Нижний Новгород |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А28-2342/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Коммунэнерго"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022
по делу N А28-2342/2022
по заявлению открытого акционерного общества "Коммунэнерго"
(ОГРН: 1024301316280, ИНН: 4346011123)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
(ОГРН: 1034316517652, ИНН: 4347021540)
о признании незаконными и об отмене постановления, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -Курочкина Валентина Александровна,
и установил:
открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - Общество, ОАО "Коммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконными и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - Управление, административный орган) от 08.02.2022 N 043/04/9.21-788/2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей, представления от 08.02.2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Курочкина В.А.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 22.06.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 27.09.2022 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
ОАО "Коммунэнерго" не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что апелляционный суд неправильно применил нормы материального права, сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, владельцем сети, к которой непосредственно присоединена сеть третьего лица, является не Общество, а иное лицо, в связи с чем для переоформления акта технологического присоединения Курочкина В.А. должна была обратиться к этому лицу. Вывод апелляционного суда о наличии обязанности у сетевой организации по выдаче переоформленного акта технологического присоединения является необоснованным и противоречит действующему законодательству. В действиях ОАО "Коммунэнерго" отсутствует состав вмененного правонарушения.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление и Курочкина В.А. в отзывах на кассационную жалобу отклонили доводы заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность постановления апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в Управление поступили заявления Курочкиной В.А. от 01.09.2021 б/н (вх. N 5636 от 02.09.2021), от 04.09.2021 б/н (вх. N 5696 от 06.09.2021) на действия ОАО "Коммунэнерго" в связи с нарушением порядка технологического присоединения к электрическим сетям в части уклонения от переоформления документов о технологическом присоединении в отношении объекта по адресу: Кировская область, город Кирово-Чепецк, проспект Лесной, МКР-22, гаражный кооператив N 0-5-57, бокс 1.
В ходе рассмотрения заявлений антимонопольным органом установлено, что Курочкиной В.А. на праве собственности принадлежит гаражный бокс, расположенный по названному адресу (свидетельство о государственной регистрации права от 05.05.2009 43-АВ 204330). Гаражный бокс третьего лица расположен на территории гаражного кооператива N 0-5-57. Ранее Курочкина В.А. являлась членом кооператива. Согласно справке гаражного кооператива от 30.12.2019 N 0-5-57 Курочкина В.А. прекратила членство в гаражном кооперативе N 0-5-57.
Гаражный кооператив N 0-5-57 подключен к электрическим сетям сетевой организации ОАО "Коммунэнерго" опосредованно, через сети третьих лиц (электрические сети кооператива ТСЖ и администрации МО "Город Кирово-Чепецк").
Управлением проанализировано содержание документов, представленных Курочкиной В.А., в результате чего ответчик установил, что между Курочкиной В.А. и ИП Ляпуновым А.Н. составлен акт от 14.05.2021 N 001 об осуществлении технологического присоединения в отношении гаражного бокса заявителя (далее - акт от 14.05.2021), в соответствии с которым подключение гаражного бокса третьего лица осуществлено к электрическим сетям ИП Ляпунова А.Н.
Курочкина В.А. 16.08.2021 обратилась в адрес ОАО "Коммунэнерго" с заявлением на переоформление (восстановление) документов о технологическом присоединении в отношении объекта по адресу: Кировская область, город Кирово-Чепецк, проспект Лесной, МКР-22, гаражный кооператив N О-5-57, бокс 1, а именно акта от 14.05.2021. В заявлении на переоформление (восстановление) документов о технологическом присоединении Курочкина В.А. указала на необходимость переоформить (восстановить) акт об осуществлении технологического присоединения по форме в соответствии с действующим законодательством в связи со следующим: отсутствием в акте согласования с сетевой организацией; отсутствием согласования собственника КЛ-0,4 кВ (гаражный кооператив N 0-5-57); отсутствием документов, подтверждающих полномочия ИП Ляпунова А.Н.; несоответствием в акте границ балансовой принадлежности.
Из пояснений Курочкиной В.А., представленных в адрес антимонопольного органа, следует, что 14.05.2021 сотрудниками ОАО "Коммунэнерго" была смонтирована кабельная линия к гаражному боксу третьего лица, после чего инженер по технологическому присоединению ОАО "Коммунэнерго" предоставил представителю заявителя на подпись акт об осуществлении технологического присоединения от 14.05.2021 с подписью ИП Ляпунова А.Н. На основании акта от 14.05.2021 был подписан акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии.
