способ коммерческого учета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО; для определения объема ТКО подлежат учету только несортируемые отходы исходя из одного контейнера объемом 0,75 кубических метра; периодичность вывоза ТКО Региональным оператором должна соответствовать срокам временного накопления несортированных ТКО, установленным санитарным правилам и нормам (в соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21).
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445 ГК РФ).
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
На основании пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено в пункте 8 (17) Правил N 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8 (10) Правил N 1156 в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица) (пункт 8 (11) Правил N 1156).
В случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил (пункт 8 (12) Правил N 1156).
На основании пункта 8 (14) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8 (11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В пункте 8 (15) Правил N 1156 определено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Материалами дела подтверждается, что Региональный оператор направил истцу проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, и стороны вступили в процесс урегулирования разногласий по нему.
Однако соглашения по предложенным каждой из сторон условиям спорного договора Общество и Региональный оператор не достигли.
Учитывая данное обстоятельство, в силу пункта 8 (15) Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО является заключенным между сторонами на условиях типового договора, и данный договор действовал весь период фактических взаимоотношений истца и ответчика.
Экономические отношения между сторонами на момент рассмотрения спора в суде окончились, поэтому при урегулировании разногласий стороны должны исходить из фактически оказанных объемов услуг.
При таких обстоятельствах утверждение судами пункта 24 договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 N 4733/РО-П/2021 в редакции: "Настоящий договор вступает в силу при подписании его сторонами и заключается по 31 августа 2021 года и распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 20 ноября 2020 года" не имеет правового смысла. Данный вывод подтверждается как судом первой инстанции, так и судом апелляционной инстанции, которые в обжалованных судебных актах указали, что в рассматриваемом случае урегулирование разногласий сторон по договору не является ответом на вопрос об объеме реально оказанных услуг по обращению с ТКО и о размере долга за спорный (прошедший) период.
Суд округа считает необходимым отметить, что потребитель не лишен права потребовать возмещения убытков в виде расходов на оплату оказанных услуг, составляющих разницу оплаты, рассчитанной Региональным оператором по нормативу накопления ТКО, и оплатой, которую Общество должно было бы внести исходя из объема и количества контейнеров для накопления ТКО.
Учитывая изложенное, суд округа считает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска Общества к Региональному оператору об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 N 4733/РО-П/2021.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.12.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по делу N А29-6187/2021 отменить.
В удовлетворении иска акционерного общества Управляющая компания "Группа предприятий "Мост" к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 11.01.2021 N 4733/РО-П/2021, отказать.
Поручить Арбитражному суду Республики Коми обеспечить поворот исполнения отмененных судебных актов.
Взыскать с акционерного общества Управляющая компания "Группа предприятий "Мост" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" 6000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 8 (15) Правил N 1156 определено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
...
Учитывая данное обстоятельство, в силу пункта 8 (15) Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО является заключенным между сторонами на условиях типового договора, и данный договор действовал весь период фактических взаимоотношений истца и ответчика.
...
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.12.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по делу N А29-6187/2021 отменить."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 мая 2023 г. N Ф01-6101/22 по делу N А29-6187/2021