Нижний Новгород |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А28-7350/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.05.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "АКВА-Домостроительный комбинат"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.12.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023
по делу N А28-7350/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АКВА-Домостроительный комбинат" (ИНН: 4348034060, ОГРН: 1034316533107)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "Энергосбыт Плюс",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "АКВА-Домостроительный комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция) от 22.04.2021 N 62/1393/21П.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Энергосбыт Плюс" (далее - АО "Энергосбыт Плюс").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.12.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными и полагает, что произведенные АО "Энергосбыт Плюс" перерасчеты должны быть учтены в начислениях платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том расчетном периоде, в котором были осуществлены.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договора управления от 31.03.2020 N 4/03-20-А в спорный период осуществляло управление многоквартирным домом, расположенным по адресу Кировская область, город Киров, улица Заречная, дом 3 (далее - МКД N 3).
Инспекция на основании приказа от 26.03.2021 N 1393/2021 в период с 29.03.2021 по 22.04.2021 провела в отношении Общества внеплановую документарную проверку фактов, изложенных в обращениях, о ненадлежащем начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды (далее - ОДН) собственникам (нанимателям) помещений в МКД N3.
В ходе проверки установлено, что поставку электрической энергии в целях содержания общего имущества МКД N 3 осуществляет АО "Энергосбыт Плюс".
МКД N 3 оборудован тремя приборами учета электрической энергии "Меркурий-230" с заводскими номерами 15608859, 15612372, 15609421, которые в совокупности являются коллективным (общедомовым) прибором учета.
Произведенные собственникам (нанимателям) помещений МКД N 3 перерасчеты (снятия) платы за коммунальную услугу по электроснабжению на индивидуальное потребление привели к увеличению объема коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, предъявляемого к оплате потребителям.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в МКД N 3 от 26.03.2020 N 1/2020 принято решение о распределении объема коммунальных ресурсов, используемых при содержании общего имущества дома, в полном объеме между всеми собственниками жилых и нежилых помещений в доме.
При начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению на индивидуальное потребление за май 2020 года по квартире N 14 МКД N 3 был осуществлен перерасчет платы за соответствующую коммунальную услугу, в том числе за период январь - февраль 2020 года, ввиду отсутствия потребления соответствующего коммунального ресурса в жилом помещении в названный временной период.
Выполнение указанного перерасчета повлекло за собой изменение (увеличение) объема потребления электрической энергии на ОДН, в том числе в период с января по февраль 2020 года включительно, за который предъявление сверхнормативного объема потребления (исходя из показаний общедомового прибора учета) не допускалось.
Проверив расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН в указанном многоквартирном доме, Инспекция установила, что Общество при начислении и предъявлении в платежных документах платы за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, включило в объем потребления электрической энергии на ОДН за май 2020 года измененный в сторону увеличения объем электрической энергии за январь - февраль 2020 года, то есть за период, когда объем данного коммунального ресурса и плата за его предоставление рассчитывались и были уплачены собственниками (нанимателями) помещений дома исходя из норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества указанного дома.
По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при начислении платы за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества, за май 2020 года. Результаты проверки отражены в акте от 22.04.2021 N 62/1393/21А.
По итогам проверки Обществу выдано предписание 22.04.2021 N 62/1393/21П, (с учетом внесенных в него изменений), обязывающее устранить выявленные нарушения, а именно: произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальный ресурс (электрическая энергия), потребленный при содержании общего имущества МКД N 3, за май 2020 года собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 153, 157 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами N 354, Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу о законности и обоснованности обжалуемого предписания и отказал в удовлетворении заявления.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Суды установили и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что предписание выдано Инспекций в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги определен в Правилах N 354.
В пункте 40 Правил N 354 установлено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных данными правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, при котором потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Из пункта 44 Правил N 354 следует, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН, в случаях, установленных пунктом 40 данных правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к данным правилам.
До 01.07.2020 действовал второй абзац пункта 44 Правил N 354, согласно которому распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к данным правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Указанная норма ограничивала нормативом потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме объем соответствующей коммунальной услуги, распределяемой между потребителями для установления размера платы.
Суды установили и из материалов дела следует, что с учетом выполненного перерасчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению на индивидуальное потребление по квартире N 14 (корректировка объемов индивидуального потребления электрической энергии за январь - февраль 2020 года) Общество увеличило и предъявило к оплате потребителям МКД N 3 объем электрической энергии, потребленной на ОДН за названный период, когда объем соответствующего коммунального ресурса и плата за его предоставление рассчитывались, начислялись исходя из норматива потребления данного ресурса и была уплачена собственниками (нанимателями) помещений в доме.
Решение собственников о распределении объема коммунальных ресурсов, используемых при содержании общего имущества дома, в полном объеме между всеми собственниками жилых и нежилых помещений дома, принято 26.03.2020.
Таким образом, отнесение на собственников и предъявление к оплате сверхнормативного объема потребления коммунального ресурса за период, когда предъявление такого объема потребления не допускалось, является необоснованным.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае Общество осуществило начисление платы за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, с полным распределением между собственниками объемов потребления коммунального ресурса на ОДН за январь - февраль 2020 года без учета положений Правил N 354.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии у Инспекции достаточных оснований для выдачи Обществу спорного предписания.
Совокупность условий, необходимых для признания предписания недействительным, в данном случае отсутствует.
Установив, что выданное по результатам проверки предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на устранение допущенных нарушений, является исполнимым способом, не противоречащим положениям действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и правомерно отклонены, как основанные на неправильном толковании норм законодательства, действующего в спорный период.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 по делу N А28-7350/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АКВА-Домостроительный комбинат" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "АКВА-Домостроительный комбинат".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"До 01.07.2020 действовал второй абзац пункта 44 Правил N 354, согласно которому распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к данным правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае Общество осуществило начисление платы за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, с полным распределением между собственниками объемов потребления коммунального ресурса на ОДН за январь - февраль 2020 года без учета положений Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 мая 2023 г. N Ф01-2528/23 по делу N А28-7350/2021