Нижний Новгород |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А28-7367/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.06.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от ответчика: Овсюкова А.В. (доверенность от 14.04.2023 N 20),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Волго-Вятские коммунальные системы"
г. Кирово-Чепецка
на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023
по делу N А28-7367/2022
по иску Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(ИНН: 5904157090, ОГРН: 1075904001271)
к обществу с ограниченной ответственностью "Волго-Вятские коммунальные системы" г. Кирово-Чепецка
(ИНН: 4312153088, ОГРН: 1164350080597)
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней
и установил:
Западно-Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Волго-Вятские коммунальные системы" (далее - ООО "ВВКС", Общество) о взыскании 348 010 рублей 36 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год и 27 492 рублей 91 копейки пеней.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
ООО "ВВКС" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, Управление неправомерно применило повышающий коэффициент 100 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду. Данный коэффициент к плате за негативное воздействие на окружающую среду применятся только за объем или массу сбросов загрязняющих веществ, превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объемы и массы. Общество декларацию о воздействии на окружающую среду за 2020 год не подавало, следовательно, в рассматриваемом случае плата должна рассчитываться по формуле, указанной в пункте 21(1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, которая не предусматривает применение коэффициента в значении 100.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Общества; заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "ВВКС" осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Общество 28.10.2021 представило в Управление уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, согласно которой при расчете суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (код 33-0143-001258-П (ручей Чернушка), код 33-0143-0011259-П (река Пижма) применило коэффициент Кпр равный 25.
Управление при осуществлении контроля за исчислением платы установило отсутствие у Общества декларации о воздействии на окружающую среду, в связи с этим посчитало неправомерным применение коэффициента Кпр равного 25 и доначислило Обществу плату за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициента к ставке платы - 100; с учетом ранее внесенных платежей задолженность по внесению платы составила 348 010 рублей 36 копеек.
Управление направило Обществу требование о погашения задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 348 010 рублей 36 копеек, а также пеней.
Общество требование не исполнило, поэтому Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 2 - 4, 16, 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, Арбитражный суд Кировской области признал правомерным расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, произведенный с применением повышающего коэффициента равного 100, и удовлетворил иск Управления.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
В пункте 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты: коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов (часть 1.2 статьи 11 Закона N 219-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), согласно пункту 11(3) которых при исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. В отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18(2) настоящих Правил.
Согласно пункту 21 Правил N 255 указанная в нем формула применяется при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории, при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, а также в случае, указанном в пункте 12(1) настоящих Правил (Ппр).
На основании пункта 21(1) Правил N 255 расчет платы производится при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, при непредставления лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, а также в случае, предусмотренном пунктом 12(1) настоящих Правил (Пср).
В пункте 7.12 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 N 3 и от 30.12.2019 N 899, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.12.2020 N 1043 (далее - Порядок N 1043), определено, что в столбце 12 Раздела 2 Декларации в строках указывается коэффициент Кпр, применяемый для объектов I категории и для объектов II категории к ставке платы за объем или массу сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100.
Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (получивших до 1 января 2019 года разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, действующие до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации НВОС), вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25.
Суды установили, что у ООО "ВВКС" отсутствовали разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные до 01.01.2019, в отношении объектов код 33-0143-001258-П (ручей Чернушка) и код 33-0143-0011259-П (река Пижма); декларацию о воздействии на окружающую среду за 2020 год Общество также не представило.
При отсутствии разрешения на выбросы загрязняющих веществ, расчет платы производится с применением повышающего коэффициента (коэффициент Кпр), который для объектов I и II категории, исходя из положений пункта 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ и примечания по заполнению формы декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.12.2020 N 1043, равен 100 (пункт 21 Правил N 255).
Плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие.
Таким образом, приняв во внимание, что Общество осуществляло деятельность в отсутствие необходимых разрешительных документов на сброс загрязняющих веществ в водные объекты и декларацию о воздействии на окружающую среду за 2020 год, в которой содержатся расчеты нормативов допустимых сбросов, не представило, суды пришли к верному выводу о правомерном доначислении Обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в сумме 348 010 рублей 36 копеек с применением повышающего коэффициента 100.
Арифметический расчет задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду судами проверен и признан верным.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск Управления.
Доводы заявителя не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 по делу N А28-7367/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волго-Вятские коммунальные системы" г. Кирово-Чепецка - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Волго-Вятские коммунальные системы" г. Кирово-Чепецка.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 7.12 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 N 3 и от 30.12.2019 N 899, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.12.2020 N 1043 (далее - Порядок N 1043), определено, что в столбце 12 Раздела 2 Декларации в строках указывается коэффициент Кпр, применяемый для объектов I категории и для объектов II категории к ставке платы за объем или массу сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100.
...
При отсутствии разрешения на выбросы загрязняющих веществ, расчет платы производится с применением повышающего коэффициента (коэффициент Кпр), который для объектов I и II категории, исходя из положений пункта 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ и примечания по заполнению формы декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.12.2020 N 1043, равен 100 (пункт 21 Правил N 255)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 июня 2023 г. N Ф01-2900/23 по делу N А28-7367/2022