Нижний Новгород |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А43-26529/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.06.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.
в присутствии представителя
от общества с ограниченной ответственностью "Империал": Гусевой В.И. (по доверенности от 05.05.2023 N 3)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Империал"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.09.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022
по делу N А43-26529/2021
по иску акционерного общества "Нижегородская областная коммунальная компания"
(ОГРН: 1095260013793, ИНН: 5260267654)
к муниципальному образованию "Богородский муниципальный район Нижегородской области" в лице администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области (ОГРН: 1215200001741, ИНН: 5252046549),
обществу с ограниченной ответственностью "Империал"
(ОГРН: 1185275018972, ИНН: 5245029782),
некоммерческому партнерству "Богородские коммунальные энергетические системы"
(ОГРН: 1055223016826, ИНН: 5245003431)
о взыскании задолженности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью
Марс
,
и установил:
акционерное общество "Нижегородская областная коммунальная компания" (далее - АО "НОКК") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с некоммерческого партнерства "Богородские коммунальные энергетические системы" (далее - НП "БКЭС") 313 929 рублей 08 копеек стоимости коммунальной услуги по теплоснабжению, оказанной в январе - марте 2021 года, и 194 414 рублей 57 копеек пеней, начисленных за периоды с 11.08.2018 по 05.04.2020 и с 01.01.2021 по 31.03.2022; с общества с ограниченной ответственностью "Империал" (далее - ООО "Империал") - 38 145 рублей 09 копеек задолженности по оплате коммунальной услуги за отопление, поставленной в период с июля 2018 года по январь 2021 года, и установку общедомового прибора учета, 16 385 рублей 30 копеек пеней, начисленных в периоды с 11.08.2018 по 05.04.2020 и с 01.01.2021 по 31.03.2022.
Заявленные требования основаны на статьях 210, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022, иск удовлетворен.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Империал" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты в части взыскания с него задолженности по оплате поставленного коммунального ресурса.
По мнению заявителя, оспариваемые судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Как указал заявитель, задолженность образовалась у нанимателя муниципальной квартиры в период, в том числе, когда ООО "Империал" не было управляющей компанией дома 6 по улице Центральная села Арапово Богородского района. В связи с этим, по его мнению, период, за который начислена задолженность, указанный истцом и принятый судами, является документально неподтвержденным, как и факт установки общедомового прибора учета. Заявитель указывает на отсутствие задолженности, поскольку она была взыскана истцом с жителей дома, с которыми заключены договоры о теплоснабжении. Также ООО "Империал" обращает внимание на недоказанность того, что оно было надлежащим образом извещено о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и в качестве соответчика.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Законность принятого судебного акта проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установили нижестоящие суды, АО "НОКК" в период с июля 2018 года по январь 2021 года оказало услуги, в том числе по поставке коммунальных ресурсов, в жилые помещения, расположенные в селе Арапово Богородского района Нижегородской области по улице Центральная, дом 6, квартира 10, комната 3.
Как пояснило АО "НОКК", согласно сведениям из Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства ООО "Империал" с 27.03.2018 осуществляло обслуживание многоквартирного дома N 6 по улице Центральная села Арапово Богородского района Нижегородской области.
Истец в период с июля 2018 года по январь 2021 года поставил в многоквартирный дом N 6, расположенный по адресу Богородский район, село Арапово, улица Центральная, коммунальный ресурс на общую сумму 38 145 рублей 09 копеек, а также установил общедомой прибор учета.
Ответчик задолженность не погасил, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
Следовательно, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259).
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Из пункта 13 Правил N 354 и пунктов 10 и 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), следует, что заключение договора на поставку коммунальных ресурсов является обязательным как для управляющей организации, так и для ресурсоснабжающей организации, которая с целью оформления отношений с управляющей организацией по поставке коммунального ресурса в виде письменного договора вправе направить ей соответствующую оферту.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации).
Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918).
Согласно статье 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса;
2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее в настоящей статье - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом) и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи;
3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Таким образом, до реализации порядка, установленного статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежит применению правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918, в силу которой при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договорам энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с частями 1, 2.3, 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом включает предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, за качество которых управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 31 Правила N 354 исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Таким образом, на организацию, являющуюся исполнителем коммунальных услуг, возлагается обязанность по оплате ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов, поставленных в жилые помещения многоквартирного дома.
