Нижний Новгород |
|
19 июля 2023 г. |
Дело N А17-2972/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.07.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания":
Ершова Анатолия Витальевича, директора,
Бахаревой Е.Н. по доверенности от 01.07.2021,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.11.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.02.2023
по делу N А17-2972/2021,
по иску общества с ограниченной ответственностью
"Объединенная управляющая компания"
(ОГРН: 1113703001213, ИНН: 3703045321)
к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания"
(ОГРН: 1203700000976, ИНН: 3703023543)
об обязании ввести узел учета тепловой энергии в эксплуатацию
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Объединенная управляющая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания" (далее - Компания) об обязании ввести в эксплуатацию узел учета тепловой энергии.
Суд первой инстанции решением от 23.11.2022, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.02.2023, удовлетворил иск, обязав Компанию в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда ввести в эксплуатацию узел учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Ивановская область, город Кинешма, улица Воеводы Боборыкина, дом 29А, путем составления и подписания акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, теплоносителя.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы Компания указывает, что установленный с нарушением действующего порядка узел учета тепловой энергии не соответствует нормативным требованиям к месту его установки, установленным пунктами 5 и 19 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила N 1034); проект узла учета тепловой энергии не согласован с теплоснабжающей организацией, узел учета смонтирован не в соответствии с проектом, в связи с чем ввод спорного узла учета тепловой энергии (далее - УУТЭ) невозможен.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в заседании суда округа.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Компании - без удовлетворения.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечила явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, указанных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами, собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Ивановская область, город Кинешма, улица Воеводы Боборыкина, дом 29А (далее - МКД), принято решение об установке узла учета тепловой энергии, выборе общества с ограниченной ответственностью "ЖилСтройРемонт" в качестве подрядной организации, утверждении сметы на монтаж узла учета тепловой энергии, что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 1 от 06.02.2019.
Суды первой и апелляционной инстанции обратили внимание на следующее обстоятельство: в решении Арбитражного суда Ивановской области от 18.11.2020 по делу N А17-3915/2020, оставленном без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021, указано на выдачу Обществу соответствующих технических условий на разработку проекта коммерческого узла учета потребления тепловой энергии на отопление от 23.08.2019 муниципальным унитарным предприятием города Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети" (далее - Предприятие), ранее являвшимся теплоснабжающей организацией в отношении управляемого Обществом МКД.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 18.11.2020 по делу N А17-3915/2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021, акт осмотра узла учета тепловой энергии потребителя от 14.02.2020 признан недействительным; в удовлетворении требования об обязании Предприятия принять в эксплуатацию установленный в МКД узел учета тепловой энергии отказано, поскольку на момент рассмотрения спора судом Предприятие утратило статус единой теплоснабжающей организации и не является таковой для указанного МКД.
Из решения Арбитражного суда Ивановской области от 18.11.2020 по делу N А17-3915/2020 следует, что 16.07.2019 по результатам осмотра предполагаемого места установки УУТЭ Предприятием в присутствии Общества составлен акт согласования места установки узла учета тепловой энергии, согласно которому УУТЭ должен находиться на границе балансовой принадлежности сторон, то есть в стене МКД. Не согласившись с предложенным Предприятием местом установки УУТЭ, Общество установило узел учета тепловой энергии в подвальном помещении МКД в соответствии с проектом, выполненным ООО "Ивановская сервисная служба". Данная проектная документация не была согласована Предприятием в связи с проектируемым местом расположения УУТЭ - не на границе балансовой принадлежности.
По результатам осмотра УУТЭ сотрудниками Предприятия при участии представителя Общества составлен акт осмотра узла учета тепловой энергии потребителя от 14.02.2020, в соответствии с которым УУТЭ не допущен в эксплуатацию и не может применяться для коммерческих расчетов, так как установлен не на границе балансовой принадлежности, а проектная документация не согласована с ответчиком.
Как установили суды, с 01.07.2020 поставку тепловой энергии в данный МКД осуществляет Компания.
Общество 02.12.2020 направило Компании проектную документацию на установку УУТЭ, выполненную ООО "Ивановская сервисная служба" на основании выданных Предприятием технических условий.
Компания отказала Обществу в согласовании поступившей в ее адрес проектной документации, указав на установку УУТЭ не на границе балансовой принадлежности, и потребовала внести изменения в представленную документацию.
В дальнейшем Компания отказала Обществу во вводе спорного УУТЭ в эксплуатацию, ссылаясь на необходимость переноса УУТЭ в место, максимально приближенное к границе балансовой принадлежности.
По существу разногласия между сторонами сводятся к определению места установки узла учета тепловой энергии. Компания полагает, что в соответствии с положениями пунктов 5 и 19 Правил N 1034 УУТЭ может быть установлен исключительно на границе балансовой принадлежности.
