2. Согласно пункту 2 статьи 1 Закона налог на прибыль уменьшается на фактически произведенные затраты, связанные:
2.1 - с развитием и расширением производственной базы и материально-технического обеспечения спортсооружений и детских, юношеских спортивных школ.
К спортивным сооружениям в соответствии с ОКОНХом относятся физкультурно-оздоровительные комплексы, учебно-тренировочные центры и базы, стадионы, дворцы спорта, специализированные и комплексные спортивные залы, манежи, велотреки, искусственные водные стадионы и катки, стрельбища, тиры (стенды), спортивные базы (включая альпинистские и по прокату специнвентаря и оборудования), ипподромы, спортивные, конноспортивные, авиаспортивные, стрелковоспортивные, спортивнотехнические, шахматно-шашечные клубы, автомотоклубы, водные и спасательные станции, детские спортивные школы, школы высшего спортивного мастерства, спортивные школы олимпийского резерва, мотодромы, картодромы, кордодромы, школы служебного собаководства.
Организациями, которые осуществляют развитие собственной производственной базы, а также получают от других предприятий средства на указанные цели, могут быть не только относящиеся в соответствии с ОКОНХом к спортивным сооружениям, но и другие юридические лица, имеющие на балансе спортивные объекты.
Кроме того, названная льгота может предоставляться предприятиям, участвующим в долевом содержании спортивных сооружений (письмо от 3 декабря 1996 г. N 11-13/27061).
Для целей льготного налогообложения в понятия "производственная база" и "материально-техническое обеспечение" для детских юношеских спортивных школ включаются:
Производственная база
1. Учебно-тренировочные помещения:
- спортивные залы;
- спортивные площадки;
- тренажерные залы;
- бассейны;
- стадионы;
- учебные классы.
2. Производственный процесс:
а) учебно-тренировочные занятия:
- практические занятия;
- техническая подготовка;
- тактическая подготовка;
- общефизическая подготовка;
- теоретические занятия;
б) учебно-тренировочные сборы (без выезда, с выездом):
- каникулярные (осенние, зимние, весенние, летние);
- предсоревновательные;
в) участие в соревнованиях различного ранга:
- городских;
- всероссийских (без выезда, с выездом);
- международных (без выезда, с выездом).
3. Производственные силы:
- тренерско-преподавательский персонал;
- медицинский персонал;
- обслуживающий (в том числе административный) персонал.
Материально-техническое обеспечение
1. Тренировочная и игровая форма:
- для занятий в залах;
- для занятий под открытым небом;
- для участия в соревнованиях.
2. Спортивный инвентарь:
- спортивные снаряды и спортивный инвентарь;
- специальные тренажеры для технической подготовки;
- тренажеры для общефизической подготовки;
- сопутствующий инвентарь.
3. Оборудование и содержание (в том числе аренда) спортивных залов, площадок, бассейнов.
4. Оборудование и содержание (в том числе аренда) учебных классов.
5. Наглядное методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса.
6. Финансовое обеспечение учебно-тренировочного процесса, включающего учебно-тренировочные занятия, учебно-тренировочные сборы и участие в соревнованиях.
7. Содержание (аренда) транспортных средств.
8. Содержание тренерско-преподавательского, медицинского, обслуживающего (в том числе административного) персонала.
Затраты по содержанию и оборудованию центров медико-восстановительного контроля (медицинские кабинеты, залы ЛФК, сауны, реабилитационные центры) не могут учитываться при льготировании, поскольку они не относятся к расходам, связанным с развитием и расширением производственной базы и материально-технического обеспечения детских юношеских спортивных школ (письмо от 28 октября 1996 г. N 11-13/24091);
2.2 - с развитием и расширением производственной базы и материально-технического обеспечения общественного городского транспорта (кроме такси).
Право пользования данной льготой предоставлено предприятиям и организациям, перечислившим денежные средства либо передавшим безвозмездно имущество предприятиям, входящим в ГК "Мосгортранс";
2.3 - с улучшением экологической обстановки в городе.
Для целей льготного налогообложения налоговыми органами принимаются фактически произведенные затраты в пределах перечня затрат, определенных Москомприродой, после его утверждения правительством Москвы.
Указанный перечень нашел отражение в принятом правительством Москвы 27 сентября 1994 г. постановлении N 860 "О комплексной экологической программе Москвы".
Данная программа предусматривает комплекс целевых мероприятий и рассчитана на период с 1994 до 2005 года (письмо от 24 октября 1994 г. N 11-13/13732). Перечни предприятий и организаций, на которых возложено выполнение программы, доведены до налоговых органов письмами от 30 декабря 1994 г. N 11-13/16998, от 13 апреля 1995 г. N 11-13/5664 и от 19 сентября 1996 г. N 11-13/20269.
Постановлением Правительства Москвы от 16 апреля 1996 г. N 341 "О мерах по снижению вредного влияния автотранспорта на экологическую обстановку в Москве" утвержден перечень дополнительных мероприятий по улучшению экологии города.
При этом соглашением от 25 апреля 1996 г. по реализации работ, предусмотренных постановлением, Департамент транспорта и связи правительства Москвы наделил ЗАО "Мосэкотранс" функциями генерального исполнителя работ по мероприятиям, возложенным на Департамент (письмо от 4 июня 1996 г. N 11-13/11656);
2.4 - с развитием волоконно-оптических сетей связи в соответствии с городской целевой программой, утвержденной правительством Москвы.
