Нижний Новгород |
|
08 апреля 2024 г. |
Дело N А28-13893/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.04.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Курочкиной Валентины Александровны
на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.09.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.12.2023
по делу N А28-13893/2022
по заявлениям Курочкиной Валентины Александровны
открытого акционерного общества "Коммунэнерго"
(ИНН: 4346011123, ОГРН: 1024301316280)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
(ИНН: 4347021540, ОГРН: 1034316517652)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс",
и установил:
открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - Управление) от 24.10.2022 N 043/04/9.21-582/2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Курочкина Валентина Александровна обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления Управления от 24.10.2022 в части, относящейся к нарушению порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, выразившемуся в определении (расположении) точки присоединения энергопринимающих устройств за пределами границы участка (границы гаражного бокса) Курочкиной В.А., в котором не выявлен состав административного правонарушения; в части, относящейся к нарушению порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, выразившемуся в отсутствии на акте об осуществлении технологического присоединения N 104-092/22 от 11.07.2022 (отметки) усиленной квалифицированной электронной подписи уполномоченного лица сетевой организации, в котором не выявлен состав административного правонарушения; в части, относящейся к нарушению порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, выразившемуся в необеспечении сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объекта заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности, в котором не выявлен состав административного правонарушения; в части, относящейся к нарушению порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, выразившемуся в составлении акта об осуществлении технологического присоединения с нарушениями Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), в котором не выявлен состав административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - АО "ЭнергосбыТ Плюс").
Арбитражный суд Кировской области решением от 04.09.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.12.2023, отказал в удовлетворении заявленных требований Общества. Требования Курочкиной В.А. удовлетворил частично, исключил из мотивировочной части постановления Управления положение об исключении из состава административного правонарушения нарушения подпункта "а" пункта 25(1) Правил N 861, выразившегося в определении (расположении) точки присоединения энергопринимающих устройств на расстоянии далее 15 метров от границы участка (границы гаражного бокса) заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Курочкина В.А. не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить их в части изменения постановления Управления, исключившего из мотивировочной части постановления Управления положение об исключении из состава административного правонарушения нарушения подпункта "а" пункта 25(1) Правил N 861, выразившегося в определении (расположении) точки присоединения энергопринимающих устройств на расстоянии далее 15 метров от границы участка (границы гаражного бокса) заявителя и признать нарушение Обществом в части включения в договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям условие о том, что точки присоединения не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя в нарушение обязанности Общества расположить точку присоединения в границах участка заявителя, установить нарушение со стороны Общества сроков технологического присоединения.
Заявитель жалобы считает, что суды не правильно применили нормы материального права и сделали выводы не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Выводы судов относительно расположения точки присоединения энергопринимающих устройств и сроков технологического присоединения не основаны на нормах закона. Курочкина В.А. полагает, что условие договора о том, что точки присоединения не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться), присоединяемые объекты заявителя, противоречит Правилам N 861, ухудшает ее положение как потребителя электрической энергии и возлагает на заявителя обязанности по получению необходимых разрешений у органов публичной власти. Основания для применения статьи 1.7 КоАП РФ отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и дополнении к ней.
Управление в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Курочкиной В.А., просило оставить судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Общество и АО "ЭнергосбыТ Плюс" отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом требований установленных в статье 211 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, Курочкиной В.А. на праве собственности принадлежит гаражный бокс, расположенный по адресу город Кирово-Чепецк, пр. Лесной, МКР-22, гаражный кооператив N 0-5-57, бокс 1.
Курочкина В.А. 27.04.2022 посредством личного кабинета на официальном сайте Общества в информационно-коммуникационной сети "Интернет" направила заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям с целью увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств вышеуказанного объекта.
Общество 05.05.2022 разместило в личном кабинете заявителя перечень документов, предусмотренных пунктом 105 Правил N 861, а именно: условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 11-101-046/22/А (далее - условия договора); технические условия N ТУ 11-101-046/22/А (далее - технические условия).
Курочкина В.А. 12.05.2022 направила Обществу мотивированный отказ от заключения договора об осуществлении технологического присоединения с предложением об изменении условий типового договора и технических условий.
Общество 26.05.2022 разместило в личном кабинете Курочкиной В.А. документы об осуществлении технологического присоединения с внесенными сетевой организацией изменениями в условия типового договора и технические условия.
