г. Нижний Новгород |
|
02 июня 2023 г. |
Дело N А38-3387/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя от заинтересованного лица: Смирновой В.Э. (доверенность от 26.12.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кудрявцева Дмитрия Георгиевича на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 по делу N А38-3387/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Кудрявцева Дмитрия Георгиевича (ИНН: 120700141806, ОГРНИП: 304120711300023)
о признании частично недействительным приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 29.03.2022 N 75
и установил:
индивидуальный предприниматель Кудрявцев Дмитрий Георгиевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании частично недействительным приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее - Министерство) от 29.03.2022 N 75.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.09.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 решение суда оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными. По мнению Предпринимателя, приказ Министерства от 29.03.2022 N 75 не соответствует закону и нарушает право заявителя на беспрепятственное осуществление предпринимательской деятельности. Кроме того, по утверждению Предпринимателя, Министерство в нарушение части 3 статьи 12 Закона N 220-ФЗ не уведомило его за 180 дней до окончания срока действия свидетельства об отмене муниципального маршрута N 7к.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и дополнении к ней.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, Предприниматель осуществлял перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок городского округа "Город Йошкар-Ола" N 7к "Вокзал - Новый лесхоз" на основании свидетельства серии 012 N 000037 со сроком действия с 16.05.2017 по 16.05.2022.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17.08.2021 N 319 утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл на 2021 - 2023 годы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Документа планирования, одним из основных мероприятий развития сферы регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл указана отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок и исключение из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок (нерегулируемые тарифы) сведений о муниципальных маршрутах регулярных перевозок по Перечню и в сроки согласно приложению к Документу планирования.
В соответствии с приложением к Документу планирования в Перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, подлежащих отмене и исключению из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа "Город Йошкар-Ола", в срок до 1 апреля 2022 года входит, в том числе, маршрут N 7к "Вокзал - Новый лесхоз".
Письмом от 18.08.2021 N 03-5016 Предприниматель уведомлен о предстоящей отмене маршрута N 7к и его исключении из реестра муниципальных маршрутов.
Приказом от 29.03.2022 N 75 Министерство на основании Документа планирования отменило с 01.04.2022 четыре муниципальных маршрута регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, в том числе маршрут N 7к "Вокзал - Новый лесхоз".
Предприниматель посчитав, что приказ Министерства от 29.03.2022 N 75 в части отмены маршрута N 7к нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным этого приказа.
Руководствуясь положениями АПК РФ, Федерального закона от 13.07.2015 N 220- ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), Правилами организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, утвержденными постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24.02.2021 N 67 (далее - Правила N 67), Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводу о законности оспариваемого приказа в части и отказал в удовлетворении заявления.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения по организации в Российской Федерации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются Законом N 220-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 19 Закона N 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. Если до истечения срока действия указанных свидетельства и карт данного маршрута не наступят обстоятельства, предусмотренные пунктом 1, 2, 3 или 7 части 1 статьи 29 либо пунктом 4 части 2 статьи 19 названного Федерального закона, действие указанных свидетельства и карт данного маршрута продлевается на срок не менее чем пять лет. Количество таких продлений не ограничивается. Продление указанных свидетельства и карт данного маршрута на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена маршрута регулярных перевозок.
Порядок и условия организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл, в том числе порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, установлены Правилами N 67.
Пунктом 17 Правил N 67 установлены основания для отмены муниципального маршрута регулярных перевозок. Согласно абзацу 2 пункта 6 указанных Правил установление, изменение, отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется с учетом данных, предусмотренных документом планирования регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок является нормативным правовым актом высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающим перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с указанным Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
Учитывая, что в силу положений пункта 27 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок является нормативным правовым актом, устанавливающим перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, следовательно, документ планирования, предусматривающий отмену муниципального маршрута регулярных перевозок, может служить основанием для отмены маршрутов регулярных перевозок.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 01.11.2021 N 461 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" (далее - Постановление N 461) пункт 17 Правил организации регулярных перевозок дополнен подпунктом "г", предусматривающим в качестве основания для отмены маршрута регулярных перевозок документ планирования регулярных перевозок, предусматривающий отмену муниципального маршрута регулярных перевозок. Абзацем вторым раздела II Постановления N 461 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" установлено, что пункт 2 раздела I данного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года.
Как видно из материалов дела, постановление N 461 было оспорено перевозчиками в Верховном суде Республики Марий Эл и Четвертом апелляционном суде общей юрисдикции.
Верховный суд Республики Марий Эл отказал в удовлетворении требований перевозчиков, признал Постановление N 461 законным. Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции частично отменил решение Верховного суда Республики Марий Эл и признал недействующим абзац второй раздела II постановления Правительства Республики Марий Эл от 01.11.2021 N 461 в части распространения указанного постановления на правоотношения, возникшие с 25.05.2021.
При этом суд апелляционной инстанции подтвердил, что указание на документ планирования регулярных перевозок, предусматривающий отмену муниципального маршрута регулярных перевозок, в качестве основания для отмены муниципального маршрута регулярных перевозок не противоречит части 4 статьи 2, статье 3, части 1 статьи 12 Закона N 220-ФЗ.
Пунктами 20 - 22 Правил N 67 установлено, что решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок принимается в форме приказа. О принятом решении уполномоченный орган в течение 3 календарных дней со дня принятия указанного решения уведомляет в письменной форме юридическое лицо, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, предложивших отменить муниципальный маршрут регулярных перевозок. В случае принятия решения об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок уполномоченный орган в течение 7 календарных дней со дня принятия этого решения вносит сведения об отмене данного маршрута в реестр муниципальных маршрутов 5 регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл.
Частью 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ установлено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее, чем за 180 дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Министерство 18.08.2021 направило Предпринимателю уведомление о предстоящей отмене с 01.04.2022 маршрута N 7к и его исключению из реестра муниципальных маршрутов. Уведомление вручено предпринимателю 30.09.2021.
Вопреки утверждению заявителя, Предприниматель был уведомлен об отмене муниципального маршрута N 7к "Вокзал - Новый лесхоз" за 182 дня до его отмены.
По смыслу статей 198, 201 АПК РФ условиями признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным являются в совокупности как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение прав юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Такие условия незаконности в отношении приказа Министерства об отмене муниципального маршрута N 7к в связи с оптимизацией маршрутной сети на основании Документа планирования суды не установили.
В нарушении статьи 65 АПК РФ Предприниматель не представил достаточных и убедительных доказательств того, что оспариваемым ненормативным актом нарушаются его права в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали приказ Министерства в оспариваемой части соответствующим действующему законодательству и правомерно отказали в удовлетворении заявления.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую оценку.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 по делу N А38-3387/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кудрявцева Дмитрия Георгиевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
...
По смыслу статей 198, 201 АПК РФ условиями признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным являются в совокупности как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение прав юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июня 2023 г. N Ф01-1669/23 по делу N А38-3387/2022