Городская целевая программа по созданию в г. Москве волоконно-оптической сети утверждена постановлением Правительства Москвы от 11 мая 1993 г. N 437 "О дополнительных мерах по реализации программы создания Московской волоконно-оптической сети".
Реализация указанной программы возложена на АОЗТ "Московская телекоммуникационная корпорация".
13 сентября 1996 г., выполняя требования Федерального закона Российской Федерации "Об акционерных обществах", АОЗТ "Московская телекоммуникационная корпорация" перерегистрировано в ЗАО "Московская телекоммуникационная корпорация" (письмо от 2 декабря 1996 г. N 1113/26948);
2.5 - с модернизацией и реконструкцией предприятий, переходящих на выпуск новой градостроительной продукции (по перечню предприятий, утвержденному правительством Москвы).
Перечень предприятий, которым предоставлен льготный режим налогообложения, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 4 июля 1995 г. N 588;
2.6 - с реализацией программ социальной помощи инвалидам, а также лицам, получившим увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС (для программ, утвержденных правительством Москвы по согласованию с Московской городской Думой).
Указанные программы приняты Постановлениями Правительства Москвы от 4 апреля 1995 г. N 291 "О комплексе мер по реализации в Москве законов Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий, катастроф и испытаний" (письмо от 30 мая 1995 г. N 11-13/8199), от 26 декабря 1995 г. N 1007 "О Целевой комплексной программе социальной помощи инвалидам, а также лицам, получившим увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, на 1996 год" (письмо от 9 января 1996 г. N 11-13/457 и от 27 июня 1995 г. N 577 "О Комплексной целевой программе "Медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов Москвы" на 1995 - 1997 годы" (письмо от 25 июля 1995 г. N 11-13/11577).
Головными исполнителями Целевой комплексной программы социальной помощи инвалидам, а также лицам, получившим увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, утвержденной постановлениями Правительства Москвы от 4 апреля 1995 г. N 291 и от 26 декабря 1995 г. N 1007, являются Общественная организация инвалидов Чернобыля "Заслон Чернобыля" и Фонд помощи инвалидам, получившим увечье, заболевание, переоблучение в результате Чернобыльской катастрофы "Чернобыль-Надежда", а Комплексной целевой программы "Медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов Москвы" - общественное объединение инвалидов "Помощник".
Перечень предприятий и организаций, участвующих в финансировании программы "Медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов Москвы", доведен письмами от 8 сентября 1995 г. N 11-13/14095 и от 19 сентября 1995 г. N 11-13/14689;
2.7 - с реализацией целевой комплексной программы Правительства Москвы "Московский международный деловой центр "Москва-Сити" на Краснопресненской набережной", включая погашение (возврат) привлеченных (заемных) средств, использованных на ее реализацию. Реализация указанного проекта осуществляется как путем инвестирования собственных средств участниками проекта в его реализацию, так и за счет привлечения кредитных ресурсов для финансирования строительства объектов, включенных в программу ММДЦ "Москва-Сити".
Правительство Москвы постановлением от 5 декабря 1995 г. N 984 "О финансировании работ по Московскому международному деловому центру "Москва-Сити" (ММДЦ на 1996 год и утверждении программ развития проекта ММДЦ" одобрило Программу градостроительного и социально-экономического развития ММДЦ "Москва-Сити", рассчитанную на период с 1995 до 2000 г. (письмо от 15 января 1996 г. N 11-13/661);
2.8 - с развитием и расширением производственной базы и материально-технического обеспечения предприятий пивоваренной отрасли.
Предприятиям пивоваренной отрасли органами статистики присваивается код по ОКОНХу 18144;
2.9 - с финансированием программы развития рыбного хозяйства, утвержденной правительством Москвы.
Указанная программа утверждена распоряжением премьера правительства Москвы от 18 августа 1994 г. N 1488-РП "Об обеспечении г. Москвы рыбой и рыбопродукцией акционерным обществом "Мосрыбхоз";
2.10 - с реализацией Московских городских благотворительных программ, утвержденных городским Благотворительным Советом.
Данные программы будут разрабатываться на основе Закона города Москвы от 5 июля 1995 г. N 11-46 "О благотворительной деятельности", который вступает в силу с 1 января 1996 года.
Порядок применения льготы будет сообщен дополнительно после получения указанных программ Государственной налоговой инспекцией по г. Москве.
Для целей льготного налогообложения по указанным сферам деятельности (программам) принимаются как средства, перечисленные предприятиями и организациями (включая банки и страховые компании) на расчетные счета предприятий и организаций, поименованных выше, так и на собственные капитальные вложения предприятий и организаций этих сфер деятельности (исполнителей программ). При этом средства, получаемые от других предприятий и организаций, при их целевом использовании не являются субъектом налогообложения по налогу на прибыль, зачисляемому в городской бюджет.
Налоговая льгота предоставляется предприятиям и организациям на сумму фактического взноса, подтвержденного копией платежного поручения, получателем которого является предприятие одной из перечисленных выше сфер деятельности (исполнитель программы). При этом в бухгалтерском учете предприятий и организаций, включая страховщиков, на сумму перечисленных средств делается бухгалтерская запись по дебету счета 81 "Использование прибыли" в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетный счет" (у коммерческого банка - дебет счета 950 "Отвлеченные средства за счет прибыли банков" и кредит счета 161 "Корреспондентский счет").