Общество составило акт от 11.07.2022 N 104-092/22 об осуществлении технологического присоединения (далее - акт от 11.07.2022 N 104-092/22). В акте от 11.07.2022 N 104-092/22 указано следующее: источник питания - ПС "Чепца" 110/10 кВ, 2 Секция шин, Фидер 10кВ N08, ТП-103, фидер 0,4 кВ N 15, ВРУ-0,4 кВ жилого дома пр. Лесной 5/1; описание точки присоединения - контактное соединение на нижних контактах АВ-25А; уровень напряжения - 0,4 кВ; максимальная мощность - 15 кВт. Описание границ балансовой принадлежности энергопринимающих устройств - контактное соединение СИП-0,4 кВ в сторону ВРУ 0,4 кВ бокса N 1; описание границ эксплуатационной ответственности сторон - контактное соединение СИП-0,4 кВ в сторону ВРУ 0,4 кВ бокса N 1.
В Управление 31.05.2022 поступило обращение Курочкиной В.А. в связи с нарушением порядка технологического присоединения к электрическим сетям гаражного бокса N 1.
Управление письмом от 10.06.2022 запросило у Общества документы и пояснения относительно доводов заявления Курочкиной В.А. Письмом от 20.06.2022 Общество направило в Управление документы и письменные пояснения.
Управлением 29.06.2022 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Общества.
В ходе проведения административного расследования Курочкина В.А. и Общество представили письменные пояснения с подтверждающими доказательствами.
Управление в отношении Общества составило протокол от 20.09.2022 N 043/04/9.21-582/2022 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и вынесло постановление от 24.10.2022 N 043/04/9.21-582/2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Курочкина В.А. не согласилась с постановлением Управления и обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь положениями АПК РФ, КоАП РФ, Правилами N 861, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, исключил из мотивировочной части постановления Управления положение об исключении из состава административного правонарушения нарушения подпункта "а" пункта 25(1) Правил N 861. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Законом N 35-ФЗ.
Услугой по передаче электрической энергии в силу статьи 3 Закона N 35-ФЗ признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В пункте 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора, требования к выдаче технических условий определены Правилами N 861.
Действие настоящих Правил распространяется на случаи увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств (пункт 2 Правил N 861).
В силу пункта 4 Правил N 861 любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.
Из пункта 8 Правил N 861 следует, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Согласно пункту 103 Правил N 861 договор между сетевой организацией и заявителем заключается с использованием личного кабинета заявителя.
В соответствии с пунктом 16(1) Правил N 861 заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию, а также абзацем пятым настоящего пункта, или пунктом 16(7) настоящих Правил. Под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами (документами, предоставляемыми в соответствии с подпунктами "н" и "о" пункта 10 и пунктом 10(1) настоящих Правил, в случае, если допускается подача заявки при отсутствии правоустанавливающих документов) границы земельного участка либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению, а также границы участка заявителя, установленные абзацами третьим - шестым настоящего пункта. В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, границей балансовой принадлежности энергопринимающих устройств и эксплуатационной ответственности сторон является точка присоединения энергопринимающих устройств, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 25 (1) Правил N 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. При этом определение точки присоединения вне границ участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя, возможно исключительно в случае, когда такое расположение точки присоединения не налагает на заявителя обязанности по урегулированию отношений с иными лицами, включая сетевые организации, в том числе по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), определено, что точка присоединения к электрической сети - это место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Суды установили и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что точка присоединения ЭПУ расположена далее 15 метров от границ участка (гаражного бокса) Курочкиной В.А. Из акта осмотра от 01.05.2022, составленного представителями Общества, следует, что расстояние от гаражного бокса Курочкиной В.А. до точки присоединения энергопринимающих устройств, указанной в акте от 11.07.2022 N 104-092/22, составляет 29 метров.
Условиями типового договора, направленного Курочкиной В.А., предусмотрено, что точка присоединения, указанная в технических условиях для присоединения к электрическим сетям, располагается на расстоянии не далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка заявителя, на котором располагается присоединяемый объект заявителя.
