Нижний Новгород |
|
27 июня 2023 г. |
Дело N А39-7042/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.06.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Бабаева С.В., Трубниковой Е.Ю.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - муниципального предприятия городского округа Саранск "Зеленое хозяйство" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 по делу N А39-7042/2022
по иску казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства"
к муниципальному предприятию городского округа Саранск "Зеленое хозяйство"
о взыскании 84 648 рублей
и установил:
казенное учреждение городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к муниципальному предприятию городского округа Саранск "Зеленое хозяйство" (далее - Предприятие) о возмещении ущерба в сумме 84 648 рублей.
Исковые требования основаны на статьях 15, 309, 310, 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и мотивированы несением истцом убытков, возникших в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по муниципальному контракту от 26.01.2021 N 45-од/21.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 22.11.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023, удовлетворил иск.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения нор материального права.
Заявитель настаивает, что участок автомобильной дороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие находится в оперативном управлении Учреждения, целью и предметом деятельности которого является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Саранск, а также иные задачи в области автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности; наличие заключенного с Предприятием муниципального контракта не освобождает Учреждение, как законного владельца автомобильных дорог на праве оперативного управления, исполнять обязанности по содержанию в надлежащем состоянии автомобильных дорог в границах городского округа Саранск и устранению повреждений, возникающих на автомобильных дорогах.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить решение и постановление без изменения.
Суд округа удовлетворил ходатайства Учреждения и Предприятия о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Учреждение (заказчик) и Предприятие (исполнитель) заключили муниципальный контракт от 26.01.2021 N 45-од/21, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по содержанию улиц Ленинского района и улиц в селах Октябрьского района городского округа Саранск в зимний период в соответствии с условиями настоящего контракта и приложениями к нему; обязательства по целевому, экономному и эффективному использованию финансовых и материальных ресурсов, выделенных на содержание улиц, в том числе за счет внедрения прогрессивных ресурсосберегающих дорожных технологий и материалов; обязательства по обеспечению соответствия фактического уровня транспортно-эксплуатационного состояния улиц нормативно-правовым документам, указанным в настоящем контракте и в приложениях к нему; а также подготовку, оформление и своевременное представление исполнительной документации, включая проекты графиков по содержанию улиц (пункт 1.1 контракта).
В пункте 2.1 контракта установлены календарные сроки выполнения работ: с момента заключения контракта до 15.04.2021.
Срок действия контракта - с момента подписания и до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств.
В разделе 3 контракта согласованы обязанности и права сторон.
Согласно подпункту 3.3.8 пункта 3.3 контракта исполнитель обязан ежедневно осуществлять объезды и обходы территории (приложение N 2 к контракту) и при этом проводить оценку технического состояния автомобильных дорог, включая:
- земельные участки в границах полосы отвода автомобильных дорог и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы);
- дорожные сооружения, являющиеся технологической частью автомобильных дорог;
- защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В случае обнаружения разрушений и повреждений автомобильных дорог и их указанных элементов (провалов, просадок или иных разрушений дорожного покрытия, залития дорожного покрытия, сбитых турникетных ограждений, разбитых рекламных щитов на остановочных павильонах и всех элементах остановочного павильона, дефектов остановочных павильонов, включая дефекты, угрожающие безопасности третьих лиц, любого ненормативного состояния зеленых насаждений и упавших деревьев и т.д.) немедленно принять меры по установке соответствующих знаков и ограждений вокруг поврежденного участка, уведомить заказчика.
В пункте 7.19 контракта установлено, что исполнитель несет материальную ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам в случае травматизма, аварий, возникших вследствие ненадлежащего состояния дорожного покрытия автомобильной дороги, тротуара и т.д.
В соответствии с пунктом 7.20 контракта исполнитель несет материальную ответственность, в том числе в судебном порядке, перед заказчиком и третьими юридическими и физическими лицами в случаях:
- причинения материального и морального ущерба из-за повреждений объектов городского хозяйства;
- повреждения на территории городского округа по вине исполнителя инженерных коммуникаций (объектов), находящихся в хозяйственном ведении или на другом законном праве третьих лиц;
- нарушения по вине исполнителя содержания охранных зон, инженерных коммуникаций (объектов), в том числе зон обслуживания опор уличного освещения, находящихся в хозяйственном ведении третьих лиц;
- травматизма или аварий, произошедших по причине отступления исполнителем от требований настоящего контракта и приложений к нему по содержанию улиц и дорог, при условии, что повреждения, нарушения, травматизм и аварии были документально подтверждены и установлены сторонами с привлечением третьих лиц.