При исчислении предприятиями налога от фактической прибыли за отчетный период фактически перечисленная сумма взноса засчитывается как налоговая льгота и снижает сумму налога, уплачиваемого в городской бюджет, в пределах суммы налога, зачисляемого в бюджет города Москвы, т. е. на величину предоставленной льготы уменьшается сумма задолженности бюджету, отражаемая по счету 68 "Расчеты с бюджетом" (для банков - счету 904 "Прочие дебиторы и кредиторы").
Если участие предприятий и организаций производится не путем перечисления денежных средств, а посредством безвозмездной передачи имущества, для целей льготного налогообложения в данном случае будет приниматься: по основным средствам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам - их остаточная стоимость, по иному имуществу - цена приобретения. Основанием для передачи имущества и льготного налогообложения является акт приемки-передачи.
При осуществлении предприятиями и организациями (исполнителями программ) указанных видов деятельности собственных вложений для целей льготного налогообложения принимаются фактически произведенные расходы, отражаемые по дебету счета 08 "Капитальные вложения" за вычетом сумм износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятиям, с начала отчетного года на отчетную дату по кредиту счета 02 "Износ основных средств" (кроме вложений в приобретение нематериальных активов, земельных участков и объектов природопользования).
При применении льгот, изложенных в пунктах 1 и 2 настоящего письма, следует иметь в виду, что величина указанных налоговых льгот может составлять до 100% суммы налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет.
3. Пунктами 3 и 9 статьи 2 Закона освобождена от налогообложения прибыль предприятий любых организационно-правовых форм, полученная от:
3.1 - выполнения заказов по ремонту и восстановлению подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта (кроме такси) и метрополитена, включая производство комплектующих деталей и узлов, необходимых для этих целей.
Льгота по данной прибыли применяется лишь в случае, когда заказчиком таких работ выступают предприятия и организации ГК "Мосгортранс" и Московского метрополитена.
Данная льгота распространяется также на прибыль, полученную при осуществлении работ силами ремонтных предприятий, входящих в "Мосгортранс" и метрополитен;
3.2 - производства ламп накаливания общего пользования;
3.3 - оказания услуг по сбору, вывозу и переработке отходов.
Право на указанную льготу имеют предприятия и организации, осуществляющие сбор, вывоз и переработку всех видов отходов с территории г. Москвы. При этом Закон не предусматривает утверждения правительством Москвы перечня таких организаций.
Обоснованность применения налогоплательщиками льготы осуществляется налоговыми органами посредством документальной проверки (письмо от 11 июня 1996 г. N 11-13/12258);
3.4 - производства работ по строительству очистных сооружений, производству, установке и монтажу приборов и оборудования для контроля за состоянием окружающей среды.
К новому строительству очистных сооружений относится строительство сооружений в связи с необходимостью, вызываемой производственно-технологическими или санитарно-техническими требованиями, осуществленное за счет капитальных вложений, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на балансе предприятия. Если строительство намечается осуществлять очередями, то к новому строительству относится первая и последующие очереди до ввода в действие всех запроектированных мощностей.
К новому строительству относится также строительство сооружений такой же или большей мощности взамен ликвидируемого, дальнейшая эксплуатация которого по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.
Для целей льготного налогообложения по производству приборов и оборудования для контроля за состоянием окружающей среды принимаются виды приборов, в технических условиях производства которых определено их целевое назначение, а именно контроль за состоянием окружающей среды.
При монтаже оборудования для контроля за состоянием окружающей среды для целей льготного налогообложения в актах выполненных работ заказчиком должна делаться отметка о том, что оборудование смонтировано для целей контроля за состоянием окружающей среды;
3.5 - оказания услуг предприятиями общественного питания по организации питания учащихся в школах, ПТУ, техникумах, вузах.
Организация питания детей осуществляется:
- в школах на основании типового договора, заключенного между школой и школьно-базовой столовой;
в ПТУ, техникумах и вузах - столовыми, входящими в состав учебного заведения, но имеющими самостоятельный баланс и расчетный счет.
В связи с тем, что льгота по налогу на прибыль предоставлена предприятиям общественного питания, она будет применяться к прибыли школьно-базовых столовых, столовых ПТУ, техникумов и вузов, если последние являются юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
3.6 - производства и реализации отечественных автобусов, поставляемых для нужд городского пассажирского транспорта г. Москвы, включая производство двигателей и комплектующих изделий.
Для целей льготного налогообложения принимается прибыль, полученная от реализации автобусов, двигателей и комплектующих изделий к ним непосредственно предприятиям и организациям ГК "Мосгортранс".
На иную реализацию данная льгота не распространяется;
3.7 - производства диетического и лечебного питания (по перечню продукции, утвержденному Минздравмедпромом РФ и Институтом питания Российской Академии медицинских наук).
Указанный перечень до настоящего времени не разработан, в связи с чем данная налоговая льгота не действует;
3.8 - производства хлеба, хлебобулочной и макаронной продукции, а также по доставке указанных продуктов на предприятия торговли, при условии внесения 60% от льготируемой суммы налога на прибыль в отраслевой централизованный фонд развития отрасли по концепции правительства Москвы (отчет о расходовании средств указанного фонда ежегодно представляется правительством Москвы). Условие обязательного перечисления средств в отраслевой централизованный фонд не распространяется на предприятия, относящиеся по действующему законодательству к категории малых.
При отнесении предприятий и организаций к категории малых в настоящее время следует руководствоваться пунктом 1.1.6 инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций";
3.9 - производства продукции мукомольной отрасли, при условии внесения 60 процентов от льготируемой суммы налога на прибыль в отраслевой централизованный фонд развития отрасли (отчет о расходовании средств указанного фонда ежегодно представляется правительству Москвы).
