Нижний Новгород |
|
07 августа 2023 г. |
Дело N А82-16416/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.08.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Газпром межрегионгаз Ярославль"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.01.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023
по делу N А82-16416/2022
по заявлению акционерного общества "Газпром межрегионгаз Ярославль"
(ОГРН: 1027600680744, ИНН: 7604049153)
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы
по Ярославской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
акционерное общество "Газпром газораспределение Ярославль" (ИНН: 7604012347, ОГРН: 1027600677554), общество с ограниченной ответственностью "Моторгаз-транстехгаз" (ИНН: 5056002859, ОГРН: 1035010951293), общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервисная компания" (ИНН: 5018128145, ОГРН: 1085018005423), муниципальное унитарное предприятие городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области "Теплосервис" (ИНН: 7608036268, ОГРН: 1187627027147),
и установил:
акционерное общество "Газпром межрегионгаз Ярославль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 11.08.2022 N 6159/22 в части признания Общества нарушившим антимонопольное законодательство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Газпром газораспределение Ярославль", общество с ограниченной ответственностью "Моторгаз-транстехгаз", общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервисная компания" (далее - ООО "Теплоэнергосервисная компания"), муниципальное унитарное предприятие городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области "Теплосервис" (далее - МУП "Теплосервис").
Решением суда от 14.01.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила N 1245), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Общество прекратило поставку газа на котельные в 2020 году в соответствии с положениями Правил N 1245, в связи с тем, что договор между поставщиком и потребителем не заключался, то есть правовые основания для поставки газа отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление 22.05.2020 поступило обращение МУП "Теплосервис" на действия Общества относительно нарушения порядка введения ограничения подачи (поставки) газа на объекты заявителя.
По результатам рассмотрения обращения Управления письмом от 25.08.2020 N 8911/07-04 отказало в возбуждении в отношении Общества дела о нарушении антимонопольного законодательства и не указало на результат рассмотрения обращения в части, касающейся этого лица.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.03.2021 по делу N А82-14925/2020 отказ Управления в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению МУП "Теплосервис" от 22.05.2020 признан незаконным, на Управление возложены обязанности повторно рассмотреть указанное заявление в установленный законом срок и принять по нему решение.
Во исполнение указанного судебного акта возбуждено дело N 076/01/10- 1094/2021.
В ходе рассмотрения дела Управление установило, что МУП "Теплосервис" на праве хозяйственного ведения принадлежат объекты централизованного горячего водоснабжения на территории города Переславля-Залесского, является организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, и исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению.
Постановлением Администрации городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области (далее - Администрация) от 08.10.2018 N ПОС.03-1571/18 МУП "Теплосервис" присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории города Переславля-Залесского.
На основании постановления Администрации от 20.09.2018 МУП "Теплосервис" передана котельная в пос. Молодежный на праве хозяйственного ведения.
ООО "Теплоэнергосервисная компания" и МУП "Теплосервис" 23.09.2019 заключили договор безвозмездного пользования котельной в мкр. Чкаловский.
В связи с нарушением ООО "МЭС" обязательств по оплате в июне 2019 года в рамках договорных отношений с ООО "МЭС" была ограничена поставка газа на котельную пос. Молодежный.
На основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа города Переславль-Залесский N 14 от 25.09.2019 в целях предупреждения чрезвычайной ситуации в отопительный период Общество 26.09.2019 возобновило поставку газа на котельную в пос. Молодежный, что подтверждается актом о снятии пломб от 26.09.2019 на котельных.
В целях обеспечения бесперебойного теплоснабжения населения и социально значимой категории потребителей коммунального ресурса (тепловой энергии) 19.11.2019 Общество и МУП "Теплосервис" заключили соглашения N 60-2-0823/19 и N 60-2-0814/19, которыми определен порядок перечисления денежных средств на счет Общества в целях оплаты поставленного на котельные природного газа.
Общество 12.05.2020 направило акционерному обществу "Газпром газораспределение Ярославль" (далее - АО "Газпром газораспределение Ярославль") уведомление о прекращении подачи газа в котельные ввиду отсутствия договора поставки газа, заключенного с МУП "Теплосервис".
АО "Газпром газораспределение Ярославль" 21.05.2020 ввело ограничение поставки газа на котельные пос. Молодежный и мкр. Чкаловский в связи с окончанием отопительного сезона и отсутствием между Обществом и МУП "Теплосервис" договорных отношений, что подтверждается актами наряда на отключение газоиспользующего оборудования жилых зданий от 21.05.2020.
В отношении котельной пос. Молодежный 22.06.2020 между Обществом и МУП "Теплосервис" заключен договор поставки газа N 60-4-8172/20.
Срок действия договора - с момента заключения договора по 31.08.2020.
Дополнительными соглашениями от 31.08.2020, от 25.12.2020, от 17.05.2021, от 19.11.2021 действие договора продлено до 31.12.2022.
Вместе с тем подача газа на котельную в пос. Молодежный возобновлена 25.06.2020, что подтверждается актом от 25.06.2020 (письмо Общества от 25.06.2020 N 07Э/857 о необходимости возобновления подачи газа на котельную пос. Молодежный).
Общество 02.07.2020 направило в адрес МУП "Теплосервис" и главы городского округа Переславль-Залесский уведомление о том, что МУП "Теплосервис" должно прекратить отбор газа на котельной в мкр. Чкаловский с 06.07.2020 в связи с окончанием срока действия соглашения.
Общество 07.07.2020 направило в адрес АО "Газпром газораспределение Ярославль" уведомление о необходимости введения ограничения поставки газа на котельную в мкр. Чкаловский.