Уклонение Компании от ввода спорного УУТЭ в эксплуатацию послужило Обществу основанием для обращения с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей Компании, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В пункте 5 Правил N 1034 также определено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Согласно пункту 17 Правил N 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями данных Правил, включает: получение технических условий на проектирование узла учета; проектирование и установку приборов учета; ввод в эксплуатацию узла учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; поверку, ремонт и замену приборов учета.
Пункт 44 Правил N 1034 устанавливает содержание проекта узла учета.
В соответствии с пунктом 51 Правил N 1034 теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия пункту 44 настоящих Правил. В случае непредоставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным.
Пунктом 61 Правил N 1034 предусмотрено, что смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.
В силу пункта 67 Правил N 1034 при отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (пункт 68 Правил N 1034).
Пунктом 64 Правил N 1034 установлено, какие документы представляются владельцем узла учета комиссии для ввода узла учета в эксплуатацию.
Пункт 66 Правил N 1034 определяет, какие обстоятельства проверяются комиссией при приемке узла учета в эксплуатацию.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (пункт 68 Правил N 1034).
В соответствии с пунктом 72 Правил N 1034 в случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Как установлено судами, Общество во исполнение обязанности по установке общедомового прибора учета тепловой энергии, установленной подпунктом "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установило УУТЭ, который, по мнению Компании, не может быть допущен к коммерческим расчетам.
Наличие технической возможности использования указанного УУТЭ Общества подтверждается материалами дела. В частности, заключением судебной технической экспертизы подтверждено, что разработанная ООО "Ивановская сервисная служба" проектная документация на установку в МКД, расположенном по адресу: Ивановская область, город Кинешма, улица Воеводы Боборыкина, дом 29А, узла учета тепловой энергии и расхода теплоносителя соответствует требованиям, предъявляемым к данной документации нормами действующего законодательства. Установленный на основании данной проектной документации узел учета тепловой энергии и расхода теплоносителя соответствует проектной документации, с технической точки зрения может быть использован для коммерческого учета расхода тепловой энергии и теплоносителя.
В решении Арбитражного суда Ивановской области от 18.11.2020 по делу N А17-3915/2020 указано на разработку проектной документации на УУТЭ управомоченной организацией, поскольку ООО "Ивановская сервисная служба" выдано свидетельство, в том числе на проведение работ по разработке проектно-сметной документации на инженерное оборудование, сети и системы.
Действующим законодательством определены условия ввода в эксплуатацию узла учета и, соответственно, обстоятельства, препятствующие его вводу в эксплуатацию. Выполнение Обществом условий для ввода спорного УУТЭ в эксплуатацию материалами дела не опровергается. Доказательства того, что имеются предусмотренные законодательством препятствия для ввода в эксплуатацию, в материалах дела отсутствуют.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из приоритета учетного способа определения количества поставленной тепловой энергии, суды первой и апелляционной инстанций установили, что работы по установке УУТЭ выполнены на основании выданных ранее действовавшей теплоснабжающей организацией технических условий; замечаний к проекту узла учета, предусмотренных, в частности, пунктом 44 Правил N 1034, Компания Обществу не представила; от ввода УУТЭ в эксплуатацию Компания отказалась, несмотря на размещение УУТЭ в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с учетом реальной возможности, однако замечаний, предусмотренных пунктом 66 Правил N 1034, Обществу не представила.
Следовательно, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о несоответствии размещения УУТЭ Общества положениям Правил N 1034.
Суды верно отметили, что Компания не опровергла представленные Обществом доказательства технической возможности ввода УУТЭ в эксплуатацию.
Следовательно, у Компании отсутствовали основания для отказа в согласовании проектной документации и, соответственно, основания для отказа во вводе УУТЭ в эксплуатацию.
Доводы Компании о возможности установки УУТЭ на границе балансовой принадлежности - на внешней стене МКД, являлись также предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и отклонены по изложенным в судебных актах мотивам, оснований не согласиться с которыми у суда округа, учитывая отсутствие полномочий для иной оценки доказательств и установленных фактических обстоятельств, не имеется.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела суд округа не установил.
Таким образом, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.11.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.02.2023 по делу N А17-2972/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В решении Арбитражного суда Ивановской области от 18.11.2020 по делу N А17-3915/2020 указано на разработку проектной документации на УУТЭ управомоченной организацией, поскольку ООО "Ивановская сервисная служба" выдано свидетельство, в том числе на проведение работ по разработке проектно-сметной документации на инженерное оборудование, сети и системы.
...
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из приоритета учетного способа определения количества поставленной тепловой энергии, суды первой и апелляционной инстанций установили, что работы по установке УУТЭ выполнены на основании выданных ранее действовавшей теплоснабжающей организацией технических условий; замечаний к проекту узла учета, предусмотренных, в частности, пунктом 44 Правил N 1034, Компания Обществу не представила; от ввода УУТЭ в эксплуатацию Компания отказалась, несмотря на размещение УУТЭ в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с учетом реальной возможности, однако замечаний, предусмотренных пунктом 66 Правил N 1034, Обществу не представила."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 июля 2023 г. N Ф01-3366/23 по делу N А17-2972/2021