Предприятиям мукомольной отрасли соответствует код по ОКОНХ 19211;
3.10 - производства дрожжевой продукции, реализуемой предприятиям хлебопекарной промышленности г. Москвы.
Указанная льгота распространяется только на прибыль от реализации данной продукции по прямым поставкам хлебопекарным заводам, расположенным на территории города. Предприятиям дрожжевой промышленности присвоен код по ОКОНХ 18147;
3.11 - оказания услуг предприятиям хлебопекарной, макаронной и мукомольной промышленности, если в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) выручка от реализации указанных услуг составляет более 70 процентов (по перечню предприятий, утвержденному Правительством Москвы).
Перечень предприятий и организаций, осуществляющих оказание услуг предприятиям перечисленных отраслей, доведен письмами от 30 декабря 1994 г. N 11-13/16996 и от 17 января 1996 г. N 11-13/826;
3.12 - производства молока и молочных продуктов по перечню предприятий, утвержденному правительством Москвы.
Перечень молочных предприятий, имеющих право на льготу, доведен в приложении к письмам N 11-13/3214 от 01.03.95 и N 11-13/26047 от 02.12.96.
При этом следует иметь в виду, что если молочные предприятия за отчетный квартал обеспечили выполнение объема поставок молочной продукции для нужд города, утвержденного правительством Москвы, они имеют право на льготу на весь объем произведенной ими молочной продукции;
3.13 - проведения работ по строительству гидротехнических сооружений, а также строительству и реконструкции спортивных сооружений по заказам города;
3.14 - осуществления проектно-изыскательских, строительных, реставрационных и транспортных услуг, связанных с восстановлением Храма Христа Спасителя;
3.15 - проведения проектно-изыскательских, строительных, реставрационных, транспортных и природоохранных работ, связанных с восстановлением и сохранением памятников природы, архитектуры, истории и культуры, историко-культурных, природно-ландшафтных комплексов и заповедных зон г. Москвы по перечню объектов, определяемых Московской городской Думой по представлению мэра г. Москвы.
После утверждения указанного перечня Московской городской Думой он будет доведен для исполнения до налоговых инспекций;
3.16 - производства лекарственных препаратов, препаратов медицинской диагностики, вакцин, медицинских приборов и других изделий медицинского назначения по перечню продукции, утвержденному правительством Москвы, а также реализации лекарственных препаратов по регулируемым ценам (при наличии в соответствии с действующим законодательством лицензии или сертификата на их производство и реализацию).
Перечень изделий медицинского назначения, прибыль от производства которых освобождается от налогообложения, утвержден постановлением Правительства Москвы от 4 июля 1995 г. N 588.
В целях упорядочения лицензирования фармацевтической деятельности распоряжением Мэра Москвы от 6 января 1995 г. N 4-РМ "О преобразовании Московской городской аптечной палаты", а также распоряжением первого заместителя премьера Правительства Москвы от 24 февраля 1995 г. N 181-РЗП "О передаче функций по лицензированию фармацевтической деятельности" выдача лицензий на осуществление указанной деятельности производится Департаментом фармации г. Москвы.
Кроме того, распоряжением Мэра Москвы от 6 января 1995 г. N 4-РМ ликвидирован Московский фармакологический центр, а его функции по проведению экспертиз и подтверждению сертификатов качества лекарственной продукции переданы Центру контроля качества лекарств, который распоряжением Мэра Москвы от 10 апреля 1995 г. N 172-РМ преобразован из муниципального предприятия в государственное учреждение.
Регулируемые цены на лекарственные препараты формируются путем установления предельных торговых надбавок. Величина торговых надбавок для цен, действовавших до 1 июля 1995 г., утверждена распоряжением первого заместителя премьера Правительства Москвы от 20 июня 1994 г. N 1087-РЗП, а для цен, действующих с 1 июля 1995 г., - распоряжением премьера Правительства Москвы от 19 июня 1995 г. N 568-РП (письмо от 27 декабря 1995 г. N 11-13/21260).
Пунктом 3 статьи 2 Закона города Москвы от 2 марта 1994 г. N 3-18 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" организациям, входящим в систему Московской городской аптечной палаты, с 1 января 1994 г. предоставлена льгота в части освобождения от налогообложения прибыли, полученной от реализации лекарственных препаратов, препаратов медицинской диагностики, вакцин, медприборов, очковых линз и оправ.
Пунктом 3 статьи 1 Закона города Москвы от 18 октября 1995 г. N 22 редакция указанной льготы изменена на новую следующего содержания: "Освобождается от налогообложения прибыль, полученная от реализации лекарственных препаратов по регулируемым ценам".
Закон от 18 октября 1995 г. N 22 опубликован в газете "Тверская, 13" от 23-29 ноября 1995 г.
В связи с тем, что изменение режима налогообложения в связи с введением нового Закона ухудшает финансовое положение аптечных учреждений, налоговая льгота в редакции Закона от 18 октября 1995 г. N 22 должна применяться организациями, входящими в Департамент фармации Правительства Москвы, со дня официального опубликования Закона, т.е. с 29 ноября 1995 г.
При этом следует иметь в виду, что налоговая льгота как в 1994, так и в 1995 г. не распространяется на прибыль от реализации изделий медицинского назначения, включая перевязочные средства и предметы ухода за больными.
