Нижний Новгород |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А28-1167/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.07.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
при участии представителей
от Департамента муниципальной собственности администрации города Кирова:
Казаковцевой Д.А. (по доверенности от 09.01.2022 N 24-01-07ДМС),
от Министерства имущественных отношений Кировской области:
Альчиковой А.В. (по доверенности от 31.03.2023 N 11),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента муниципальной собственности администрации города Кирова
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023
по делу N А28-1167/2021 Арбитражного суда Кировской области
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс"
(ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
к Департаменту муниципальной собственности администрации города Кирова
(ИНН: 4348010693, ОГРН: 1034316546978),
Министерству имущественных отношений Кировской области
(ИНН: 4347002114, ОГРН: 1034316517509),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Промус", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, общество с ограниченной ответственностью "Сердце Вятки",
о взыскании задолженности
и установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту муниципальной собственности администрации города Кирова (далее - Департамент) и Министерству имущественных отношений Кировской области (далее - Министерство, заявитель) о взыскании 4849 рублей 92 копейки задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в ноябре 2021 года на нужды отопления нежилого помещения N 1008 площадью 148,3 квадратного метра, кадастровый номер 43:40:000156:3314, расположенного в многоквартирном доме по адресу: город Киров, улица Щорса, дом 50.
Заявленное требование основано на статьях 309, 310, 314, 426, 454, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что ответчики ненадлежащим образом исполнили обязательство по оплате потребленной тепловой энергии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Промус", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (далее - Управление), общество с ограниченной ответственностью "Сердце Вятки".
Решением Арбитражного суда Кировской области от 20.12.2022 иск к Министерству удовлетворен. В удовлетворении требований к Департаменту отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 решение суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт о взыскании с Департамента 4849 рублей 92 копеек задолженности. В удовлетворении иска к Министерству отказано.
Не согласившись с судебным актом суда второй инстанции, Департамент обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление от 15.03.2023 и оставить в силе решение от 20.12.2022.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что лицом, обязанным оплачивать потребленный коммунальный ресурс является Министерство.
Подробно позиция Департамента изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в заседании округа.
Министерство в отзыве и его представитель в судебном заседании просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы и оставить оспариваемый судебный акт в силе.
Управление просило рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя, истец и общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Промус" и "Сердце Вятки", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалованного судебного акта проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Общество в спорный период в отсутствие заключенного договора поставило тепловую энергию в горячей воде, в том числе в спорное помещение на сумму 4041 рубля 60 копеек (с учётом налога на добавленную стоимость - 4849 рублей 92 копейки).
Для оплаты поставленного коммунального ресурса истец выставил Департаменту счет-фактуру от 30.11.2020 N 66889 и претензией от 24.12.2021 предложил оплатить задолженность.
Претензия оставлена без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Изучив материалы дела и оценив доводы заявителя, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованного судебного акта с учетом следующего.
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки истцом коммунального ресурса в спорный период подтвержден материалами дела и лицами, участвующими в деле, не опровергнут.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Разногласия сторон сводятся к вопросу о том, кто является собственником спорного помещения, обязанным нести расходы на его содержание.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что лицом, обязанным оплачивать потребленный коммунальный ресурс в отношении спорного помещения, является Министерство как лицо, осуществляющее управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Кировской области. Отказывая в удовлетворении иска к Департаменту, суд исходил из отсутствия зарегистрированных прав на спорное помещение за муниципальным образованием "Город Киров".
Суд второй инстанции, отменяя решение Арбитражного суда Кировской области от 20.12.2022, пришел к выводу о том, что лицом, обязанным оплачивать потребленный коммунальный ресурс в отношении спорного помещения, является Департамент.
В соответствии с пунктом 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В числе таких объектов указаны жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения (абзац второй пункта 1 приложения N 3 к Постановлению N 3020-1).
Объекты, указанные в приложении 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением 3 к Постановлению N 3020-1 (Указ Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий".
Во исполнение указанных выше положений, решением Кировской городской Думы от 21.03.2001 N 53/21 утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Федерального государственного унитарного предприятия "Завод "Сельмаш", передаваемых в муниципальную собственность города Кирова, в том числе жилой дом N 50, расположенный по улице Щорса.
Указанный дом и встроенное в него помещение площадью 403,8 квадратного метра, переданное в аренду Кировскому областному государственному унитарному предприятию "Аптека 103" по договору от 01.09.1997 N 2382, включены в муниципальную собственность города Кирова (распоряжение администрации города Кирова от 13.09.2002 N 3546).
