Нижний Новгород |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А79-6757/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.07.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Соколовой Л.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Карусель Чебоксары"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.12.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023
по делу N А79-6757/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Резерв"
(ИНН: 2130114570, ОГРН: 1132130001277)
к Управлению культуры и развития туризма администрации города Чебоксары и
обществу с ограниченной ответственностью "Карусель Чебоксары"
(ИНН: 2130216124, ОГРН: 1202100000035)
о признании недействительными контрактов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное образование "город Чебоксары - столица Чувашской Республики"
в лице администрации города Чебоксары Чувашской Республики,
Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Резерв" (далее - ООО "Резерв") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к Управлению культуры и развития туризма администрации города Чебоксары (далее - Управление) и обществу с ограниченной ответственностью "Карусель Чебоксары" (далее - ООО "Карусель Чебоксары") о признании недействительными муниципальных контрактов от 30.05.2022 N 1, от 31.05.2022 N 2, от 31.05.2022 N 3 (с учетом уточнения иска в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "город Чебоксары - столица Чувашской Республики" в лице администрации города Чебоксары Чувашской Республики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.12.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Карусель Чебоксары" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. ООО "Карусель Чебоксары" указывает, что закупка произведена уполномоченным лицом в соответствии со своей компетенцией, выбор формы закупки не противоречит закону; оснований для признания оспариваемых муниципальных контрактов недействительными не имеется; действующим законодательством Российской Федерации не установлено требование к утверждению схемы размещения объектов досуга, в связи с чем, необходимость утверждению такой схемы отсутствует.
Подробно доводы ООО "Карусель Чебоксары" изложены в кассационной жалобе.
ООО "Резерв" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами ООО "Карусель Чебоксары", посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Управление и третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
ООО "Карусель Чебоксары", Управление и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Управление (заказчик) и ООО "Карусель Чебоксары" (исполнитель) подписали муниципальные контракты на оказание услуг досуга и отдыха от 30.05.2022 N 01 (батут), от 31.05.2022 N 02 (карусель) и от 31.05.2022 N 03 (паровоз), сроком действия до 15.12.2024 и ценой договоров 1 рубль каждый.
Контракты заключены без проведения торгов, посредством закупки у единственного поставщика со ссылкой на пункт 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 3 Технического задания на оказание услуги по организации досуга жителей города Чебоксары Приложения N 1 к контракту N 1 (далее -Техническое задание к контракту N 1) целями оказания услуги является обеспечение безопасности жизни и здоровья посетителей, сохранности имущества, охраны окружающей среды. Проведение необходимых организационных и технических мероприятий по безопасности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, действующим нормативам и правилам в области эксплуатации аттракционов, а также осуществления постоянного контроля за их выполнением.
Аналогичные цели оказания услуг содержатся в Техническом задании на оказание услуги по организации досуга жителей города Чебоксары Приложения N 1 к контрактам N 2 и 3 (далее - Техническое задание к контракту N 2, Техническое задание к контракту N 3).
Согласно пункту 7.1 Технического задания к контракту N 1 цена услуги составляет не более 100 рублей за одного человека на сеанс (не менее 5 минут) в первый год размещения батута, с последующей ежегодной индексацией на величину индекса потребительских цен, устанавливаемого на календарный год согласно прогнозу социально-экономического развития города Чебоксары.
В пункте 7.1 Технического задания к контракту N 2 указано, что цена услуги составляет не более 250 рублей за одного человека на сеанс (не менее 6 оборотов за 3 минуты) в первый год размещения карусели, с последующей ежегодной индексацией на величину индекса потребительских цен, устанавливаемого на календарный год согласно прогнозу социально-экономического развития города Чебоксары.
В соответствии с пунктом 6.1 Технического задания к контракту N 3 цена услуги составляет не более 250 рублей за одного человека на один круг катания на паровозике в первый год размещения паровозика, с последующей ежегодной индексацией на величину индекса потребительских цен, устанавливаемого на календарный год согласно прогнозу социально-экономического развития города Чебоксары.
Посчитав спорные контракты недействительными, ООО "Резерв" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 166 (пункт 1), 167 (пункт 1), 168 (пункт 2), 422 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 72 (часть 1) Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 8, 15 (часть 1), 24 (части 1, 2 и 5) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), статьями 4 (пункт 7), 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пунктом 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о том, что спорные контракты заключены неверным способом (без проведения торгов), что является нарушением требований Федерального закона N 44-ФЗ, и удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", как следует из частей 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции при проверке законности судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливает правильность применения норм материального права и норм процессуального права, а также проверяет соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Вместе с тем суд при принятии постановления самостоятельно определяет характер спорного правоотношения, возникшего между сторонами по делу, а также нормы законодательства, подлежащие применению, и может не применить законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункт 12 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
На основании статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится в том числе создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры.