В отношении других организаций, реализующих лекарственные препараты по регулируемым ценам, льгота, предусмотренная Законом от 18 октября 1995 г. N 22, применяется с 1 января 1995 г. (письмо от 21 февраля 1996 г. N 11-13/3107);
3.17 - медицинского обслуживания населения г. Москвы, осуществляемого за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, т. е. не включаются в состав налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет, средства, полученные от Фонда обязательного медицинского страхования на медицинское обслуживание населения.
Московская городская программа обязательного медицинского страхования на 1995 год утверждена постановлением Правительства Москвы от 31 января 1995 г. N 97 "О реализации Программы обеспечения медицинской помощью населения г. Москвы в 1995 году";
3.18 - работы с детьми и молодежью по месту жительства, осуществляемой детскими подростковыми клубами и центрами, зарегистрированными в установленном порядке;
3.19 - оказания услуг по гарантийному и послегарантийному обслуживанию и ремонту бытовой электронной и электротехники отечественного производства.
Для льготного обложения прибыли от оказания услуг по гарантийному и послегарантийному обслуживанию и ремонту бытовой электронной и электротехники отечественного производства принимаются:
- по гарантийному обслуживанию - прибыль, полученная в виде разницы между денежными средствами, перечисленными предприятиями-изготовителями, находящимися на территории Российской Федерации и стран СНГ, в соответствии с договором на гарантийное обслуживание, и затратами организации на гарантийный ремонт;
- по послегарантийному ремонту - квитанции, в которых указаны наименование и марка ремонтируемой техники, наименование предприятия-изготовителя;
3.20 - внешнеэкономической деятельности, осуществляемой по поручению правительства Москвы, доходы от которой целевым назначением направляются на финансирование городской программы по приобретению технологий и оборудования для развития пищевой промышленности г. Москвы, утвержденной правительством Москвы;
3.21 - прочих видов деятельности (городского пассажирского транспорта (кроме такси) и метрополитена и направленная на покрытие убытков от основной деятельности (перевозка пассажиров).
Данная льгота действует в отношении транспортных организаций, входящих в компанию "Мосгортранс", а также метрополитена, получившим в отчетном периоде убыток по перевозкам пассажиров. При этом размер предоставляемой льготы не может быть выше суммы полученного убытка. Для получения данной налоговой льготы организации обязаны обеспечить раздельный учет финансовых результатов от основной деятельности;
3.22 - проведения работ, связанных со строительством Московского метрополитена.
Перечень предприятий и организаций, осуществляющих работы по строительству метрополитена, доведен до налоговых инспекций письмом от 13 февраля 1996 г. N 11-13/2557;
3.23 - проведения работ, связанных с реализацией целевой комплексной программы правительства Москвы "Московской международный деловой центр "Москва-Сити" на Краснопресненской набережной", при условии соблюдения уровня их (работ) рентабельности в пределах 30%;
3.24 - проведения работ по реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов городской и муниципальной собственности, не подлежащих приватизации либо аренде (по перечню объектов, утверждаемому Правительством Москвы), включая подземные коммуникационные сооружения, и жилищного фонда.
Перечни объектов городской и муниципальной собственности, включенных в городскую инвестиционную программу 1995 г. приведены в письмах: от 1 августа 1994 г. N 11-13/10086, от 11 августа 1994 г. N 11-13/10530, от 9 ноября 1994 г. N 11-13/14463, от 4 апреля 1995 г. N 11-13/5166, от 11 июля 1995 г. N 11-13/10582, от 1 сентября 1995 г. N 11-13/13651, от 24 октября 1995 г. N 11-13/16733, от 31 октября 1995 г. N 11-13/17180, от 28 ноября 1995 г. N 11-13/19023, от 5 января 1996 г. N 11-13/459, от 9 января 1996 г. N 11-13/460, от 13 февраля 1996 г. N 11-13/2558, от 1 марта 1996 г. N 11- 13/3694, от 22 февраля 1996 г. N 11-13/2558, от 1 марта 1996 г. N 11-13/3692, от 1 марта 1996 г. N 11-13/3695, от 11 марта 1996 г. N 11-13/4112, от 15 марта 1996 г. N 11-13/4495, от 8 апреля 1996 г. N 11-13/6747, от 10 апреля 1996 г. N 11-13/6995, от 8 апреля 1996 г. N 11-13/6746, от 16 апреля 1996 г. N 11-13/7440, от 4 июня 1996 г. N 11-13/11655, от 28 октября 1996 г. N 11-13/24093.
Льгота по налогу на прибыль, полученную предприятиями и организациями от реконструкции, капитального и текущего ремонта жилищного фонда, принимается налоговыми органами при заявлении налогоплательщиком данной льготы в расчете от фактической прибыли. При этом действие льготы не предусматривает наличия утвержденного Правительством Москвы перечня.
Все льготы по налогу на прибыль, изложенные в данном пункте, предоставляются только при наличии раздельного учета льготируемой прибыли.
4. От уплаты налога в части сумм налоговых платежей, поступающих в городской бюджет, согласно пунктам 4, 5, 11 статьи 2 Закона, освобождена прибыль:
4.1 - торговых предприятий, в общем объеме товарооборота которых реализация хлеба, хлебобулочных изделий, молочных продуктов (молоко, кефир, творог), продуктов детского и диетического питания составляет более 35 процентов.
