Нижний Новгород |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А11-9273/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Шутиковой Т.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской
Федерации
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.11.2022 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2023 по делу N А11-9273/2022
по иску Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
к обществу с ограниченной ответственностью "Владинфо"
(ИНН: 3328421421, ОГРН: 1033302001985)
о взыскании задолженности и неустойки
и установил:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Владинфо" (далее - Общество) о взыскании 128 666 рублей 63 копеек задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, а также 59 993 рублей 81 копейки пеней, начисленных за период с 18.05.2017 по 26.07.2022 и далее с 27.07.2022 по день фактической уплаты долга.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 01.11.2022 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что Министерство не могло узнать о наличии у Общества задолженности по уплате отчислений за 4 квартал 2008 года, 1, 2 кварталы 2009 года ранее 13.10.2021, поскольку является правопреемником Федерального агентства связи, которое ликвидировано только 13.10.2021.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество является оператором сети связи общего пользования и осуществляет свою деятельность на основании соответствующих лицензий.
Согласно формам расчета базы обязательных отчислений (неналоговых платежей) Общества в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2008 года и 1, 2 кварталы 2009 года сумма обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания составила 128 666 рублей 63 копейки.
Общество обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания в установленный законом срок не произвело, в связи с чем Министерство направило ему уведомление от 31.05.2022 N П14-1-09-200-28972 с требованием погасить образовавшуюся задолженность и уплатить пени.
Данное требование Общество оставило без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 59, 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций", Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу о пропуске Министерством срока для взыскания спорной суммы долга и отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 59 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона о связи источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
Согласно пункту 2 статьи 60 Закона о связи базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.
Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования предусмотрена в размере 1,2 процента (пункт 3 статьи 60 Закона о связи).
В силу пункта 4 статьи 60 Закона о связи размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 данной статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с данной статьей.
Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (часть 2 статьи 59 Закона о связи).
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41 "Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания" лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета отчислений в резерв универсального обслуживания (РУО).
В пункте 5 статьи 60 Закона о связи закреплено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять отчисления в РУО. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
В случае если отчисления в РУО не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании отчислений и пеней за несвоевременную или неполную уплату отчислений в РУО (пункт 6 статьи 60 Закона о связи).
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, помимо прочего, осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" Федеральное агентство связи упразднено и его функции переданы Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Министерство осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 (далее - Положение).
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 Положения Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что за 4 квартал 2008 года и 1, 2 кварталы 2009 года за Обществом числится задолженность в сумме 128 666 рублей 63 копейки по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
В суде первой инстанции Общество заявило о пропуске Министерством срока исковой давности.
В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) судебная защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
На основании статьи 201 ГК РФ перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Министерство заявило требование о взыскании с Общества задолженности за 4 квартал 2008 года и 1, 2 кварталы 2009 года. Последним днем оплаты обязательных отчислений за указанный период являлось 30.07.2009.
Министерство обратилось в арбитражный суд с иском 18.08.2022, то есть за пределами срока исковой давности.
Кроме того, названный срок исковой давности истек задолго до издания Указа Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций".
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
С учетом изложенного суды правомерно отказали Министерству в удовлетворении иска.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.11.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2023 по делу N А11-9273/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Т.В. Шутикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
На основании статьи 201 ГК РФ перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
...
Министерство обратилось в арбитражный суд с иском 18.08.2022, то есть за пределами срока исковой давности.
Кроме того, названный срок исковой давности истек задолго до издания Указа Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций".
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 июня 2023 г. N Ф01-2184/23 по делу N А11-9273/2022