Нижний Новгород |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А39-4971/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
администрации городского округа Саранск
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.10.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023
по делу N А39-4971/2022
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс"
к администрации городского округа Саранск
об устранении нарушений охранной зоны тепловых сетей,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерства внутренних дел по Республике Мордовия,
и установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к администрации городского округа Саранск (далее - Администрация) об обязании в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить нарушение охранной зоны тепловых сетей на земельном участке, расположенном между участками многоквартирных домов N 28в и 31 по улице Мичурина, р.п. Ялга, г.о. Саранск, с кадастровыми номерами 13:23:1115291:46 и 13:23:1115291:30, и освободить охранную зону тепловых сетей от автомобильной стоянки, путем установления на земельных участках с кадастровыми номерами 13:23:1115291:46 и 13:23:1115291:30 в охранной зоне тепловой сети дорожного знака "Стоянка запрещена" и табличку 8.3.3 с координатами 54.126482, 45.128819, о взыскании судебной неустойки в размере 1000 рублей за каждый день неисполнения судебного акта, начиная со второго месяца после вступления решения суда в законную силу до фактического исполнения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее - Министерство).
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 27.10.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023, удовлетворил заявленные требования, обязав Администрацию в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить нарушение охранной зоны тепловых сетей на земельном участке, расположенном между участками многоквартирных домов N 28в и 31 по ул.Мичурина, р.п. Ялга, г.о. Саранск, с кадастровыми номерами 13:23:1115291:46 и 13:23:1115291:30, и освободить охранную зону тепловых сетей от автомобильной стоянки, путем установления на земельном участке, расположенном между участками многоквартирных домов с кадастровыми номерами 13:23:1115291:46 и 13:23:1115291:30 в охранной зоне тепловой сети дорожного знака "Стоянка запрещена" и табличку 8.3.3 с координатами 54.126482, 45.128819; взыскал с Администрации в пользу Общества судебную неустойку в размере 100 рублей в день за каждый день просрочки исполнения судебного акта, начиная со второго месяца со дня вступления решения в законную силу, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей и почтовые расходы в размере 205 рублей.
Не согласившись с названными судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросила отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы указывает на недоказанность совершения ответчиком противоправных действий, которые могут повлечь нарушение нормальной работе спорных тепловых сетей, их повреждение, или препятствующие ремонту; материалами дела не подтверждена организация автостоянки (парковки) транспортных средств в месте, где такие действия не допускаются (охранная зона тепловых сетей); в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 01.01.2025 (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, указанных в части 27 настоящей статьи), независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускается использование зданий, сооружений, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до 01.01.2025 или которые построены, реконструированы в соответствии с пунктом 2 настоящей части и в соответствии с их видом разрешенного использования (назначения).
В отзыве на кассационную жалобу представитель истца сослался на законность и обоснованность состоявшихся решения и постановления и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражный суд Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, истцу на праве собственности принадлежат расположенные в р.п. Ялга города Саранска: тепловые сети котельной МГУ, протяженностью 6185 метров, кадастровый номер 13:23:0000000:544, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.02.2021.
По указанным сетям с использованием теплопунктов, охранные зоны которых зарегистрированы 29.11.2020 в установленном порядке (выписка из ЕГРН от 03.12.2020 N КУВИ-002/2020-45234587 и N 13:23-6.4210), единая теплоснабжающая организация г.о. Саранск - Общество - осуществляет поставку тепловой энергии и горячей воды потребителям.
Как указал истец, в ходе проведенной проверки сотрудниками Общества установлено, что в пределах охранной зоны данной тепловой сети между жилыми домами N 28в и 31 по ул. Мичурина р.п.Ялга г.Саранска осуществляется стоянка автомобилей.
По результатам проверки составлен акт осмотра тепловой сети от 21.02.2022.
Согласно данным публичной кадастровой карты место стоянки автомобилей располагается на земельном участке, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Истцом в материалы дела представлен фотоматериал, схема сетей из 4 программного комплекса "Zulu", схема расположения охранной зоны сетей на публичной кадастровой карте.
Посчитав, что нахождение автомобильной парковки в охранной зоне тепловых сетей недопустимо, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 45 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), пунктами 1 - 3 и 5 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 N 197 (далее - Правила N 197), пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92 (далее - Рекомендации), положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) и Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) и исходили из подтвержденного факта размещения автостоянки в границах охранной зоны тепловой сети, что в силу установленных правил недопустимо и препятствует нормальной и безопасной эксплуатации тепловых сетей, доступ истца к местам проведения ремонтных работ. Поскольку тепловые сети расположены на земельном участке, находящегося в ведении Администрации, обязанность по установке дорожных знаков должна быть возложена на орган местного самоуправления.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, а также заслушав представителя Общества, явившегося в судебное заседание, окружной суд счел вынесенные судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим кодексом, федеральными законами. Одним из ограничений права на земельный участок пункт 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации называет особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В пункте 33 Рекомендаций предусмотрено, что для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Согласно пунктам 1 - 3 Правил N 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики.