При этом следует иметь в виду, что для целей льготного налогообложения применяется совокупный товарооборот, определенный исходя из цен реализации (без НДС и спецналога, исчисленных по установленным ставкам от совокупного товарооборота);
4.2 - предприятий хлебопекарной промышленности, в общем объеме товарной продукции которых хлеб и хлебобулочные изделия составляют не менее 70 процентов, при условии внесения 60 процентов от льготируемой суммы налога на прибыль в отраслевой централизованный фонд развития отрасли по концепции Правительства Москвы (отчет о расходовании средств указанного фонда ежегодно представляется Правительству Москвы). Условие обязательного перечисления средств в отраслевой централизованный фонд не распространяется на предприятия, относящиеся по действующему законодательству к категории малых.
При отнесении предприятий и организаций к категории малых в настоящее время следует руководствоваться пунктом 1.1.6 Инструкции Госналогслужбы РФ N 37.
Номенклатура хлеба и хлебобулочных изделий, утвержденная Управлением статистики промышленности Центрального статистического управления 29 декабря 1984 г. N 04-72, доведена до налоговых органов письмом от 23 сентября 1994 г. N 11-13/12406;
4.3 - предприятий (не входящих в систему Минсвязи РФ), оказывающих услуги по подписке и доставке населению периодической печати, если в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) выручка от указанных услуг составляет более 70 процентов, при условии направления освобождающейся прибыли на развитие собственной производственной базы по данному виду деятельности;
4.4 - товариществ собственников помещений (товариществ собственников жилья, жилищных товариществ, жилищных и жилищно-строительных кооперативов и иных организаций, имеющих в соответствии с их уставами статус товариществ собственников жилья, некоммерческих организаций по управлению жилыми домами), взявших жилые дома в управление и направляющих прибыль от любого вида предпринимательской деятельности на содержание и ремонт жилищного фонда.
Понятие "товарищество собственников жилья" определено статьей 291 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Порядок организации работы товариществ установлен Постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 1993 г. N 300, а порядок лицензирования деятельности товариществ собственников жилья регламентируется Постановлением Правительства Москвы от 14 июня 1994 г. N 489 (письмо от 15 июля 1994 г. N 13-10/9432);
4.5 - предприятий и организаций сферы материального производства и бытового обслуживания населения, в среднесписочной численности работающих которых:
- инвалиды, участники Великой Отечественной войны, и лица, приравненные к ним, в том числе воины-интернационалисты и участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС составляют более 50 процентов;
- инвалиды, участники Великой Отечественной войны, и лица, приравненные к ним, в том числе воины-интернационалисты и участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пенсионеры составляют более 70 процентов.
При этом следует иметь в виду, что под категорией "инвалиды" следует понимать как инвалидов войны, так и инвалидов труда и инвалидов детства.
В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 23 февраля 1981 г. N 209 к инвалидам Великой Отечественной войны приравнены:
- инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте в другие периоды, а также инвалиды из числа партизан гражданской войны;
- инвалиды из числа начальствующего и рядового состава органов МВД СССР и органов КГБ СССР, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;
- инвалиды из числа бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, действовавших в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. на территории Украинской ССР, Белорусской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР, и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей в этих батальонах, взводах и отрядах.
Кроме того, к инвалидам Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1992 г. N 1235 приравниваются бывшие несовершеннолетние узники фашизма, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).
К участникам Великой Отечественной войны приравнены:
- бывшие несовершеннолетние узники фашизма в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1992 г. N 1235;
- лица, пережившие блокаду Ленинграда, в соответствии с Указом Президента РФ от 18 января 1994 г.;
- лица, состоявшие на штатной должности по вольному найму в частях действующей армии, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27 февраля 1981 г. N 220.
Налоговые льготы по полному освобождению от уплаты налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет, и снижению размера ставки налога, установленные пунктами 5 и 6 статьи 2 Закона города Москвы от 2 марта 1996 г. N 3-18 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" в редакции Закона от 18 октября 1995 г. N 22, предоставляются предприятиям сферы материального обслуживания, применяющим труд инвалидов и пенсионеров, а также других отдельных категорий трудоспособных граждан.
При этом расчет среднесписочной численности работающих для целей льготного налогообложения производится в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР 17 сентября 1987 г. N 17-10-0370, т.е. в среднесписочную численность работающих включаются лица, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (письмо от 10 сентября 1996 г. N 11-13/19489);
- учащиеся средних и среднеспециальных учебных заведений, лица до 18 лет и лица, ранее состоявшие на учете на бирже труда (в течение первого календарного года с момента трудоустройства) составляют более 70 процентов.
При этом следует иметь в виду, что трудоустраиваемым из числа безработных биржа труда выдает "Направление на трудоустройство", которое в обязательном порядке должно находиться в личном деле.
Предприятиям, имеющим право на получение указанных льгот, органами статистики присваиваются коды по ОКОНХу: для предприятий сферы материального производства коды с 10000 по 80400, бытового обслуживания населения - коды с 81000 по 87900.
По многоотраслевому предприятию для получения указанных льгот необходимо разделить учет прибыли по материальному производству и бытовому обслуживанию и учет иных видов деятельности, осуществляемых предприятием;
4.6 - кинотеатров, у которых выручка от реализации продукции (работ, услуг) от основной деятельности (показа кинофильмов, организации вечеров, концертов, фестивалей и т.д.) составляет не менее 70 процентов в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг).
