г. Нижний Новгород |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А28-10979/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.06.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Голубевой О.Н., Трубниковой Е.Ю.,
при участии представителей от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров": Халявина А.А. по доверенности от 06.09.2022 N 331, от Федеральной антимонопольной службы: Белеховой Ю.В. по доверенности от 25.05.2023 N МШ/40858/23, Стрелковой Н.И. по доверенности от 20.12.2022 N МШ/114559/22
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров" на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.11.2022 по делу N А28-10979/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газораспределительные сети" (ИНН: 4345498514, ОГРН: 1194350014583)
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров" (ИНН: 4345010511, ОГРН: 1024301307084),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ИНН: 7703516539, ОГРН: 1047796269663),
об обязании предоставить сведения
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газораспределительные сети" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров" (далее - Газпром) об обязании в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в письменном виде информацию о фактическом объеме транспортировки газа конечным потребителям за 2018, 2019 и 2020 годы по отдельным точкам подключения газопровода высокого давления от газораспределительной сети поселка Мирный до промышленной зоны ОУХО (газопровод высокого давления Р = 1,2 Мпа), протяженностью 8,2895 километра по адресу Кировская область, Оричевский район, поселок городского типа Мирный, в точках подключения, указанных в уточненном исковом заявлении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России).
Суд первой инстанции решением от 16.08.2022, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.11.2022, удовлетворил иск.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Газпром обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что в отсутствие утвержденного тарифа Общество не является газораспределительной организацией и не осуществляет регулируемой деятельность, поэтому оно не вправе заключать договоры на транспортировку и технологическое присоединение.
По мнению Газпрома, суды первой и апелляционной инстанций неправомерно обязали Газпром предоставить Обществу соответствующую информацию, так как Газпром не входит в перечень субъектов естественных монополий. Кроме того, запрашиваемые сведения могут быть представлены только на добровольной основе.
Газпром полагает, что Общество не представило в материалы дела доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности получения необходимой ему информации; считает, что названную информацию Общество могло получить от соответствующей газораспределительной организации.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило указанные доводы.
Согласно определению от 31.05.2021 судья Павлов В.Ю. заменен на судью Голубеву О.Н. на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба рассмотрена с начала.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Кировское областное государственное казенное учреждение "Управление по газификации и инженерной инфраструктуре" (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды от 05.03.2021 N 16, по условиям которого арендодатель передает арендатору за плату во временное владение и пользование объект "Газопровод высокого давления от газораспределительных сетей поселка Мирный до промышленной зоны ОУХО (газопровод высокого давления Р=1,2 МПа)", протяженностью 8,2295 километра по адресу Кировская область, Оричевский район, поселок городского типа Мирный, в том числе ПГБ-2-М-50В/25В-01К-800-ГО.
В соответствии с пунктом 1.4 договора имущество предоставлено арендатору для осуществления деятельности по транспортировке природного газа с целью его безопасной эксплуатации.
Договор заключен на пять лет с 05.03.2021 по 05.03.2026 и действует с момента его государственной регистрации (пункты 6.1, 6.2 договора). Договор аренды зарегистрирован 07.04.2021.
Согласно приказу от 06.07.2021 N ПР-281-112-л Ростехнадзора принято решение о переоформлении действующей лицензии Общества в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Общество, являющееся арендатором газопровода и участником региональной системы газоснабжения, осуществляет транспортировку газа потребителям Газпрома.
Общество в целях утверждения тарифа на транспортировку газа 06.07.2021 направило Газпрому запрос о предоставлении информации о фактическом объеме транспортировки газа конечным потребителям за 2018 - 2020 годы по отдельным точкам подключения.
В письме от 14.07.2021 Газпром запросил у Общества дополнительное подтверждение владения и пользования газопроводом.
С письмом от 19.07.2021 Общество направило Газпрому копию договора аренды объекта.
ФАС России, рассмотрев обращение Общества по вопросу утверждения тарифов на услуги по транспортировке газа и предоставления информации об объемах транспортировки, направило ему письмо от 11.01.2022, в котором указала, что при осуществлении газораспределительной организацией (далее - ГРО) регулирующего вида деятельности в предыдущие периоды, предоставление информации о фактических объемах транспортировки газа в регулирующий орган является обязательным.
Газпром не представил Обществу сведения об объемах поставки газа населению по сетям за прошлые периоды, а также прогнозируемые объемы поставки на периоды, в отношении которых устанавливается тарифное регулирование, что послужило основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, дополнениях к ней и отзывах на нее, заслушав представителей Газпрома и ФАС России, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Согласно статье 7 Закона о газоснабжении и подпункту "б" пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317, под газораспределительной организацией понимается специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
Из пункта 12 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 15.12.2009 N 411-э/7 (далее - Методические указания), следует, что на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО до сетей конечного потребителя устанавливается тариф на транспортировку до конечных потребителей. В зависимости от объемов потребления газа конечными потребителями размер тарифа на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей согласно приложению 1 к Методическим указаниям.