В пункте 5 Правил N 197 определено, что в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие их ремонту, в том числе не допускается загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, возводить временные строения и заборы, устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
Таким образом, действующее нормативное регулирование спорных правоотношений содержит прямой запрет на размещение каких-либо объектов в охраной зоне тепловых сетей, в частности, устраивать стоянки всех видов машин.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки сотрудники Общества установили, что в пределах охранных зон тепловых сетей между жилыми домами N 28в и 31 по ул. Мичурина р.п. Ялга г.Саранска осуществляется стоянка автомобилей.
Согласно пункту 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статье 2 Закона N 196-ФЗ парковкой (парковочным местом) является специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Аналогичное определение парковки содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения).
Из приведенных положений нормативных актов следует, что парковка, как правило, является принадлежностью автомобильной дороги, подэстакадных или мостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий строений или сооружений, создается как элемент их благоустройства и выполняет вспомогательную роль по организованной стоянке транспортных средств.
Деятельность автостоянок регулируется Правилами оказания услуг автостоянок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 795, пунктом 2 которых установлено, что автостоянкой являются здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств.
Доказательств организации специально обустроенной парковки (автостоянки) путем разметки и установки соответствующих знаков в деле не имеется; места парковки и хранения транспортных средств не сформированы и не обозначены.
При разрешении вопроса о том, является ли место постановки автомобиля парковкой или стоянкой, суду следует исходить из конкретных обстоятельств дела, свидетельствующих о назначении данной площадки, здания, сооружения, части здания или сооружения, в частности, из самостоятельности, обособленности данных объектов, либо из их принадлежности к другим объектам улично-дорожной сети, зданиям, строениям, сооружениям, из их обозначения на местности, ограждения, оборудования, охраняемости, организации въезда и выезда транспортных средств и их учета, а также других обстоятельств, характеризующих назначение постановочного места.
Таким образом, суд при разрешении вопроса об отнесении той или иной асфальтированной площадки к автостоянке (парковке) должен установить, что спорный объект является именно таким, а не частью территории, которая может использоваться и для иных целей.
Само по себе нахождение на определенном участке дороги или асфальтированной площади транспортных средств не свидетельствует об организации (существовании) автомобильной стоянки (парковки) по смыслу понятия, придаваемого ему действующим законодательством.
Кроме того, в силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в пункте 45 Постановления N 10/22, негаторный иск подлежит удовлетворению в случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Применительно к охранной зоне тепловых сетей это означает, что в бремя доказывания истца входит как факт совершения ответчиком действий, перечисленных в пункте 5 Правил N 197, так и то, что эти действия могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствия ремонту, и угроза наступления таких последствий реальна, а не предположительна.
В рассматриваемом случае судебные акты не содержат выводов судов о том, что именно ответчик совершил действия по устройству стоянки, а также ссылки на имеющиеся в деле доказательства в подтверждение этого обстоятельства, как и тех признаков, по которым суд установил нахождение на участке именно стоянки.
Более того, суды не проверяли и не выносили на обсуждение сторон вопрос о наличии реальной угрозы наступления перечисленных в пункте 5 Правил N 197.
Из материалов дела не усматривается конкретных доказательств, указывающих на то, что наличие спорной асфальтируемой площадки и нахождение на ней транспортных средств в пределах охранной зоны тепловых сетей реально могут повлечь нарушения в их нормальной работе или повреждение, а также наступление несчастных случаев.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов сделаны при недостаточном исследовании фактических обстоятельств и имеющим значении для дела доказательств, основаны на неполной системной оценке подлежащих применению норм материального права и не отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65 и части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суд округа приходит к выводу о преждевременном выводе судов о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом на основании статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации требований.
При таких обстоятельствах суд округа счел решение первой и постановление апелляционной инстанций на основании частей 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежащими отмене, а настоящее дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Республики Мордовия следует учесть изложенное, установить все значимые для настоящего спора обстоятельства, в частности, установить признаки спорной площадки, в силу которых ее можно отнести к автостоянкам (парковкам), реальность нарушения права Общества нахождением спорного объекта в охранной зоне тепловых сетей, создающую угрозу нарушения их нормальной работе, повреждения, несчастного случая или препятствующие их ремонту, лицо, на которое в силу нормативно-правовых актов возложена обязанность, по охране тепловых сетей и обеспечению соблюдения запретов, установленных для охранных зон теплосетей, в том числе установки дорожных или иных знаков, и при должном применении норм материального права с учетом установленных обстоятельств вынести законное и обоснованное решение.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 1 и 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу N А39-4971/2022 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Мордовия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае судебные акты не содержат выводов судов о том, что именно ответчик совершил действия по устройству стоянки, а также ссылки на имеющиеся в деле доказательства в подтверждение этого обстоятельства, как и тех признаков, по которым суд установил нахождение на участке именно стоянки.
Более того, суды не проверяли и не выносили на обсуждение сторон вопрос о наличии реальной угрозы наступления перечисленных в пункте 5 Правил N 197.
...
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов сделаны при недостаточном исследовании фактических обстоятельств и имеющим значении для дела доказательств, основаны на неполной системной оценке подлежащих применению норм материального права и не отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65 и части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суд округа приходит к выводу о преждевременном выводе судов о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом на основании статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации требований."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 июня 2023 г. N Ф01-2337/23 по делу N А39-4971/2022
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9155/2022
31.08.2023 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-4971/2022
09.06.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2337/2023
31.01.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9155/2022
27.10.2022 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-4971/2022