16.03.2021 в 22 часов 40 минут на перекрестке улиц Ботевградская и Б. Хмельницкого, около дома N 43 по улице Ботевградская в городе Саранске Богачев Максим Вячеславович, управляя автомобилем марки Порш Каен, государственный регистрационный знак К814ЕУ/13, совершил наезд на препятствие в виде выбоины, в результате чего автомобиль получил механические повреждения.
Решением Ленинского района города Саранска от 12.08.2021 по делу N 21505/2021 удовлетворены исковые требования Богачева М.В., собственника автомобиля марки Порш Каен, государственный регистрационный знак К814ЕУ/13, к Учреждению о взыскании ущерба, причиненного вследствие ненадлежащего состояния покрытия автомобильной дороги, в размере 78 648 рублей, расходов по оплате экспертизы в размере 6000 рублей, государственной пошлины в сумме 2559 рублей.
Учреждение платежным поручением от 12.01.2022 N 271778 перечислило Богачеву М.В. денежные средства в размере 87 207 рублей в возмещение ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, расходов по оплате экспертизы и государственной пошлины.
Полагая Предприятие виновным в несении расходов в сумме 84 648 рублей (за исключение государственной пошлины в сумме 2559 рублей), Учреждение обратилось с иском в суд о возмещении ущерба.
Разрешая спор, суды, установив факт нарушения ответчиком обязательств по муниципальному контракту и наличие причинной связи между допущенным ответчиком нарушением и возникшими у истца убытками, размер убытков и их фактическое несение истцом, удовлетворили исковые требования.
Отклоняя правовую позицию Предприятия о том, что надлежащим ответчиком по делу является Учреждение, в связи с чем основания для обращения с регрессным требованием отсутствуют, суды обоснованно исходили из следующего.
На основании пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 6 Закона N 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Из системного толкования указанных норм права следует, что, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Пунктом 5 части 1 статьи 9 Устава городского округа Саранск, утвержденного Решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 N 177 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно Уставу городского округа Саранск Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа Саранска и непосредственно не осуществляет работы по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа Саранска.
Для решения вопросов в области благоустройства и координации деятельности в этой сфере создано Учреждение.
Согласно Уставу, утвержденному постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 02.04.2009 N 708 (редакция от 18.03.2015) Учреждение является казенным учреждением, предназначенным для обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с организацией, содержанием, строительством, ремонтом, обслуживанием реконструкцией и эксплуатацией объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, организацией сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, организацией благоустройства и озеленения, осуществляемых, в том числе посредством заключения муниципальных контрактов.
Пунктом 10 (2) Устава установлено, что целью, предметом и видом деятельности казенного учреждения является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского Саранск, а также иные задачи в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Пунктом 11 (15) Устава установлено, что Учреждение выполняет функции муниципального заказчика, в том числе: по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных, инженерных сооружений, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и республиканского значения, в том числе: установка и содержание светофорных: объектов, разметка автомобильных дорог, установка, ремонт и содержание дорожных знаков, ямочный ремонт автодорог, установка искусственных сооружений и неровностей; по обслуживанию дождевых и ливневых канализаций; по организации благоустройства, содержания территорий и объектов общего пользования, за исключением земельных участков, находящихся в собственности, владении, пользовании третьих лиц, организация озеленения территории городского округа Саранск, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа Саранск, также за исключением земельных участков, находящихся в собственности, владении, пользовании третьих лиц.
В силу пункта 13 Устава Учреждение имеет право в установленном порядке: заключать с юридическими и физическими лицами договоры, соответствующие целям деятельности Учреждения и настоящему Уставу; заключать для выполнения отдельных работ срочные трудовые договоры, договоры подряда, другие гражданско-правовые договоры с гражданами Российской Федерации.
Муниципальным контрактом N 45-ОД/21 "Содержание улиц Ленинского района и улиц в селах Октябрьского района г.о.Саранск в зимний период" от 26.01.2021, заключенным между сторонами спора, обязанность по содержанию перечня городских автомобильных дорог, в том числе спорного участка дороги, Учреждением возложена на Предприятие.
При этом в силу пунктов 7.19, 7.20 контракта исполнитель (Предприятие) несет материальную ответственность за ущерб, причиненный третьими лицами в случае аварий, возникших вследствие ненадлежащего состояния дорожного покрытия автомобильной дороги, произошедших по причине отступления исполнителя от требований контракта и приложений к нему по содержанию дорог.
Ввиду отсутствия доказательств надлежащего исполнения ответчиком договорных обязательств суды правомерно возложили на него понесенные истцом убытки.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 по делу N А39-7042/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального предприятия городского округа Саранск "Зеленое хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 6 Закона N 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
...
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июня 2023 г. N Ф01-2870/23 по делу N А39-7042/2022