5. Пунктом 6 статьи 2 Закона предусмотрено, что сумма налога на прибыль предприятиям и организациям сферы материального производства и бытового обслуживания населения уменьшается:
- на 50 процентов, если в среднесписочной численности их работников инвалиды составляют не менее 30 процентов либо инвалиды и пенсионеры - 50 процентов;
- на 40 процентов, если в среднесписочной численности их работников инвалиды составляют не менее 20 процентов либо инвалиды и пенсионеры - 40 процентов;
- на 30 процентов, если в среднесписочной численности их работников инвалиды и пенсионеры составляют не менее 20 процентов.
Предприятиям, имеющим право на получение указанных льгот, органами статистики присваиваются коды по ОКОНХу: для предприятий сферы материального производства коды с 10000 по 80400, бытового обслуживания населения - коды с 81000 по 87900.
По многоотраслевому предприятию для получения указанных льгот необходимо отделить учет прибыли по материальному производству и бытовому обслуживанию и учет иных видов деятельности, осуществляемых предприятием.
6. Кроме того, в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 2 Закона освобождается от налогообложения:
6.1 - прибыль, направленная предприятиями, организациями и учреждениями на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, военнослужащих, уволенных в запас), в экологические и оздоровительные фонды, фонды на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в том числе международным и их фондам, предприятиям, учреждениям и организациям, молодежным общественным объединениям, религиозным организациям, зарегистрированным в установленном порядке, а также средства, перечисленные предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, культуры и кинематографии, архивной службы и спорта, ассоциациям, объединениям творческих работников, но не более 1 процента облагаемой налогом прибыли; 6.2 - прибыль, направленная предприятиями, учреждениями и организациями в Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя.
7. Пунктом 10 статьи 2 Закона установлено, что сумма налога на прибыль по муниципальным гостиницам (согласно Перечню, утверждаемому Правительством Москвы) уменьшается на величину средств, фактически направленных в централизованный фонд Департамента внешних связей Правительства Москвы на покрытие затрат, связанных с проживанием беженцев в муниципальных гостиницах города. Положение о порядке расходования указанного фонда утверждается Правительством Москвы. Отчет о его использовании ежегодно представляется Правительству Москвы.
Перечень гостиниц, имеющих право на данную льготу утвержден Постановлением Правительства Москвы от 25 января 1996 г. N 61 "Об оплате проживания беженцев в гостиницах" (письмо от 6 февраля 1996 г. N 11-13/2101).
Пунктом 10 статьи 2 Закона города Москвы от 2 марта 1994 г. N 3-18 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" ряду гостиниц, перечень которых утвержден Правительством Москвы и доведен до налоговых инспекций письмом от 29 апреля 1994 г. N 11-13/4890, с 1 января 1994 г. предоставлена льгота в части уменьшения налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет, на величину фактических убытков, связанных с проживанием беженцев.
Пунктом 10 статьи 1 Закона города Москвы от 18 октября 1995 г. N 22 данная налоговая льгота изменена на новую редакцию: "Сумма налога на прибыль по муниципальным гостиницам, перечень которых доведен письмом от 6 июня 1996 г. N 11-13/2101, уменьшается на величину средств, фактически направленных в централизованный фонд Департамента внешних связей Правительства Москвы на покрытие затрат, связанных с проживанием беженцев в муниципальных гостиницах города".
Данный Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 1995 г., и действует со дня его официального опубликования, т.е. с 29 ноября 1995 г.
В связи с изложенным гостиницы "Алтай", "Восход", "Золотой Колос", "Кузьминки", "Ленинградская", "Орехово", "Останкино", "Саяны", "Турист", гостиничный комплекс "Волга" применяют налоговую льготу, предусмотренную Законом N 3-18, с 1 января 1994 г. по 28 ноября 1995 г., а с 29 ноября 1995 г. - льготу по налогу на прибыль, предусмотренную Законом N 22.
Гостиницы "Байкал", "Восток", "Заря", "Звездная", "Минск", "Урал", "Центральная", "Южная", "Ярославская" до 29 ноября 1995 г. имели право на налоговую льготу, предусмотренную Законом города Москвы N 3-18, а гостиницы "Белград", "Будапешт", "Варшава", "Интурист", "Москва", "Националь", "Пекин", "Россия" и гостиничный комплекс "Украина" начиная с 1 января 1995 г. имеют право на льготу, установленную Законом города Москвы от 18 октября 1995 г. N 22 (письмо от 21 февраля 1996 г. N 11-13/3107).
8. В пункте 12 статьи 2 Закона предусмотрено уменьшение суммы налога на величину благотворительных взносов в общественные организации инвалидов, направленных на лечение постоянно проживающих в г. Москве лиц, получивших инвалидность в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
Для целей льготного налогообложения прибыли принимаются фактические целевые перечисления на основании договора, заключенного между предприятием и общественной организацией, с обязательством последней представить другой стороне документы, подтверждающие целевое расходование полученных средств по формам, согласно приложениям 1, 2, 3, 4, заполняемым на основании первичных документов о фактически произведенных расходах.
При этом в случае осуществления общественной организацией мероприятий по лечению, выходящих за рамки одного отчетного периода, вся сумма благотворительного взноса принимается в качестве налоговой льготы при условии последующего подтверждения факта целевого использования указанных средств.
Целевым расходованием средств в рамках действия данной налоговой льготы считаются расходы на:
- оплату индивидуального лечения и обследования в медицинском учреждении;
- осуществление реабилитационно-восстановительного лечения в санаториях и профилакториях;
- создание патронажной службы для обеспечения лечения на дому и специализированной службы скорой помощи;
- приобретение медикаментов и лечебных препаратов;
- приобретение специального лечебного и диетического питания, а также имунно-коррегирующих биодобавок;
- приобретение медприборов и оборудования домашнего пользования;
- создание экспертной комиссии, определяющей первоочередной порядок лечения;
- анкетирование больных;
- организацию банка данных по инвалидам-чернобыльцам, проживающим в г. Москве;
- другие расходы, связанные с организацией работы.
