Нижний Новгород |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А17-5331/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.06.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от общества с ограниченной ответственностью "Союз Автодор":
Суслова П.Г., адвоката (доверенность от 28.10.2022)
от акционерного общества "ДСУ-1":
Суслова П.Г., адвоката (доверенность от 12.01.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
акционерного общества "ДСУ-1" и
общества с ограниченной ответственностью "Союз Автодор"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.12.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.03.2023
по делу N А17-5331/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Аксиома"
(ИНН: 5321145335, ОГРН: 1115321001400)
к обществу с ограниченной ответственностью "Союз Автодор"
(ИНН: 3711025287, ОГРН: 1093711001042)
о взыскании денежных средств,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
акционерное общество "ДСУ-1" (ИНН: 3728001189, ОГРН: 1023700546407), Северо-Восточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН: 5321190352, ОГРН: 1175321005640),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аксиома" (далее - ООО "Аксиома") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Союз Автодор" (далее - ООО "Союз Автодор") о взыскании 1 930 944 рублей 60 копеек задолженности по оплате хранения задержанных транспортных средств и 50 000 рублей платы за перемещение задержанных транспортных средств.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "ДСУ-1" (далее - АО "ДСУ-1"), Северо-Восточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Северо-Восточное МУГАДН, Управление).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 14.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 21.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
АО "ДСУ-1" и ООО "Союз Автодор" не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
Заявители считают, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. АО "ДСУ-1", как собственник транспортных средств, неоднократно принимало меры к их выдаче, в связи с чем ООО "Аксиома" не вправе было отказать в выдаче транспортных средств. Заявители полагают, что размер расходов на транспортировку транспортных средств не является доказанным. Апелляционный суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайств об отложении рассмотрения судебного разбирательства.
Подробно доводы заявителей изложены в кассационных жалобах и поддержаны их представителем в судебном заседании.
Управление и ООО "Аксиома" в письменных отзывах отклонили доводы заявителей, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области (далее - Министерство) и ООО "Аксиома" (специализированной организацией) заключены договоры от 30.09.2020 N 19, от 30.08.2021 N 16 об осуществлении деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, хранению и возврату задержанных транспортных средств, по условиям пунктов 1.1 которых Министерство поручает, а специализированная организация принимает на себя обязательства по осуществлению деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку по адресу: Новгородская область, город Великий Новгород, улица Рабочая, 34/6), их хранению и возврату в соответствии Законом Новгородской области от 30.06.2012 N 79-0З "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств на территории Новгородской области".
На основании пунктов 1.2 названных договоров перемещению на специализированные стоянки, хранению на специализированных стоянках и возврату подлежат транспортные средства, решение о задержании которых принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 27.13 КоАП РФ.
В силу пунктов 1.3 договоров деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и их хранению осуществляется на платной основе. Взимание платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранение осуществляется в размерах, установленных постановлениями Комитета по тарифной политике Новгородской области от 20.04.2018 N 14 "Об установлении тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на 2018-2020 годы" и от 23.12.2020 N 80 "Об установлении тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на 2021-2025 годы".
Срок действия договора от 30.09.2020 N 19 определен с 01.10.2020 до 01.09.2021, срок действия договора от 30.08.2021 N 16 - с 02.09.2021 до 01.08.2022 (пункты 4.1 договоров).
В ходе мероприятий по контролю Территориальным отделом государственного автодорожного надзора по Новгородской области Северо-Восточного МУГАДН 28.06.2021 в 12 часов 52 минуты и 13 часов 23 минуты на посту контроля СПВК-1 (Великий Новгород), расположенном на 486 километре федеральной автомобильной дороги М-10 выявлено движение тяжеловесных транспортных средств марки МАН с государственными регистрационными знаками О384КО44, О350КО44 с превышением допустимой массы транспортных средств с грузом без специального разрешения. Собственником транспортных средств является АО "ДСУ-1", лицом, осуществляющим перевозку, является ООО "Союз Автодор".