При этом действующим законодательством предусмотрено, что при выборе способа управления многоквартирным домом и наличии соответствующего выбранному способу управления исполнителя коммунальных услуг последний является должником за потребленные коммунальные ресурсы перед ресурсоснабжающей организацией вне зависимости от того осуществлен ли им фактически сбор денежных средств с собственников помещений жилого дома как с потребителей коммунальных ресурсов (определения Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918 и от 09.02.2016 N 304-ЭС15-18888).
Судом округа отклонен довод о том, что в период с июля 2018 года по январь 2021 года управление многоквартирным домом N 6 по улице Центральная села Арапово Богородского района Нижегородской области осуществляло ООО "Империал", доказательства перехода жителей дома на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией и оплаты ими поставленного коммунального ресурса в материалы дела не представлены.
Из смысла статей 9, 65, 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что каждая из сторон вправе либо активно доказывать свои доводы и возражения, представляя суду доказательства их обоснованности, либо, заняв пассивную позицию, ограничиться общим непризнанием правильности позиции оппонента. В последнем случае сторона принимает на себя риски наступления негативных последствий собственного процессуального бездействия, поскольку добровольно отказывается от доказывания тех обстоятельств, на которых базируется ее позиция.
Доказательства, на которые ссылается кассатор как, подтверждающие, что заявитель не являлся управляющей компанией многоквартирного дома в спорный период, в материалах дела отсутствуют.
Напротив, в материалах дела имеется выписка с сайта Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, подтверждающая факт управления спорным домом ООО "Империал".
Таким образом, требование о взыскании с ООО "Империал" как с исполнителя коммунальных услуг в многоквартирном доме N 6 по улице Центральная села Арапово Богородского района Нижегородской области задолженности по оплате поставленной тепловой энергии на отопление является обоснованным.
Материалами дела подтверждаются факты отпуска коммунального ресурса и установки общедомовых приборов учета в спорном периоде.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до 01.01.2021 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до 01.01.2019 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Организации, поставляющие энергоресурсы в многоквартирные дома, при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить расходы, понесенные указанными организациями в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении независимо от действий собственников многоквартирного дома.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт взыскания истцом спорной суммы задолженности непосредственно с граждан, проживающих в комнате 3 квартиры 10, расположенной в многоквартирном доме N 6 по улице Центральной села Арапово Богородского района.
При изложенных обстоятельствах суды первой и второй инстанций пришли к правомерному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является ООО "Империал", исполнитель коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома N 6 по улице Центральная села Арапово Богородского района Нижегородской области, как следствие, оно является лицом, обязанным оплатить поставленный коммунальный ресурс, а также установку общедомового прибора учета.
Поскольку ответчик доказательств полной оплаты долга, вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил, суды первой и второй инстанций, проверив расчет задолженности, пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования о взыскании с ООО "Империал" 38 145,09 рубля за период июль 2018 года - январь 2021 года и неустойки, начисленной за периоды с 11.08.2018 по 05.04.2020 и с 01.01.2021 по 31.03.2022, в сумме 16 385,30 рубля.
Довод заявителя о том, что он не был извещен о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрен апелляционным судом и на основании статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации отклонен, как противоречащий материалами дела. ООО "Империал" было надлежащим образом извещено о начавшемся процессе, поскольку 23.05.2022 в суд первой инстанции поступил отзыв на исковое заявление.
Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и второй инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Довод о том, что задолженность по оплате поставленного коммунального ресурса возникла у нанимателя муниципальной квартиры, ООО "Империал" не заявляла в судах первой и второй инстанций, поэтому он направлен на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А43-26529/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Империал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
О.Н.Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
...
Довод заявителя о том, что он не был извещен о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрен апелляционным судом и на основании статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации отклонен, как противоречащий материалами дела. ООО "Империал" было надлежащим образом извещено о начавшемся процессе, поскольку 23.05.2022 в суд первой инстанции поступил отзыв на исковое заявление."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 июня 2023 г. N Ф01-1296/23 по делу N А43-26529/2021