При производстве по делу об административном правонарушении Управление установило, что до обращения Курочкиной В. А. с заявкой об осуществлении технологического присоединения в целях увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, технологическое присоединение ЭПУ гаражного бокса Курочкиной В. А. было осуществлено к электрическим сетям сетевой организации опосредованно через сети иных лиц, о чем свидетельствует акт об осуществлении технологического присоединения от 14.05.2021 N 001, составленный Курочкиной В.А. и индивидуальным предпринимателем Ляпуновым А.Н. При подписании акта об осуществлении технологического присоединения от 14.05.2021 N 001 сторонами была согласована точка присоединения ЭПУ. Мероприятия по увеличению максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств по заявке Курочкиной В.А. от 27.04.2022 осуществлялись в существующей точке присоединения, место расположения которой было согласовано в акте об осуществлении технологического присоединения от 14.05.2021 N 001. В рамках выполнения мероприятий по увеличению максимальной мощности ЭПУ точка присоединения не менялась сетевой организацией. В рамках мероприятий по осуществлению технологического присоединения в целях увеличения максимальной мощности ЭПУ в соответствии с заявкой Курочкиной В.А. сетевой организацией был изменен тип электрической сети с однофазной на трехфазную, произведена замена прибора учета и коммутационных аппаратов. Курочкина В.А. обратилась в адрес Общества с заявкой об осуществлении технологического присоединения в целях увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств в существующей точке присоединения, которая при подписании акта от 14.05.2021 N 001 об осуществлении технологического присоединения была согласована. С заявкой об изменении существующей точки присоединения Курочкина В.А. в адрес Общества не обращалась. Управление пришел к выводу, что у Общества отсутствовали правовые основания изменять точку присоединения энергопринимающих устройств в рамках выполнения мероприятий по увеличению максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Суды установили и из материалов дела следует, что Курочкина В.А. обращалась к Обществу за переоформлением акта от 14.05.2021. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022 по делу N А28-2342/2022 Обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Управления от 08.02.2022 N 043/04/9.21-788/2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с отказом Общества в переоформлении указанного выше акта.
Проанализировав акты от 14.05.2021 N 001, от 11.07.2022 N 104-092/22, переоформленный акт N 001, суды пришли к обоснованному выводу о том, что схема границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в акте от 11.07.2022 N 104-092/22 в редакции от 11.07.2022 не соответствует схемам границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, содержащимся в акте от 14.05.2021 N 001 и в переоформленном акте N 001; схема границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в акте от 11.07.2022 N 104-092/22 в редакции от 17.10.2022 отличается от соответствующих схем вышеназванных актов, точка присоединения в акте от 14.05.2021 N 001, переоформленном акте N 001, акте от 11.07.2022 N 104- 092/22 не совпадает.
Доводы Курочкиной В.А. о том, что акт от 14.05.2021 не является надлежащим доказательством в связи с его незаконностью, суды обоснованно отклонили в силу следующего.
Суды установили, что по заявлению Курочкиной В.А. Обществом был переоформлен акт от 14.05.2021. Недостоверности сведений, указанных в переоформленном акте, суды правомерно не установили.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях Общества нарушения подпункта "а" пункта 25(1) Правил N 861 и правомерно исключили из мотивировочной части постановления Управления положение об исключении из состава административного правонарушения нарушения подпункта "а" пункта 25(1) Правил N 861, выразившегося в определении (расположении) точки присоединения энергопринимающих устройств на расстоянии далее 15 метров от границы участка (границы гаражного бокса) заявителя.
Согласно пункту 108 Правил N 861 в редакции от 14.03.2022 результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил).
Пунктом 7 Правил N 861 в редакции от 14.03.2022 предусмотрено, что в процедуру технологического присоединения входит, в том числе осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств, объектов микрогенерации) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"). В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, - обеспечение сетевой организацией возможности осуществить действиями заявителя фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами и для выдачи объектами микрогенерации заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии. Для целей настоящих Правил под осуществлением действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема (выдачи объектами микрогенерации) напряжения и мощности понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств, объектов микрогенерации) заявителя. Фактический прием напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата, расположенного после прибора учета (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Вопреки мнению Курочкиной В.А., Общество обеспечило физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств, объектов микрогенерации), осуществив мероприятия по увеличению максимальной мощности энергопринимающих устройств. В рамках исполнения указанных мероприятий сетевой организацией, в том числе был изменен тип электрической сети с однофазной на трехфазную, а также произведена замена прибора учета и коммутационных аппаратов.
