Нижний Новгород |
|
21 июня 2023 г. |
Дело N А29-5844/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.06.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Зюзевой О.В. (доверенность от 10.01.2023),
от заинтересованного лица: Распоповой Е.Л. (доверенность от 23.05.2023),
Владимировой О.Н. (доверенность от 21.12.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Светоч плюс"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.10.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023
по делу N А29-5844/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Светоч плюс"
(ИНН: 1101029791, ОГРН: 1021100529537)
к государственному бюджетному учреждению Республики Коми
"Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)
о признании недействительным акта комплексной проверки
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Светоч плюс" (далее - ООО "Светоч плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным акта государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд, Учреждение) от 02.02.2022 комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.10.2022 Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением апелляционного суда от 24.01.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, вывод судов о том, что оплата за оказание медицинской помощи по ОМС медицинским сестрам Анаркуловой О.В., Фроловой Е.Г., Левшиной В.Н. является нецелевым расходованием средств ОМС, не соответствует фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Основания для отказа в удовлетворении заявленного требования у судов отсутствовали.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Фонд в письменном отзыве и его представители в судебном заседании отклонили доводы заявителя.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Фондом проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования Обществом за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, в ходе которой установлено, что Обществом допущено нецелевое расходование средств ОМС.
По результатам проверки Обществу предложено восстановить нецелевое использование средств ОМС в сумме 1 522 639 рублей 02 копеек, а также уплатить штраф в размере 10 процентов от средств использованных не по целевому назначению в сумме 152 263 рублей 90 копеек.
Результаты проверки отражены в акте от 02.02.2022.
Письмами от 16.02.2022 и от 06.04.2022 Обществу предложено возвратить сумму нецелевого использования денежных средств в размере 751 139 рублей 14 копеек, а также уплатить штраф в размере 74 113 рублей 91 копейки.
Общество не согласилось с актом Фонда от 02.02.2022 и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу части 7 статьи 34 N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом (пункт 2); осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (пункт 12).
Согласно части 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
Медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны, в том числе, использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
На основании части 1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ).
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Закона N 323-ФЗ, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ).
Из пункта 192 Правил N 108н следует, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 208 Правил N 108н распределение затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) рекомендуется осуществлять одним из следующих способов: пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); пропорционально объему оказываемых медицинских услуг в случае, если медицинские услуги, оказываемые медицинской организацией, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг, либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одно обращение в среднем включает в себя 2,9 посещения, то обращение может быть переведено в посещение путем умножения на 2,9); пропорционально площади, используемой для оказания каждого вида медицинской помощи (медицинской услуги) (при возможности распределения общего объема площадей медицинской организации между оказываемыми видами медицинской помощи (медицинскими услугами); путем отнесения всего объема затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, на один вид медицинской помощи (медицинской услуги), выделенный(ой) в качестве основного(ой) вида медицинской помощи (медицинской услуги) для медицинской организации; пропорционально иному выбранному показателю.
На основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что в проверяемом периоде Общество оказывало медицинские услуги не только в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, но и в рамках коммерческой деятельности (платные услуги).
В ходе проверки Фондом было установлено нецелевое использование средств ОМС в общей сумме 751 139 рублей 14 копеек, в том числе: 181 289 рублей 35 копеек (2020 год - 119 369,72 рубля, 2021 год - 61 919,63 рубля) на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда, 998 рублей 40 копеек расходы на приобретение мягкого инвентаря, 558 851 рубль 39 копеек (за 2020 год - 200 865,21 рубля, за 2021 год - 357 986,39 рубля) расходы по договору аренды с ИП Логвиненко А.А. за использование помещения по адресу: село Выльгорт, улица Домны Каликовой, дом 40.
Из материалов дела видно, что ООО "Светоч Плюс" осуществляет лицензируемую медицинскую деятельность, в том числе по адресам: Корткеросский район, село Корткерос, улица Стадионная, дом 1а; Сыктывдинский район, село Выльгорт, улица Домны Каликовой, дом 40 (41).
В ходе проверки Фондом установлен факт нецелевого использования средств ОМС на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда в сумме 181 289 рублей 35 копеек в отношении медицинских работников Общества - Анаркуловой О.В., Фроловой Е.Г., Левшиной В.Н., так как Обществом не представлено доказательств того, что указанные работники оказывали медицинскую помощь, предоставляемую только в рамках обязательного медицинского страхования. Соответствующие сведения в персонифицированных учетах отсутствуют.
В учетной политике ООО "Светоч Плюс", утвержденной приказом от 01.01.2020, не определен способ распределения затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам).
Из материалов дела видно, что ведение раздельного учета предусмотрено пунктом 5.11 (2020 год) и пунктом 8.16 (2021 год) договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Вместе с тем суды установили, что представленные Обществом регистры бухгалтерского учета не ведутся раздельно по деятельности, связанной с ОМС и оказанием платных услуг.
