Нижний Новгород |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А29-9465/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.06.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Соколовой Л.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.11.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023
по делу N А29-9465/2022
по иску Северо-Западного территориального управления Федерального агентства
по рыболовству
(ИНН: 7841362227, ОГРН: 1077847413357)
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми
(ИНН: 1101160228, ОГРН: 1181101000134)
о возмещении вреда
и установил:
Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее - Министерство) о возмещении вреда, причиненного водным биоресурсам водных объектов в связи с осуществлением деятельности в рамках проекта "Строительство моста через реку Вычегда на автомобильной дороге Сыктывкар-Троицко-Печорск на участке Сыктывкар-Пузла-Крутая км. 312", посредством осуществления в срок до 15.07.2023 единовременного выпуска в водные объекты Вычегодского бассейна Республики Коми одного из видов рыб: молоди хариуса в количестве 29 480 штук или молоди сига в количестве 53 400 штук, а также о взыскании неустойки в размере 10 000 рублей в месяц, начиная с 15.07.2023 до фактического исполнения решения суда.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 30.11.2022 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, нарушили нормы процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Управления, Министерство не доказало устранение последствий негативного воздействия на водные биоресурсы, поскольку копия акта приема-передачи и выпуска рыбоводной продукции от 01.06.2012 не является надлежащим доказательством по делу.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по заказу Дорожного агентства Республики Коми (правопреемник - Министерство) проектная организация ООО ПИФ "Проектант" обратилась в Двинско-Печорское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (правопреемник - Управление; отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Республики Коми) с заявкой от 11.02.2011 N 1/015-ГР о согласовании проектной документации по объекту "Строительство моста через р. Вычегда на автомобильной дороге Сыктывкар - Троицко-Печорск на участке Сыктывкар - Пузла - Крутая км 312".
В рамках проекта предусматривалось (планировалось) строительство на землях МО MP "Усть-Куломский" Республики Коми нового капитального моста через реку Вычегда в районе деревни Пузла взамен имеющегося деревянного многопролетного моста, находящегося в аварийном состоянии.
В соответствии с оценкой воздействия ущерб рыбным запасам, нанесенный в результате реализации проекта в натуральном выражении, составит 1,348 тонн рыбы-сырца и в качестве компенсации непредотвращаемого ущерба водным биоресурсам Республики Коми предлагался выпуск в водные объекты Вычегодского бассейна молоди хариуса в количестве 29 480 штук или 53 400 штук молоди сига (расчеты ущерба и компенсационных мероприятий выполнены в соответствии с действовавшей в 2011 методикой исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам).
Управление направило Министерству претензионные письма от 29.06.2021 N 03/7528, от 19.08.2021 N 03/9537 и от 25.02.2022 N 03/1873 с требованием о предоставления информации о выполнении мероприятий по восстановлению водных биоресурсов и среды их обитания в рамках реализованного проекта.
Министерство сообщило, что в государственном контракте, заключенном для реализации проекта предусмотрена обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с проектной документацией, условия которой подлежали исполнению подрядчиком по компенсации ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам и среде их обитания; за получением информации о выполнении мероприятий по восстановлению водных биоресурсов и среды их обитания рекомендовано обратиться в подрядную организацию, выполнявшую работы по проекту (письма от 21.07.2021 N 4728, от 30.08.2021 N 5705 и от 05.03.2022 N 1943).
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц организация, выполнявшая работы по проекту (ООО "Дивный град"), прекратила деятельность 30.08.2018 в связи с ликвидацией юридического лица.
Управление посчитало, что Министерство в добровольном порядке не устранило последствия негативного воздействия на водные биоресурсы в результате деятельности в рамках реализованного проекта, и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 37, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ), Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 1 Федерального закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Под вредом, причиненным окружающей среде, согласно указанной норме понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
При осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе, по сохранению и восстановлению природной среды, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (статья 34 Федерального закона N 7-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона N 166-ФЗ при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
В части 1 статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (часть 2 статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Федерального закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее - Положение N 380), которое определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, а также порядок их осуществления.
Согласно пункту 2 Положения N 380 мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания (подпункт "б"); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (подпункт "ж"); проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства (подпункт "з").
На основании пункта 5 Положения N 380 при установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, в том числе проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства.
Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания осуществляются в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов (пункт 7 Положения N 380).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в частности, копию акта приема-передачи и выпуска рыбоводной продукции от 01.06.2012, согласно которому из Сосногорского рыбопитомника общество с ограниченной ответственностью "Рыбоводная Компания "БиоРесурс" (далее - ООО "РК "БиоРесурс") получено для перевозки к местам выпуска в реку Ропча Княжпогоского района (бассейн реки Северная Долина) 29 755 штук молоди (личинки) европейского хариуса средней массой 0,02 грамма возрастом 25 дней и к местам выпуска доставлено 29 480 штук молоди хариуса, приняв во внимание, что данный акт подписан генеральным директором, главным рыбоводом ООО "РК "БиоРесурс" и заверен печатью организации, а также начальником отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР по Республике Коми Двинско-Печорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР по Республике Коми Двинско-Печорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, начальником Ухтинского межрайонного отдела ФГБУ "Комирыбвод", ведущим специалистом экспертом отдела аквакультуры и рыболовства Минсельхозпрода Республики Коми, с учетом пояснений ООО РК "БиоРесурс" о том, что оригинал акта невозможно представить по причине его уничтожения, суды посчитали доказанным исполнение Министерством обязанности по осуществлению мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания при реализации проекта "Строительство моста через р. Вычегда на автомобильной дороге Сыктывкар-Троицко-Печорск, на участке Сыктывкар-Пузла-Крутая кв. 312".
Доказательств неосуществления указанных в акте действий в материалы дела не представлено; о фальсификации данного документа в судах первой и апелляционной инстанции не заявлялось.
Довод заявителя о том, что копия акта приема-передачи и выпуска рыбоводной продукции от 01.06.2012 не является ненадлежащим доказательством, отклоняется судом округа, поскольку суды первой и апелляционной инстанций, оценив данный документ в порядке, установленном в части 3 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признали его достоверным.
Таким образом, суды правомерно отказали Учреждению в удовлетворении иска.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 по делу N А29-9465/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 5 Положения N 380 при установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, в том числе проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства.
Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания осуществляются в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов (пункт 7 Положения N 380)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 июня 2023 г. N Ф01-3394/23 по делу N А29-9465/2022