Согласно письмам КОГБУ БТИ от 21.05.2021 и от 02.11.2020, встроенное помещение площадью 404,3 квадратного метра (кадастровый номер 43:40:000420:465 (прежний кадастровый номер 43:40:У0420:001:1070/09/Б)) на техническом инвентаризационном учёте не состоит; по архивным данным по состоянию на 2002 год включало в себя часть подвала (помещение 1008) 160 квадратных метра и часть первого этажа (помещение 1007) 244,3 квадратного метра.
Впоследствии на государственный кадастровый учет поставлены помещения N 1007 площадью 243,1 квадратного метра (кадастровый номер 43:40:000156:3312) и N 1008.
На основании заявления Министерства 27.04.2022 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о прекращении права собственности субъекта Российской Федерации "Кировская область" на нежилое помещение с кадастровым номером 43:40:000420:465, указанное помещение снято с государственного кадастрового учета.
По сведениям Управления муниципальное образование городской округ "Киров" с заявлениями о регистрации права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 43:40:000420:465 не обращалось.
Суд апелляционной инстанции установил, что в отношении помещения N 1007 с 13.10.2015 до 09.02.2021 зарегистрировано право собственности муниципального образования "Город Киров"; 09.02.2021 - право собственности ООО "Сердце Вятки", в отношении помещения N 1008 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах.
При этом суд второй инстанции учел, что 14.03.2016 муниципальное образование городской округ "Киров" обратилось с заявлением о регистрации права собственности на спорное помещение, приложив к соответствующему заявлению выписку из реестра муниципальной собственности города от 14.03.2016 N 43/001/028/2016-1095.
Государственная регистрация 25.03.2016 приостановлена по причине того, что помещение N 1008 входит в состав объекта с кадастровым номером 43:40:000420:465, права на которое зарегистрированы за Кировской областью. В связи с непредставлением дополнительных документов, свидетельствующих о наличии оснований для проведения государственной регистрации права, в установленный законом срок, 03.08.2016 Управление уведомило муниципальное образование об отказе в государственной регистрации права собственности на спорное помещение.
Апелляционный суд указал, что Администрация, обладая всей полнотой информации о дальнейшей судьбе нежилого помещения с кадастровым номером 43:40:000420:465, а именно: о передаче указанного помещения в муниципальную собственность в силу закона, о разделе названного помещения на помещения N 1007 и N 1008, имела возможность представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, недостающие документы, в частности, распоряжение Администрации города Кирова от 13.09.2002 N 3546, техническую документацию на нежилые помещения.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд второй инстанции на основании, в том числе пунктов 1 и 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положения о Департаменте муниципальной собственности администрации города Кирова, утвержденного решением Кировской городской Думы от 29.03.2017 N 56/16, исходя из добросовестного поведения сторон, пришел к правомерному выводу о том, что право муниципальной собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 43:40:000420:465 и на спорное нежилое помещение возникло в силу закона, поэтому именно Департамент как отраслевой (функциональный) орган администрации города Кирова, осуществляющий полномочия в сфере управления, распоряжения и использования муниципального имущества и земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципального образования "Город Киров", является надлежащим ответчиком. Нахождение нежилого помещения с кадастровым номером 43:40:000420:465 в собственности Кировской области не может служить достаточным основанием для взыскания задолженности с Министерства.
Оснований для иного вывода суд округа не установил.
Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судом имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены принятого судебного акта являться не может, поскольку направлено на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом второй инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3000 рублей относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 по делу N А28-1167/2021 Арбитражного суда Кировской области оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации города Кирова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд второй инстанции на основании, в том числе пунктов 1 и 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положения о Департаменте муниципальной собственности администрации города Кирова, утвержденного решением Кировской городской Думы от 29.03.2017 N 56/16, исходя из добросовестного поведения сторон, пришел к правомерному выводу о том, что право муниципальной собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 43:40:000420:465 и на спорное нежилое помещение возникло в силу закона, поэтому именно Департамент как отраслевой (функциональный) орган администрации города Кирова, осуществляющий полномочия в сфере управления, распоряжения и использования муниципального имущества и земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципального образования "Город Киров", является надлежащим ответчиком. Нахождение нежилого помещения с кадастровым номером 43:40:000420:465 в собственности Кировской области не может служить достаточным основанием для взыскания задолженности с Министерства."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июля 2023 г. N Ф01-3121/23 по делу N А28-1167/2021