г. Нижний Новгород |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А79-6002/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.06.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2023 по делу N А79-6002/2022
по заявлению Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 28.03.2022 N 021/10/18.1-246/2022,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Давыдов Игорь Валерьевич, Озеров Дмитрий Николаевич.
и установил:
Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление) о признании незаконным решения от 28.03.2022 N 021/10/18.1-246/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Давыдов Игорь Валерьевич, Озеров Дмитрий Николаевич.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии решением от 08.12.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2023 удовлетворил заявленное требование, признал незаконным решение Управления.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы ссылается на незаконность и необоснованность принятых по делу судебных актов, на несоответствие вывода судов о пропуске Озеровым Д.Н. срока обращения с жалобой фактическим обстоятельствам дела. По мнению Управления, оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Министерство и третьи лица отзыв на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики-Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в Управление по подведомственности из Федеральной антимонопольной службы поступила жалоба Озерова Д.Н. на действия организатора торгов при проведении электронного аукциона по продаже движимого имущества (извещение N 21000027280000000001).
Министерством на официальном сайте https://torgi.gov.ra/new/public 24.01.2022 опубликовано извещение N 21000027280000000001 о проведении аукциона по продаже имущества. Имущество реализуется на электронной торговой площадке акционерного общества "Электронные торговые системы".
По результатам рассмотрения жалобы решением Управления от 28.03.2022 по делу N 021/10/18.1-246/2022 жалоба Озерова Д.Н. на действия организатора торгов при проведении электронного аукциона по продаже движимого имущества (извещение N 21000027280000000001) признана обоснованной.
Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления от 28.03.2022 N 021/10/18.1-246/2022.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии пришел к выводу, что оспариваемое решение является незаконным, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Министерства, и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Торги организованы в порядке, установленном Законом N 178-ФЗ.
В силу части 25 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи государственного или муниципального имущества, проводимой в электронной форме (далее в настоящей статье, а также в пункте 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона - организатор продажи), при проведении продажи государственного или муниципального имущества в соответствии с Законом N 178-ФЗ в порядке, установленном настоящей статьей.
В компетенцию антимонопольного органа входит рассмотрение в порядке статей 17 и 18.1 Закона N 135-ФЗ обращения участника торгов на действия организатора торгов, конкурсной комиссии, при соблюдении им установленных сроков и условий для обращения.
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 25 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ установлены специальные сроки обжалования действий (бездействия) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи государственного или муниципального имущества, проводимой в электронной форме, при проведении продажи государственного или муниципального имущества в соответствии с Законом N 178-ФЗ.
Обжалование действий (бездействия) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи в антимонопольный орган допускается в течение пяти рабочих дней со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенном в соответствии со статьей 15 Закона N 178-ФЗ, или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (протокола о признании претендентов участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения либо продажи без объявления цены) либо в течение пяти рабочих дней со дня размещения на данном сайте или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола об итогах проведения продажи подлежащего приватизации имущества (пункт 1 части 25 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи, связанные с признанием претендентов участниками торгов (участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены) или с отказом в таком признании, не может быть подана по истечении пяти рабочих дней со дня размещения на указанном в пункте 1 настоящей части официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или, если размещение на сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (протокола о признании претендентов участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены) (пункт 4 части 25 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Суды установили и из материалов дела следует, что организатор торгов разместил 28.02.2022 протокол о признании претендентов участниками аукциона от 28.02.2022, согласно которому Озерову Д.Н. отказано в допуске к участию в торгах.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, результаты рассмотрения заявок претендентов (недопущенные претенденты) по электронному аукциону (извещение N 21000027280000000001) размещены 28.02.2022 20:29 МСК.
Итоги электронного аукциона (извещение N 21000027280000000001) подведены протоколом от 01.03.2022, который размещен 03.03.2022 20:08 МСК.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 N 1564 "О переносе выходных дней в 2022 году" в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство Российской Федерации в 2022 году перенесло, в том числе, выходной день с 05.03.2022 на 07.03.2022. Таким образом, 05.03.2022 официально был рабочим днем.
Таким образом, Озеровым Д.Н. пропущен срок обращения с жалобой, предусмотренный пунктом 4 части 25 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ (жалоба поступила 10.03.2022). При этом начальным моментом течения пятидневного срока суды верно посчитали дату размещения протокола о признании претендентов участниками аукциона (28.02.2022) с учетом направленности доводов жалобы на оспаривание действий организатора торгов на этапе определения сроков подачи заявок и проведения аукциона, участников таких торгов, а также описания предмета аукциона.
Исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи все представленные в материалы дела доказательства с установленными по делу фактическими обстоятельствами по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к верному выводу о том, что жалобы на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи, связанные с допуском (недопуском) к участию в торгах (продаже), поступившие в антимонопольный орган по истечении пяти рабочих дней со дня размещения на официальном сайте или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (продажи), не подлежат рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ.
Управление не вправе рассматривать по существу жалобу, поступившую по истечении законодательно установленных сроков для обжалования действий (бездействия) организатора торгов, независимо от существенности нарушений, повлекших нарушение принципов открытости и равенства покупателей государственного и муниципального имущества.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требование Министерства и признали решение Управления недействительным.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судом первой и апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2023 по делу по делу N А79-6002/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 N 1564 "О переносе выходных дней в 2022 году" в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство Российской Федерации в 2022 году перенесло, в том числе, выходной день с 05.03.2022 на 07.03.2022. Таким образом, 05.03.2022 официально был рабочим днем.
Таким образом, Озеровым Д.Н. пропущен срок обращения с жалобой, предусмотренный пунктом 4 части 25 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ (жалоба поступила 10.03.2022). При этом начальным моментом течения пятидневного срока суды верно посчитали дату размещения протокола о признании претендентов участниками аукциона (28.02.2022) с учетом направленности доводов жалобы на оспаривание действий организатора торгов на этапе определения сроков подачи заявок и проведения аукциона, участников таких торгов, а также описания предмета аукциона.
Исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи все представленные в материалы дела доказательства с установленными по делу фактическими обстоятельствами по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к верному выводу о том, что жалобы на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи, связанные с допуском (недопуском) к участию в торгах (продаже), поступившие в антимонопольный орган по истечении пяти рабочих дней со дня размещения на официальном сайте или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (продажи), не подлежат рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 июня 2023 г. N Ф01-2665/23 по делу N А79-6002/2022