Нижний Новгород |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А82-6655/2023 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Забурдаевой И.Л.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.08.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023
по делу N А82-6655/2023
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль"
(ИНН 7604012347, ОГРН 1027600677554)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
(ИНН 7604009440, ОГРН 1027600695154),
о признании незаконным и отмене постановления,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Керимова Надежда Сергеевна,
и установил:
акционерное общество "Газпром газораспределение Ярославль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление) от 11.04.2023 по делу N 076/04/9.21-1186/2022, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Керимова Надежда Сергеевна.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 11.08.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано, размер административного штрафа снижен до 50 000 рублей.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, считает, что суды неправильно применили нормы материального права. Сроки осуществления мероприятий по подключению установленные в соответствии с пунктом 121 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила N 1547) имеют приоритет над сроками, установленными пунктом 122 Правил N 1547, которые применяются только в тех случаях, когда домовладение по каким-либо причинам не было включено в действующую программу газификации. Мероприятия по подключению объекта капитального строительства были выполнены в установленные программой газификации сроки. Вывод судов о том, что на момент заключения договора план-график в установленном порядке утвержден не был, в связи с чем подлежат применению сроки, установленные в пункте 122 Правил N 1547, является несостоятельным.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Общества, просило оставить судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Керимова Н.С. в отзыве на кассационную жалобу, не согласилась с доводами Общества, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Приложенные к отзыву дополнительные документы подлежат возвращению Керимовой Н.С., поскольку сбор доказательств, их исследование и оценка на стадии кассационного производства не допускаются в силу ограничений, установленных в статьях 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
На основании части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, в Управление поступило заявление Керимовой Н.С. о нарушении Обществом сроков рассмотрения заявки на заключение договора в рамках догазификации.
Определением Управления от 30.11.2022 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении N 076/04/9.21-1186/2022 и назначено проведение административного расследования.
В ходе административного расследования Управление установил, что Общество является газораспределительной организацией, имеет установленный тариф на технологическое присоединение к сетям газораспределения, является субъектом естественной монополии.
Керимова Н.С. 03.08.2021 направила Обществу заявку на заключение договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределительной организации в рамках догазификации.
Общество 25.10.2021 направило Керимовой Н.С. проект договора N ЗФ-ТП-ДГ216/21.
Керимова Н.С. 15.11.2021 направила Обществу письмо, в котором уведомила газораспределительную организацию об отсутствии необходимости рассматривать заявку от 03.08.2021.
В эту же дату в адрес Общества поступило обращение Керимова Али Рагуфовича о заключении договора о подключении объекта капитального строительства, расположенного по адресу Ярославская область, Мышкинский район, д. Шамино, улица Тенистая, дом 3.
Общество 17.11.2021 направило Керимову А.Р. технические условия N ЗФ-ТУ000015280-21. Согласно пункту 11.1 технических условий исполнитель осуществляет разработку проектной документации на строительство газопровода от существующего газопровода до границы земельного участка, на котором расположено домовладение, диаметром 63 мм, протяженностью 270 м.
Керимов А.Р. 27.12.2021 подписал договор N ЗФ-ТП-ДГ-327/21 о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределительной сети.
В соответствии с пунктом 3 договора срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения и пуску газа определяется пообъектным графиком догазификации.
После утверждения пообъектного плана-графика догазификации стороны подписывают дополнительное соглашение к договору, в котором указывают срок выполнения мероприятий.
Управление установило, что по состоянию на дату заключения договора о подключении объекта капитального строительства Керимова А.Р. в региональной программе газификации отсутствовало указание на домовладение заявителя.
Объект капитального строительства Керимова А.Р. по адресу Ярославская область, Мышкинский район, д. Шамино, улица Тенистая, дом 3, включен в региональную программу "Газификация и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ярославской области" на 2017 - 2021 годы, утвержденную постановлением Правительства Ярославской области от 31.03.2017 N 252-п, 31.12.2021 (постановление Правительства Ярославской области от 31.12.2021 N 1025-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 31.03.2017 N 252-п").