Общество, являясь сетевой организацией, не может быть подвергнуто административному наказанию ввиду неосуществления иным лицом подачи электрической энергии.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что подача электрической энергии была остановлена АО "ЭнергосбыТ Плюс" в связи с расторжением договора энергоснабжения с гаражным кооперативом N 0-5-57.
Доводы о незаконности акта от 11.07.2022 в редакции от 17.10.2022 суды обоснованно отклонили. Акт об осуществлении технологического присоединения, составленный Обществом по результатам выполнения мероприятий по технологическому присоединению (увеличению максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств), составлен в соответствии с типовой формой, предусмотренной приложением N 1 к Правилам технологического присоединения.
При таких обстоятельствах суды правомерно не усмотрели в рассматриваемых действиях Общества нарушения Правил технологического присоединения, за нарушение которых предусмотрена ответственность статьей 9.21 КоАП РФ.
В силу статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Пунктом 105 Правил N 861 в редакции от 14.03.2022 предусмотрено, что в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или едином портале (в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием единого портала) в отдельном разделе: условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию).
Согласно пункту 110 Правил N 861 в редакции от 14.03.2022 по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями (в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, - сетевой организацией и таким заявителем) сетевая организация составляет в электронной форме и размещает в личном кабинете потребителя акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам.
Уровень напряжения ЭПУ Курочкиной В.А. не выше 0,4 кВ.
Таким образом, суды сделали верный вывод о том, что Управление правомерно исключило нарушение Правил N 861 в редакции от 14.03.2022, выразившееся в составлении акта об осуществлении технологического присоединения с нарушениями Правил технологического присоединения, из состава административного правонарушения.
Как видно из материалов дела и установили суды, Общество не разместило в личном кабинете Курочкиной В.А. проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, а также акт о выполнении технических условий, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, что не соответствует положениям пунктов 105, 110 Правил N 861 в редакции от 14.03.2022.
В силу пункта 105 Правил N 861 в редакции от 30.06.2022 в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя: условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению N 17; счет на оплату технологического присоединения по договору; подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Из пункта 110 Правил N 861 в редакции от 30.06.2022 следует, что в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация в течение одного рабочего дня составляет уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям по форме, предусмотренной приложением N 1(1) к настоящим Правилам, в форме электронного документа и размещает это уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, в личном кабинете заявителя. По результатам выполнения сетевой организацией и заявителем, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация составляет в форме электронных документов и размещает в личном кабинете заявителя акт о выполнении технических условий по форме, предусмотренной приложением N 15 к настоящим Правилам, содержащий перечень мероприятий, реализованных в соответствии с техническими условиями, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, о чем сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, в течение которого были составлены и размещены указанный документ, обязана уведомить заявителя.
Суды установили, что к моменту вынесения Управлением оспариваемого постановления о привлечении Общества к административной ответственности обязанность Общества по размещению в личном кабинете Курочкиной В.А. проекта договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и акта о выполнении технических условий, устранена.
Суды мотивированно обосновали применение положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в части обратной силы закона, смягчающего или отменяющий административную ответственность.
Исходя из положений пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Диспозиция статьи 9.21 КоАП РФ носит бланкетный характер, лицо привлекается к административной ответственности за нарушение, помимо прочего, Правил N 861, в связи с чем при изменении указанных правил суды правомерно применили положение статьи 1.7 КоАП РФ.
Требование заявителя кассационной жалобы о признании нарушения Обществом в части включения в договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям условие о том, что точки присоединения не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя в нарушение обязанности Общества расположить точку присоединения в границах участка заявителя и установлении нарушения со стороны Общества сроков технологического присоединения по договору, не принимаются судом округа во внимание.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своих полномочий, предусмотренных статьями 286, 287 АПК РФ.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах с учетом установленных фактических обстоятельств и требований процессуального законодательства. По существу эти доводы направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286, 287 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 04.09.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.12.2023 по делу N А28-13893/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Курочкиной Валентины Александровны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды мотивированно обосновали применение положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в части обратной силы закона, смягчающего или отменяющий административную ответственность.
Исходя из положений пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Диспозиция статьи 9.21 КоАП РФ носит бланкетный характер, лицо привлекается к административной ответственности за нарушение, помимо прочего, Правил N 861, в связи с чем при изменении указанных правил суды правомерно применили положение статьи 1.7 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 апреля 2024 г. N Ф01-869/24 по делу N А28-13893/2022