Ведение таблицы в программе "Excel" относится к электронному документообороту, соответственно, отраженные в ней сведения должны дублироваться на бумажном носителе и включаться в соответствующие регистры бухгалтерского учета, что Обществом не осуществлялось. Сама по себе таблица не является первичным учетным документом, подтверждающим факт конкретной хозяйственной операции, поскольку не соответствует требованиям статьи 9 Закона N 402-ФЗ.
С учетом изложенного суды сделали вывод о том, что в нарушение части 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ и условий договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС раздельный учет Обществом по операциям со средствами ОМС не ведется.
В ходе проверки Фондом установлено, что лицевые счета работников по начислению заработной платы Обществом не ведутся, расчеты по начислениям по видам доходов (от платной деятельности, либо ОМС) не представлены.
Ссылка Общества на то, что оказание медицинской помощи по ОМС медицинскими сестрами (Анаркуловой О.В., Фроловой Е.Г., Левшиной В.Н.) подтверждается сводным реестром соответствия образования и сертификатов занимаемым должностям, признана судами несостоятельной, так как указанные Обществом документы в данном случае относимым доказательством, подтверждающим факт оказания услуг именно в рамках ОМС, не являются, поскольку из пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что наличие сертификата соответствия медицинского работника является обязательным требованием, как при осуществлении платной медицинской деятельности, так и деятельности по ОМС.
Учитывая изложенное, суды сделали правильный вывод о нецелевом расходовании средств ОМС на заработную плату с учетом начислений на выплаты по оплате труда на общую сумму 181 289 рублей 35 копеек в отношении указанных медработников.
В рассмотренном случае Обществом за счет средств ОМС произведено возмещение затрат на аренду помещения по адресу: село Выльгот, улица Д. Каликовой, 40, в обоснование которых представлен договор аренды от 20.06.2019 N 03119 с дополнительными соглашениями, акт приема-передачи от 01.07.2019.
Вместе с тем в ходе проверки Фондом на основании представленных на оплату персонифицированных реестров счетов пролеченных пациентов установлено, что арендуемое помещение не использовалось Обществом для оказания медицинских услуг по ОМС. Оказание бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам за счет средств ОМС осуществлялось согласно данным реестра предъявленных к оплате и оплаченных обращений пациентов в рамках ОМС только по адресу: Корткеросский район, село Корткерос, улица Стадионная, 1а. Указанные обстоятельства Обществом не опровергнуты.
Довод Общества о том, что Фондом признана правомерной выплата заработной платы за счет средств ОМС врачам-стоматологам (Козлову А.Г. и Ануфриевой О.А.), оказывающим услуги по адресу село Выльгот, улица Д. Каликовой, 40, то есть платные услуги, правомерно отклонен судами, поскольку правомерность возмещения затрат по аренде спорного помещения за счет средств ОМС не подтверждает.
Суды учли, что Фондом установлен факт оказания врачами Козловым А.Г. и Ануфриевой О.А. услуг по программе ОМС в помещении, расположенном по адресу село Корткерос, улица Стадионная, 1а.
Ссылка ООО "Светоч плюс" на то, что отчеты по форме N 37/У-88, содержащие информацию о враче, ассистенте и пациенте, на основании которых формируются реестры на оплату медицинской помощи по ОМС, также подтверждают факт оказания медицинских услуг в рамках ОМС по адресу село Выльгот, улица Д. Каликовой, 40, была предметом рассмотрения судов и отклонена в связи с тем, что представленные Обществом в материалы дела листки ежедневного учета работы врача-стоматолога не содержат реквизитов "подпись врача" и конкретной даты оказания услуг, обязательность наличия которых установлена в Приложении N 2 к приказу от 25.01.1988 N 50.
Кроме того, указанная форма признана утратившей силу на основании приказа Минздрава от 12.11.2009 N 893.
При таких обстоятельствах вывод судов о нецелевом расходовании средств ОМС в размере 558 851 рубля 39 копеек в отношении арендуемого помещения является верным.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, принимая во внимания положения части 6 статьи 15, пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, которыми определена структура тарифа по обязательному медицинскому страхованию, предусмотрена обязанность медицинской организации вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС, а также обязанность медицинской организации использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС, суды пришли к правильному выводу о том, что расходы в сумме 751 139 рублей 14 копеек обоснованно признаны Фондом нецелевым использованием средств ОМС, в связи с чем правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная по платежному поручению от 16.04.2023 N 104 за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 по делу N А29-5844/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Светоч плюс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Светоч плюс".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Светоч плюс" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 16.04.2023 N 104.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, принимая во внимания положения части 6 статьи 15, пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, которыми определена структура тарифа по обязательному медицинскому страхованию, предусмотрена обязанность медицинской организации вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС, а также обязанность медицинской организации использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС, суды пришли к правильному выводу о том, что расходы в сумме 751 139 рублей 14 копеек обоснованно признаны Фондом нецелевым использованием средств ОМС, в связи с чем правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
...
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 по делу N А29-5844/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Светоч плюс" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 июня 2023 г. N Ф01-2134/23 по делу N А29-5844/2022