Письмом от 06.04.2023 Правительство Ярославской области подтвердило данное обстоятельство.
Постановлением Правительства Ярославской области от 15.02.2022 N 81-п утверждена региональная программа "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ярославской области" на 2022 - 2031 годы, в пообъектный план-график догазификации которой включен объект капитального строительства Керимова А.Р. по адресу Ярославская область, Мышкинский район, д. Шамино, улица Тенистая, дом 3, со сроком выполнения мероприятий по догазификации в декабре 2022 года.
При этом Общество не заключило с Керимовым А.Р. дополнительное соглашение о продлении срока осуществления мероприятий по подключению объекта капитального строительства к сетям газораспределительной организации.
Проанализировав обстоятельства дела, Управление пришло к выводу о нарушении Обществом пункта 122 Правил N 1547.
Должностное лицо Управления составило протокол об административном правонарушении от 15.03.2023 и вынесло постановление от 11.04.2023 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество не согласилось с указанными постановлением, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Руководствуясь положениями АПК РФ, КоАП РФ, Правилами N 1547, Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации", Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводам о доказанности состава вмененного заявителю административного правонарушения и об отсутствии обстоятельств, исключающих применение административной ответственности, признав оспариваемое постановление незаконными в части размера назначенного наказания, снизил размер штрафа до 50 000 рублей и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии со статьей 4 Закона N 147-ФЗ услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения, определены Правилами N 1547.
Пунктом 3 Правил N 1547 установлен порядок подключения (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения, который состоит из следующих этапов: а) направление заявителем на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме согласно приложению N 1; б) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме согласно приложению N 2 с приложением технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора о подключении; в) выполнение заявителем и исполнителем условий договора о подключении; г) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме согласно приложению N 3; д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по типовой форме согласно приложению N 4.
Подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 5 Правил N 1547).
В соответствии с пунктом 54 Правил N 1547 для заявителей, подключение которых осуществляется в рамках догазификации, сроки осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) определяются в соответствии с разделом VII настоящих Правил.
В случае отсутствия в программе газификации домовладения заявителя срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках настоящего раздела не может превышать: 200 дней - в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью от 200 до 500 метров. Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) может быть продлен (пункт 122 Правил N 1547).
Суды установили и материалами дела подтверждено нарушение Обществом срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования Керимова А.Р. к сети газораспределения.
Довод Общества о применении в рассматриваемом случае пункта 121 Правил N 1547 суды обоснованно отклонили.
Согласно пункту 121 Правил N 1547 срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках настоящего раздела определяется программой газификации, содержащей мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем.
Суды установили, что договор подключения к сети газораспределения заключен с Керимовым А.Р. 27.12.2021. В соответствии с пунктом 3 договора после утверждения пообъектного плана-графика догазификации стороны подписывают дополнительное соглашение к договору, в котором указывают срок выполнения мероприятий.
Спорный объект капитального строительства включен в региональную программу газификации 31.12.2021.
После включения объекта капитального строительства Керимова А.Р. в региональную программу газификации дополнительное соглашение о продлении срока осуществления мероприятий по подключению объекта капитального строительства к сетям газораспределительной организации заключено не было.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что последующее включение объекта капитального строительства в региональную программу газификации без заключения дополнительного соглашения об установлении срока выполнения мероприятий не влечет применение к спорному договору срока осуществления мероприятий по подключению, указанного в региональной программе газификации.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и правомерно отказали ему в удовлетворении заявления.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, суды не усмотрели.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. При этом суд снизил размер штрафа до 50 000 рублей.
Административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей в данном случае согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), не противоречит положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности применения мер юридической ответственности.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.08.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023 по делу N А82-6655/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и правомерно отказали ему в удовлетворении заявления.
...
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
...
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. При этом суд снизил размер штрафа до 50 000 рублей.
Административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей в данном случае согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), не противоречит положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности применения мер юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 апреля 2024 г. N Ф01-230/24 по делу N А82-6655/2023