В заявлениях, направленных в Управление, Курочкина В.А. указала, что переоформление акта об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям необходимо для заключения договора энергоснабжения с АО "ЭнергосбыТ Плюс".
Письмом от 25.08.2021 N 17-05/6579 Общество отказало Курочкиной В.А. в переоформлении документов о технологическом присоединении. При этом Общество исходило из того, что Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила технологического присоединения), не предусмотрено переоформление (восстановление) акта об осуществлении технологического присоединения лицу, объекты которого имеют опосредованное присоединение к сетям сетевой организации. В таком случае акт об осуществлении технологического присоединения оформляется с владельцем сетей, от которых имеется присоединение. ОАО "Коммунэнерго" согласовало акт от 14.05.2021, что подтверждается соответствующей отметкой в акте.
Проанализировав изложенные обстоятельства в совокупности с нормативным регулированием рассматриваемых отношений, антимонопольный орган признал, что при обращении заявителя в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении у сетевой организации, как у профессионального субъекта рыночных отношений, возникает обязанность по выдаче названных документов в силу положений Правил N 861.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что заявление о переоформлении акта от 14.05.2021 поступило в адрес ОАО "Коммунэнерго" 16.08.2021, поэтому на основании пункта 74 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана была выдать заявителю переоформленные документы 23.08.2021.
Установив, что Общество в течение года привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 16.12.2020 по делу N 043/04/9.21-874/2020), должностное лицо Управления 24.11.2021 составило протокол об административном правонарушении и вынесло постановление от 08.02.2022 N 043/04/9.21-788/2021 о привлечении нарушителя к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ Управлением в адрес Общества выдано обязательное для исполнения представление от 08.02.2022, которым на него возложена обязанность в течение месяца принять меры по устранению причин совершенного правонарушения, а именно: переоформить документы о технологическом присоединении в соответствии с заявлением Курочкиной В.А. от 16.08.2021 и выдать переоформленные документы заявителю.
Не согласившись с постановлением и представлением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Правилами N 861, суд первой инстанции сделал вывод о том, что Управлением не доказано наличие оснований для привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд руководствовался этими же нормами права, а также Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ, Закон об электроэнергетике), и пришел к выводу о доказанности в действиях Общества состава вмененного правонарушения, и отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наступление административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
На основании абзаца 2 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения, исполнения договора об осуществлении технологического присоединения установлены Правилами N 861.
Восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии, собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (пункт 57 Правил N 861).
В силу пункта 59 Правил N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях: а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении; б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств; в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств; г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.
В соответствии с пунктом 74 Правил N 861 при получении сетевой организацией заявления о переоформлении документов от лица, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого состоялось после 1 января 2010 года либо документы о технологическом присоединении энергопринимающих устройств которого составлены (переоформлены) после указанной даты, сетевая организация вне зависимости от наличия документов, указанных в подпунктах "в" - "е" пункта 62 настоящих Правил, прилагаемых к заявлению о переоформлении документов, не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает дубликаты ранее оформленных документов о технологическом присоединении либо восстановленные (переоформленные) документы о технологическом присоединении.
Если для лица, подавшего заявление о переоформлении документов в соответствии с настоящим пунктом, по результатам проведения процедуры технологического присоединения были составлены акт разграничения балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения, сетевая организация на основании ранее составленных документов составляет и выдает акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, при этом действие ранее составленных документов о технологическом присоединении (за исключением технических условий) прекращается, их дубликаты не выдаются.
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что 16.08.2021 Курочкина В.А. обратилась в адрес ОАО "Коммунэнерго" с заявлением на переоформление (восстановление) документов о технологическом присоединении в отношении объекта по адресу: Кировская область, город Кирово-Чепецк, проспект Лесной, МКР-22, гаражный кооператив N О-5-57, бокс 1, а именно акта от 14.05.2021. В качестве основания для переоформления документа о технологическом присоединении Курочкина В.А. указала, среди прочего на несоответствие в акте от 14.05.2021 границ балансовой принадлежности.