Согласно пункту 13 Методических указаний отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, для целей расчета и применения тарифов осуществляется исходя из годового объема транспортировки газа на текущий год данному конечному потребителю по всем договорам транспортировки, предусматривающим оказание услуг по транспортировке газа до сетей конечного потребителя через газораспределительные сети данной ГРО (договоры транспортировки, поставки газа, а также трехсторонние договоры), отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям (местам соединения сетей конечных потребителей с газораспределительными сетями). При этом первоначальное отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, для целей применения тарифов осуществляется исходя из: годового договорного объема транспортировки газа данному конечному потребителю на текущий год по отдельным точкам подключения сетей конечного потребителя к газораспределительным сетям по всем договорам, предусматривающим оказание услуг по транспортировке газа до сетей конечного потребителя через газораспределительные сети данной ГРО, с учетом заключенных до начала поставки газа в текущем году дополнительных соглашений, либо в пересчете на год, в случае если договор (дополнительное соглашение к договору) заключается вследствие ввода в эксплуатацию нового газоиспользующего оборудования (далее - новый конечный потребитель) на неполный год; фактического объема транспортировки газа в предыдущем году (в случае, если договор поставки заключен на неполный год и (или) в договоре отсутствует разбивка объемов по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям) по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям, либо в пересчете на год в случае отсутствия данных по потреблению за полный год.
В силу пунктов 16 и 17 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения), организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, представляет в регулирующий орган заявление об установлении (изменении) цен (тарифов) с приложением материалов, указанных в пункте 24 Основных положений.
Из пункта 24 Основных положений следует, что к заявлению об установлении (изменении) цен (тарифов) прилагается в том числе расчет цен (тарифов), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Согласно пункту 24 Методических указаний для утверждения тарифа субъект регулирования (ГРО) с заявлением предоставляет, в том числе, расчет тарифов с обосновывающими материалами по формам приложений 2 - 4 (представляется в том числе в электроном виде).
В названных приложениях предусмотрено предоставление информации об объемах транспортировки газа в разрезе групп конечных потребителей.
В пункте 28 Методических указаний указано, что объемы транспортировки газа для расчета тарифов принимаются на уровне прогнозируемых на период регулирования, которые определяются с учетом договорных объемов транспортировки газа по распределительным газопроводам, прогноза газопотребления конечных потребителей, газоснабжение которых осуществляется через газораспределительные сети данной газораспределительной организации, а также статистики объемов транспортировки газа за предыдущие три года.
Таким образом, в отсутствие сведений, являющихся предметом иска, Общество не имеет возможности установить соответствующий тариф.
В соответствии с пунктами 21 и 22 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются; договором транспортировки газа на газотранспортную и газораспределительную организацию могут быть возложены обязанности и полномочия по приему-передаче и обеспечению учета поставляемого газа от имени поставщика (покупателя). Поставщик (покупатель), заключивший договор транспортировки газа, уведомляет об этом контрагента.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Оценив представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Газпром является единственным поставщиком газа для населения в Кировской области и обладает сведениями, которые в силу названных норм Общество обязано представить в ФАС России для установления тарифа на транспортировку газа; Газпром ранее неоднократно предоставлял Обществу информацию об объемах поставки газа конечным потребителям по другим точкам поставки (письма от 10.06.2020, 05.04.2021, 19.11.2020 и 07.10.2020).
Таким образом, приняв во внимание конкретные фактические обстоятельства по делу, суды правомерно понудили Газпром предоставить соответствующую информацию.
Довод Газпрома о том, что сведения, необходимые Обществу для установления тарифа, последнее может получить от соответствующей газораспределительной организации (в заседании суда округа представитель Газпрома указал на акционерное общество "Газпром газораспределение Киров"), не принимается судом округа в качестве достаточного основания для отмены состоявшихся судебных актов, с учетом пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". К тому же, как установили суды, сети в поселке городского типа Мирный Оричевского района Кировской области принадлежат Обществу на основании договора аренды. В деле отсутствуют доказательства, что ранее эти сети принадлежали на каком-либо праве обществу "Газпром газораспределение Киров" либо иной ГРО, газотранспортной организации. Договор на транспортировку газа, заключенный Газпромом и обществом "Газпром газораспределение Киров", иной ГРО, в материалы дела не представлен.
Следовательно, учитывая, что в силу пунктов 21, 23 Правил N 162 учет газа осуществляется поставщиком и (или) потребителем, а в материалах дела отсутствуют доказательства наличия сведений о показаниях приборах учета потребителей у общества "Газпром газораспределение Киров" (иной ГРО) в силу пункта 22 Правил N 162 и сведения о порядке расчетов Газпрома и общества "Газпром газораспределение Киров" (иной ГРО) за оказанные услуги по передаче газа, объем которых по общему правилу определяется на границе балансовой принадлежности сетей, не имеется достаточных оснований для принятия позиции Газпрома.
Аргумент Газпрома о том, что суд апелляционной инстанции в отсутствие установленного тарифа неправомерно поименовал Общество в качестве ГРО, не принят судом округа, поскольку не влияет на правомерность состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и расходы по ее уплате относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.11.2022 по делу N А28-10979/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Киров" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Газпрома о том, что сведения, необходимые Обществу для установления тарифа, последнее может получить от соответствующей газораспределительной организации (в заседании суда округа представитель Газпрома указал на акционерное общество "Газпром газораспределение Киров"), не принимается судом округа в качестве достаточного основания для отмены состоявшихся судебных актов, с учетом пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". К тому же, как установили суды, сети в поселке городского типа Мирный Оричевского района Кировской области принадлежат Обществу на основании договора аренды. В деле отсутствуют доказательства, что ранее эти сети принадлежали на каком-либо праве обществу "Газпром газораспределение Киров" либо иной ГРО, газотранспортной организации. Договор на транспортировку газа, заключенный Газпромом и обществом "Газпром газораспределение Киров", иной ГРО, в материалы дела не представлен."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июня 2023 г. N Ф01-4275/22 по делу N А28-10979/2021