Государственными инспекторами Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Новгородской области Северо-Восточного МУГАДН на основании статьи 27.13 КоАП РФ и в целях пресечения выявленного административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ, 28.06.2021 в 13 часов 14 минут и 13 часов 48 минут транспортные средства с государственными регистрационными знаками О384КО44, О350КО44 задержаны на СПВК-1 (Великий Новгород), о чем вынесены протоколы о задержании транспортного средства от 28.06.2021 N 53302001094, 53302001095, после чего указанные транспортные средства 28.06.2021 в 15 часов 18 минут (О384КО44) и 19 часов 48 минут (О350КО44) были помещены на хранение на специализированную стоянку ООО "Аксиома" по адресу: город Великий Новгород, улица Рабочая, 34/6 (выписки из журнала учета задержанных транспортных средств, владелец ООО "Союз Автодор").
Постановлением Северо-Восточного МУГАДН от 18.08.2021 N 53000001333 ООО "Союз Автодор" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей. В названном постановлении в пунктах 2, 5 его резолютивной части административный орган отразил, что задержанные транспортные средства будут возвращены после устранения причины задержания транспортных средств при предъявлении документов, подтверждающих права владения, пользования или распоряжения транспортными средствами, взвешивание транспортных средств, выступающее подтверждением устранения причины задержания, осуществляется в соответствии с указанным в постановлении графиком.
В связи с устранением причины задержания Управлением вынесены протоколы о прекращении задержания транспортных средств от 25.01.2022 N 53302001155 (О384КО44), от 29.03.2022 N 53302001169 (О350КО44).
Транспортное средство с государственным регистрационным знаком О384КО44 в отсутствие претензий передано ООО "Аксиома" в адрес АО "ДСУ-1" по акту от 21.02.2022, транспортное средство с государственным регистрационным знаком О350КО44 в отсутствие претензий передано ООО "Аксиома" в адрес ООО "Союз Автодор" по акту от 29.03.2022.
На основании постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 23.12.2020 N 80 "Об установлении тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на 2021-2025 годы" тариф на перемещение одного тяжеловесного, крупногабаритного, тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства на специализированную стоянку в пределах населенного пункта на расстояние до семи километров включительно составляет 22 342 рубля 16 копеек, тариф на перемещение такого транспортного средства на специализированную стоянку за пределами населенного пункта или на расстояние, превышающее семь километров, определен в размере 39 рублей 35 копеек за один километр. Тариф на хранение задержанных транспортных средств указанной категории на специализированых стоянках определен в размере 165 рублей 96 копеек за один час.
За период с момента задержания транспортных средств МАН с государственными регистрационными знаками О384КО44, О350КО44 и его помещения на стоянку ООО "Аксиома" (протоколы от о задержании транспортного средства от 28.06.2021 N 53302001094, 53302001095, выписки из журнала учета задержанных транспортных средств) до устранения причины задержания (протоколы о прекращении задержания транспортных средств от 25.01.2022 N 53302001155, от 29.03.2022 N 53302001169) оплата за перемещение и хранение транспортных средств на специализированной стоянке не произведена, в связи с чем, по утверждению истца, на стороне ответчика имеется задолженность по оплате хранения и перемещения задержанных транспортных средств в размере 1 980 944 рублей 60 копеек, из которых 1 930 944 рубля 60 копеек составляет задолженность по оплате хранения транспортных средств, 50 000 рублей - по оплате перемещения транспортных средств.
В связи с данными обстоятельствами ООО "Аксиома" направило ООО "Союз Автодор" претензии от 16.03.2022 N 16-01, от 31.03.2022 N 17-01.
Неисполнение претензионных требований явилось основанием для обращения ООО "Аксиома" в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 27.1, 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), статьями 886, 896 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и взыскал с ответчика в пользу истца 1 980 944 рубля 60 копеек платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (пункт 1 статьи 886 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 887 ГК РФ договор хранения, предусматривающий обязанность хранителя принять вещь на хранение, должен быть заключен в письменной форме независимо от состава участников этого договора и стоимости вещи, передаваемой на хранение.
Вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода (пункт 1 статьи 896 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 27.13 КоАП РФ в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 1 - 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Частью 10 статьи 27.13 КоАП РФ предусмотрено, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.