АО "Газпром газораспределение Ярославль" отключило 15.07.2020 газопотребляющее оборудование котельной мкр. Чкаловский, что подтверждается актом наряда на отключение газоиспользующего оборудования жилых зданий.
Решением Переславского районного суда от 17.07.2020 по делу N 2-908/20 действия Общества по прекращению поставки газа на котельные признаны незаконными.
Общество 17.07.2020 направило в адрес АО "Газпром газораспределение Ярославль" уведомление о необходимости возобновления подачи газа на котельную в мкр. Чкаловский в связи с решением Переславского районного суда от 17.07.2020 по делу N 2-908/20.
С 21.07.2020 подача газа на котельную в мкр. Чкаловский возобновлена, что подтверждается актом о снятии пломб от 21.07.2020.
Рассмотрев материалы дела, Управление пришло к выводу, что действия ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль" по инициированию процедуры ограничения поставки газа на котельные в пос. Молодежный и мкр. Чкаловский нарушают права добросовестных абонентов, подключенных к сетям указанных котельных и получающих коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Руководствуясь пунктом 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктом 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом от 01.02.2012 (далее - Обзор практики), Управление установило, что действия Общества по инициированию процедуры ограничения поставки газа на котельные в мкр. Чкаловский и пос. Молодежный являются неправомерными и нарушают запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ и по результатам рассмотрения дела N 076/01/10-1094/2021 комиссия УФАС приняла решение от 11.08.2022 о признании Общества лицом, нарушившим часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Общество оспорило указанное решение в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 135-ФЗ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами N 1245, суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения Управления и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона N 135-ФЗ его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно пункту 10 статьи 4 Закона N 135-ФЗ монополистической деятельностью признается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов (часть 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ).
Для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона N 135-ФЗ.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Для квалификации действий по данной статье должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции, либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке. При этом угроза наступления указанных негативных последствий рассматривается как нарушение антимонопольного законодательства.
В ходе проведенного анализа рынка от 26.05.2022 антимонопольным органом выявлено, что Общество на рынке поставки природного газа в границах городского округа Переславль-Залесский (в границах присоединенной сети) занимает доминирующее положение. Доля рынка, занимаемая Обществом, равна 100%. Следовательно, на Общество распространяются установленные частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запреты и ограничения.
В пункте 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с пунктом 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила N 1245), основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются: а) угроза жизни и (или) здоровью человека и (или) причинение вреда окружающей среде; б) авария на газораспределительной (газотранспортной) сети и (или) сети газопотребления, посредством которых осуществляется транспортировка газа до потребителя, или угроза ее возникновения, а также проведение работ по предотвращению, локализации такой аварии или устранению ее последствий; в) ремонт газораспределительной (газотранспортной) сети, посредством которой осуществляется транспортировка газа до потребителя, за исключением ремонта, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил; г) отсутствие правовых оснований для подачи (поставки) и отбора газа, а также использование газоиспользующего оборудования с нарушением положений законодательства Российской Федерации; д) введение в действие графиков перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях и (или), графиков аварийного газоснабжения, которыми в отношении соответствующего потребителя предусмотрено полное ограничение подачи (поставки) и отбора газа; е) полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение - обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более трех раз в течение двенадцати месяцев.
Заявитель указал, что прекращение газоснабжения котельных осуществлено на основании подпункта "г" пункта 2 Правил N 1245 в связи с тем, что договор с МУП "Теплосервис" не заключался.
Потребитель имеет право на получение услуг в необходимых объемах надлежащего качества, исполнитель услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и не допускать нарушения технологических процессов и снижения качества услуг (пункты 31, 33 Правил N 354).
Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и подпункте "б" пункта 117 настоящих Правил (пункт 121 Правил N 354).
Согласно подпунктам "а", "б" и "д" пункта 115 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае: возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания исполнительного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.
В силу подпункта "б" пункта 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через десять рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Суды установили и это материалам дела не противоречит, что прекращена поставка газа на котельную в пос. Молодежный период с 21.05.2020 по 25.06.2020, в мкр. Чкаловский - с 21.05.2020 по 25.06.2020 и с 15.07.2020 по 21.07.2020.
Из решения Переславского районного суда Ярославской области от 17.07.2020 по делу N 2-908/2020 следует, что правоотношения по поставке газа между Обществом и МУП "Теплосервис" являлись сложившимися.
МУП "Теплосервис" осуществляет горячее водоснабжение и предоставляет коммунальную услугу по теплоснабжению на территории города Переславля-Залесского. Спорные котельные предназначены для теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей, которые подключены к сетям котельных, расположенных в пос. Молодежный и мкр. Чкаловский, в том числе МОУ "Средняя школа N 2", Воинская часть N 7440, МДОУ "Детский сад "Солнышко".
Прекращение подачи газа на спорные котельные ресурсоснабжающей организацией противоречит закону, поскольку не учтены интересы абонентов МУП "Теплосервис", своевременно оплачивающих использованные коммунальные ресурсы, и влечет угрозу нарушения права потребителей на получение коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к правильным выводам, что действия Общества не свидетельствуют о соблюдении им требований Правил N 1245 и что Управление доказало нарушение Обществом части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, поэтому правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 по делу N А82-16416/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Газпром межрегионгаз Ярославль" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпунктам "а", "б" и "д" пункта 115 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае: возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания исполнительного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.
В силу подпункта "б" пункта 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через десять рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 августа 2023 г. N Ф01-4414/23 по делу N А82-16416/2022