Денежные средства, поступившие в виде благотворительного взноса и не использованные по каким-либо причинам по целевому назначению либо на иные цели не могут рассматриваться как использованные не по целевому назначению и в соответствии с действующим налоговым законодательством до момента их фактического использования не по целевому назначению изъятию в бюджет не подлежат.
Справки по формам отчета о целевом использовании полученных средств даны в приложении 1, 2, 3 и 4 к настоящему письму (письмо от 23 сентября 1996 г. N 11-13/20457).
9. Сумма налога на прибыль оптовых и розничных торговых предприятий в соответствии с пунктом 13 статьи 2 Закона уменьшается:
- на 20 процентов, если реализация товаров, производимых московскими предприятиями легкой и текстильной промышленности, в общем объеме товарооборота составляет 30 процентов;
- на 30 процентов, если реализация товаров, производимых московскими предприятиями легкой и текстильной промышленности, в общем объеме товарооборота составляет 40 процентов;
- на 40 процентов, если реализация товаров, производимых московскими предприятиями легкой и текстильной промышленности, в общем объеме товарооборота составляет 50 процентов.
Льгота предоставляется по товарам, поставляемым в организации торговли по прямым договорам с московскими предприятиями легкой и текстильной промышленности, и при условии раздельного учета прибыли по указанным договорам.
10. В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Закона освобождается от налогообложения прибыль, фактически направленная предприятиями, организациями и учреждениями в местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства, образованные по постановлениям Московской городской Думы.
Такой фонд в настоящее время создан в Южном административном округе на основании постановления Московской городской Думы от 13 сентября 1995 г. N 58 "Об образовании местного внебюджетного фонда развития жилищного строительства Южного административного округа города Москвы", а также в Центральном административном округе на основании постановления Московской городской Думы от 22 ноября 1995 г. N 82 "Об образовании местного внебюджетного фонда развития жилищного строительства на территории района (территориального управления) "Пресненское" Центрального административного округа Москвы" (письмо от 25 июня 1996 г. N 11-13/13229).
В случае принятия Московской городской думой аналогичных постановлений по другим административным округам об этом будет сообщаться налоговым органам Государственной налоговой инспекцией по г. Москве.
При расчете указанной льготы налогооблагаемая прибыль для расчета налога, зачисляемого в городской бюджет, будет уменьшаться на величину фактического взноса во внебюджетный фонд, произведенного из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
11. Согласно пункту 15 статьи 2 Закона, освобождается от налогообложения прибыль, направляемая предприятиями, организациями и учреждениями на благотворительные цели в организации, имеющие статус благотворительных в г. Москве, но не более 50 процентов облагаемой налогом прибыли.
Согласно статье 7 Закона города Москвы от 5 июля 1995 г. N 11-46 "О благотворительной деятельности", статус благотворительных в г. Москве предоставляется городским Благотворительным советом и удостоверяется Паспортом благотворительной организации, в связи с чем льгота предоставляется только при наличии данного Паспорта, выдаваемого Благотворительным советом.
12. В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона освобождается от налогообложения прибыль, полученная хозяйственными товариществами и обществами, учредителями (участниками) которых являются исключительно организации, имеющие статус благотворительных в г. Москве, при условии направления ими прибыли в данные организации на благотворительные цели.
Понятие организации, имеющей статус благотворительной в г. Москве, приведено в пункте 11 настоящего письма. При этом данные организации создаются в форме негосударственных некоммерческих организаций в организационно-правовых формах, предусмотренных для них законодательством Российской Федерации (общественная, религиозная организация (объединение), фонд, учреждение, ассоциация, союз).
13. Кроме того, Законом города Москвы от 16 октября 1996 г. N 27 статья 2 Закона N 3-18 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" в редакции Закона N 22 с 1 января 1996 г. дополняется пунктом 17 следующего содержания:
"Освобождаются от уплаты налога на прибыль предприятия, организации и учреждения культуры всех форм собственности при условии, если выручка от показа цирковых и театрализованных представлений для детей составляет не менее 70 процентов в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг)".
При применении положений, изложенных в настоящем письме, следует иметь в виду, что наличие в налоговом органе официально доведенного перечня предприятий, имеющих право на льготный режим налогообложения, не является основанием для предоставления льготы, так как очерчивает только круг возможных претендентов, а для получения налоговой льготы необходимо соблюдение условия ее действия, а именно осуществление льготируемого вида деятельности.
Заместитель начальника инспекции - |
А.А.Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 6 февраля 1997 г. N 11-13/2243 "О налоговых льготах, установленных Законом города Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль"
Текст письма опубликован в московском выпуске газеты "Экономика и жизнь", N 8 от 20 марта и N 9 от 27 марта 1997 г., журнале "Налоговые известия Московского региона", N 3, 1997 г., в "Нормативных актах по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1997, N 6
Письмом Госналогинспекции по г. Москве от 23 сентября 1997 г. N 11-13/23278 настоящее письмо отменено с 1 июля 1997 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 14 июля 1997 г. N 11-13/16019
Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 9 июня 1997 г. N 11-13/12738
Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 28 мая 1997 г. N 11-13/11877
Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 21 апреля 1997 г. N 11-13/8333