На основании части 11 статьи 27.13 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В частях 1, 2 статьи 4 Закона Новгородской области от 30.06.2012 N 79-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств на территории Новгородской области" (далее - Закон N 79-ОЗ) установлено, что перемещение и хранение задержанных транспортных средств, оплачивается лицом, привлеченным к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства. Оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства осуществляется в сроки и по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Новгородской области.
При этом данная обязанность у лица, совершившего административное правонарушение (возместить стоимость перемещения и хранения задержанного), возникает в силу прямого указания.
Возврат задержанного транспортного средства со специализированной стоянки владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, осуществляется незамедлительно после устранения причины его задержания сотрудником специализированной стоянки круглосуточно на основании решения уполномоченного должностного лица (часть 1 статьи 5 Закона N 79-ОЗ).
Суды верно указали, что, решая вопрос о возмещении расходов лицу, хранившему в силу закона задержанное в административном порядке транспортное средство, судебная практика не определяет в качестве поклажедателя, который должен нести такие расходы, исключительно собственника транспортного средства и не связывает исполнение обязанности с основанием, из которого возникает владение.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 15.05.2006 при рассмотрении вопросов, связанных с задержанием транспортных средств, в порядке статьи 27.13 КоАП РФ указал, что удержание транспортного средства хранителем после дачи уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел разрешения на выдачу задержанного транспортного средства уже не является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а выступает способом обеспечения исполнения обязательства по оплате расходов, связанных с помещением задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и его хранением.
Исследовав и оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая подтвержденный факт оказания истцом услуг по перемещению и хранению в спорный период транспортных средств на территории специализированной стоянки до устранения причины задержания, принимая во внимание отсутствие доказательств предъявления ответчиком в заявленный к взысканию период истцу решений уполномоченного должностного лица о прекращении задержания после устранения причины его задержания, также как и доказательств ненадлежащего оказания услуг и отсутствия задолженности в спорной сумме либо наличия задолженности в ином размере, чем истец заявил к взысканию, проверив представленный истцом расчет задолженности по оплате перемещения и хранения транспортных средств и признав его верным, подтвержденным и соответствующим тарифному регулированию, суды правомерно взыскали с ответчика в пользу истца 1 930 944 рубля 60 копеек стоимости услуг по хранению транспортных средств и 50 000 рублей стоимости перемещения задержанных транспортных средств на территорию специализированной стоянки.
Доводы заявителей жалоб о помещении транспортного средства с государственным регистрационным знаком О384КО44 на специализированную стоянку в разгруженном состоянии, а также о неправомерности действий административного органа и специализированной организации, являлись предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены.
Ссылка заявителей на то, что административный орган при вынесении постановления от 18.08.2021 о привлечении ООО "Союз Автодор" к административной ответственности не рассмотрел вопрос о выдаче задержанных транспортных средств, признана судами несостоятельной, так как не основана на данном постановлении.
Приведенная заявителями судебная практика по другим делам правомерно не принята судами во внимание, так как она основана на иных фактических обстоятельствах.
Довод заявителей жалоб о неправомерном отказе суда апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайств об отложении судебного заседания отклоняется, поскольку в силу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства является правом суда в случае признания причины неявки уважительной. Невозможность участия в судебном заседании конкретного представителя не является препятствием к реализации сторонами по делу их процессуальных прав, в том числе путем привлечения иного представителя. Апелляционный суд рассмотрел ходатайства и с учетом установленных фактических обстоятельств данного дела не усмотрел оснований для отложения рассмотрения дела, что не является нарушением норм процессуального права.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационных жалоб относятся на заявителей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.03.2023 по делу N А17-5331/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы акционерного общества "ДСУ-1" и общества с ограниченной ответственностью "Союз Автодор" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационных жалоб отнести на заявителей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 10 статьи 27.13 КоАП РФ предусмотрено, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.
На основании части 11 статьи 27.13 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
...
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 15.05.2006 при рассмотрении вопросов, связанных с задержанием транспортных средств, в порядке статьи 27.13 КоАП РФ указал, что удержание транспортного средства хранителем после дачи уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел разрешения на выдачу задержанного транспортного средства уже не является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а выступает способом обеспечения исполнения обязательства по оплате расходов, связанных с помещением задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и его хранением."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 июня 2023 г. N Ф01-2576/23 по делу N А17-5331/2022