Администрация города Чебоксары в целях исполнения пункта 17 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ приняла постановление от 12.11.2018 N 2171 "Об организации торгов на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары" (далее - Постановление N 2171), согласно пункту 3 которого Управление физической культуры и спорта администрации города Чебоксары заключает договора на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары и на комплексное развитие по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары по результатам торгов, а также осуществляет контроль за исполнением условий данных договоров.
При заключении оспариваемых муниципальных контрактов имело место размещение нестационарных объектов на оказание услуг досуга и отдыха на территории города Чебоксары на землях, находящихся в муниципальной собственности города Чебоксары.
Указанные объекты подлежат размещению в соответствии с Постановлением N 2171, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом N 131-ФЗ.
Постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 27.02.2020 N 411 утвержден Временный порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях и (или) земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на землях и (или) земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и расположенных на территории города Чебоксары (вместе с "Методикой расчета размера платы за размещение нестационарных торговых объектов на землях и (или) земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на землях и (или) земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и расположенных на территории города Чебоксары") (далее - Временный порядок).
Согласно пункту 1.2 Временного порядка данный порядок распространяется на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 1.4 Временного порядка размещение нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары осуществляется по итогам проведения торгов в форме открытого аукциона (далее - аукцион) либо в случаях, установленных настоящим Временным порядком, без проведения аукциона.
По итогам аукциона либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Временным порядком, лицо получает право на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Чебоксары.
По итогам аукциона либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Временным порядком, на основании выписки из протокола заседания комиссии по проведению аукциона с лицом, получившим право на размещение нестационарного торгового объекта, заключается договор на право размещения нестационарного торгового объекта (далее - Договор), который является основанием для размещения нестационарного торгового объекта на территории города Чебоксары.
Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары устанавливается администрацией города Чебоксары (далее - Порядок).
Без проведения аукциона размещение нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары осуществляется в следующих случаях:
признания аукциона несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям Порядка, установленного администрацией города Чебоксары;
признания аукциона несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе только одна заявка признана соответствующей требованиям Порядка, установленного администрацией города Чебоксары;
однократно по истечении срока договора аренды земельного участка, предоставленного для размещения нестационарного торгового объекта и заключенного до 01.03.2015, либо договора на право размещения нестационарного торгового объекта, заключенного до утверждения настоящего Временного порядка, лицам, надлежащим образом исполнившим свои обязанности.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Судами установлено и материалам дела не противоречит, что Управление в рамках Федерального закона N 44-ФЗ (закупка у единственного исполнителя) заключило с ООО "Карусель Чебоксары" муниципальные контракты на оказание услуг по организации досуга жителей города Чебоксары. Между тем спорные контракты заключены неверным способом, без соблюдения процедуры, установленной Временным порядком, чем нарушают публичные интересы, поскольку отсутствие публичных процедур способствовало созданию преимущественного положения ООО "Карусель Чебоксары" и лишило других хозяйствующих субъектов возможности реализовать свое право на заключение договора.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск ООО "Резерв".
Оснований для применения судами к спорным отношениям положений Федерального закона N 44-ФЗ не имелось, однако это не привело к принятию неправильных судебных актов.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 по делу N А79-6757/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карусель Чебоксары" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Карусель Чебоксары".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Судами установлено и материалам дела не противоречит, что Управление в рамках Федерального закона N 44-ФЗ (закупка у единственного исполнителя) заключило с ООО "Карусель Чебоксары" муниципальные контракты на оказание услуг по организации досуга жителей города Чебоксары. Между тем спорные контракты заключены неверным способом, без соблюдения процедуры, установленной Временным порядком, чем нарушают публичные интересы, поскольку отсутствие публичных процедур способствовало созданию преимущественного положения ООО "Карусель Чебоксары" и лишило других хозяйствующих субъектов возможности реализовать свое право на заключение договора.
...
Оснований для применения судами к спорным отношениям положений Федерального закона N 44-ФЗ не имелось, однако это не привело к принятию неправильных судебных актов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 июля 2023 г. N Ф01-3556/23 по делу N А79-6757/2022