Из пунктов 2, 3 акта от 14.05.2021 следует, что точкой присоединения энергопринимающих устройств третьего лица к электрическим сетям является контактное соединение СИП-0,4 кВ в сторону ВРУ-0,4 кВ бокса N 1 к КЛ-0,4 кВ. Границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон является контактное соединение СИП-0,4 кВ в сторону ВРУ - 0,4 кВ бокса N 1. Наименование электроустановки (оборудования) Курочкиной В.А. СИП - 0,4 кВ в сторону ВРУ - 0,4 кВ бокса N 1. Наименование электроустановки (оборудования) ИП Ляпунова А.Н. в пункте 3 акта об осуществлении технологического присоединения не отражено. При этом в пункте 8 акта от 14.05.2021 (схема границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон) определено, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (обозначена на схеме символом "г") установлена от КЛ-0,4 кВ в сторону СИП-0,4 кВ.
Данные обстоятельства подтверждаются также материалами дела об административном правонарушении N 043/04/9.21-788/2021. В письме от 01.06.2021 N 70301-07-02147 "О документах для заключения договора", направленном в адрес ОАО "Коммунэнерго", АО "ЭнергосбыТ Плюс" сообщило сетевой организации, что в акте от 14.05.2021 граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, указанная на схеме в пункте 8 акта, не соответствует описанию границ в пункте 2 акта. В пункте 3 акта от 14.05.2021 не указано наименование электроустановок ИП Ляпунова А.Н. В названном письме АО "ЭнергосбыТ Плюс" просило Общество согласовать (переоформить) акт от 14.05.2021 в соответствии с положениями Правил N 861.
В заявлениях, направленных в адрес антимонопольного органа, Курочкина В.А. указывала на то, что переоформление акта об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям необходимо заявителю (третьему лицу) для заключения договора энергоснабжения с АО "ЭнергосбыТ Плюс".
В материалах настоящего дела отсутствуют опровергающие эти обстоятельства доказательства.
Заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в случае наступления иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением (подпункт "г" пункта 59 Правил N 861).
Апелляционный суд правильно посчитал, что в рассмотренном случае у третьего лица имелись основания обратиться в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении, в том числе перечисленные в подпункте "г" пункта 59 Правил N 861.
Вместе с тем ОАО "Коммунэнерго" не исполнило обязанность, предусмотренную пунктом 74 Правил N 861, в частности не выдало третьему лицу переоформленные документы о технологическом присоединении в установленные сроки.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд установил, что ОАО "Коммунэнерго", как организация, к чьим сетям опосредованно через сети иных лиц присоединен объект Курочкиной В.А., располагает информацией о полной схеме присоединения указанного объекта к электрическим сетям. Следовательно, сетевая организация располагает информацией о границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
В данном случае у ОАО "Коммунэнерго" имелась возможность переоформить акт об осуществлении технологического присоединения, в том числе в части описания границ балансовой принадлежности, соответствующих существующей схеме присоединения.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обратного Общество в материалы дела не представило.
Факт выявленных в деятельности Общества нарушений подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, что свидетельствует о наличии в деянии ОАО "Коммунэнерго" события вменяемого административного правонарушения.
Доказательств невозможности исполнения Обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, а также доказательств, свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, не представлено.
Приняв во внимание, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции правомерно признал доказанным наличие в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей в рассматриваемом случае согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, апелляционным судом не установлено.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности заявителя (статья 4.5 КоАП РФ) на момент вынесения постановления о назначении административного наказания ответчиком не пропущен.
Правовых и фактических оснований для замены назначенного нарушителю оспариваемым постановлением административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, соответствует требованиям статьи 29.13 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявления о признании незаконными постановления и представления Управления от 08.02.2022.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных апелляционным судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022 по делу N А28-2342/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Коммунэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приняв во внимание, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции правомерно признал доказанным наличие в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей в рассматриваемом случае согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
...
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности заявителя (статья 4.5 КоАП РФ) на момент вынесения постановления о назначении административного наказания ответчиком не пропущен.
Правовых и фактических оснований для замены назначенного нарушителю оспариваемым постановлением административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, соответствует требованиям статьи 29.13 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 февраля 2023 г. N Ф01-2329/22 по делу N А28-2342/2022