Нижний Новгород |
|
30 августа 2023 г. |
Дело N А31-4662/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.08.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Когута Д.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Исаковой Н.М. (доверенность от 28.06.2022),
от третьего лица: Куренкова А.И. (доверенность от 23.08.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Управления Федерального казначейства по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 23.01.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023
по делу N А31-4662/2022
по заявлению Департамента экономического развития Костромской области
(ИНН: 4401055340, ОГРН: 1054408684110)
о признании недействительными представления Управления Федерального казначейства по Костромской области от 25.01.2022 N 41-12-46/18-599 и предписания от 25.01.2022 N 41-12-46/18-600,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное автономное учреждение "Агентство инвестиций и развития предпринимательства Костромской области",
и установил:
Департамент экономического развития Костромской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительными представления Управления Федерального казначейства по Костромской области (далее - УФК по Костромской области, Казначейство, надзорный орган) от 25.01.2022 N 41-12-46/18-599 и предписания от 25.01.2022 N 41-12-46/18-600.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное автономное учреждение "Агентство инвестиций и развития предпринимательства Костромской области" (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 23.01.2023 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 решение суда оставлено без изменения.
УФК по Костромской области не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По мнению Казначейства, оспариваемые представление и предписание являются законными и обоснованными, поскольку неисполненные обязательства Учреждения, источником финансового обеспечения которых являются неиспользованные на 01.01.2021 года остатки субсидий, отсутствовали; оснований для согласования использования остатка средств субсидии у Департамента не имелось.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании, а также представитель Департамента отклонили доводы надзорного органа.
Казначейство заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Министерство экономического развития Российской Федерации и администрация Костромской области заключили соглашение от 13.02.2019 N 139-09-2019-195 (в редакции дополнительного соглашения от 24.12.2019) о предоставлении из федерального бюджета в 2019 году бюджету Костромской области субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 139, раздел 04, подраздел 12, целевая статья 15 2 15 55270, вид расходов 523 в рамках федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316.
В пункте 1.2 соглашения от 13.02.2019 N 139-09-2019-195 указано, что предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результатов федерального проекта по субъекту согласно приложениям N 1 и 2 к соглашению, утвержденным постановлением администрации Костромской области от 18.08.2015 N 301-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Экономическое развитие Костромской области на период до 2025 года".
На основании пункта 3.1 соглашения от 13.02.2019 N 139-09-2019-195 субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете (сводной бюджетной росписи федерального бюджета) на 2019 финансовый год, плановый период 2020 - 2021 годов, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств федерального бюджета на финансовый год.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3.2 соглашения от 13.02.2019 N 139-09-2019-195 одним из условий предоставления субсидии является наличие правового акта Костромской области об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, указанного в пункте 1.2 соглашения.
Уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и представлению отчетности является Департамент экономического развития Костромской области (пункт 6.1.1 соглашения от 13.02.2019 N 139-09-2019-195).
В силу пункта 4.3.7 соглашения от 13.02.2019 N 139-09-2019-195 субъект обязуется возвратить в федеральный бюджет не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
В целях реализации данного соглашения Департамент и Учреждение заключили соглашение от 13.03.2020 N 20-2020-00145 о предоставлении из бюджета Костромской области в 2020 году /2021 - 2022 годах субсидии Учреждению на цели, связанные с выполнением государственного задания, согласно приложению N 1 и приложению N 2 к соглашению, утвержденным постановлением администрации Костромской области от 18.08.2015 N 301-а "Экономическое развитие Костромской области на период до 2025 года".
Согласно пунктам 4.2.3, 4.2.3.1 и 4.2.3.2 соглашения от 13.03.2020 N 20-2020-00145 учредитель вправе принимать в установленном бюджетном законодательством Российской Федерации порядке решение о наличии или отсутствии потребности в направлении в 2021 году остатка субсидии, неиспользованного в 2020 году, а также об использовании средств, поступивших в 2021 году Учреждению от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, возникшей от использования субсидии, на цели, указанные в приложении N 1 к настоящему соглашению, не позднее 20 рабочих дней после получения от Учреждения следующих документов, обосновывающих потребность в направлении остатка субсидии на цели, указанные в приложении N 1 к настоящему соглашению: выписку с лицевого счета Учреждения, подтверждающую наличие остатка субсидии на конец 2020 года с пояснительной запиской, объясняющей причины неиспользования субсидии; расчеты и обоснования на использование данных средств в 2021 году.
УФК по Костромской области провело в отношении Департамента выездную проверку предоставления и использования субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетным (автономным) учреждениям, источником которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, имеющих целевое назначение.
В ходе проверки установлено, что в нарушение абзаца четвертого пункта 1 статьи 78.1, пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), подпункта "а" пункта 7, пункта 8 Общих требований к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203 (далее - Требования N 203), пункта 16 Порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели государственному автономному учреждению, в отношении которого функции и полномочия учредителя осуществляет департамент экономического развития Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 28.12.2020 N 639-а (далее - Порядок N 639-а), Департамент неправомерно согласовал к использованию Учреждением в 2021 году остатка средств неиспользованных по состоянию на 1 января 2021 года субсидий на иные цели, источником которых являются целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 17 180 976,85 рубля, не обеспеченных неисполненными обязательствами Учреждения, подтвержденных документально, и не исполнил обязанности по возврату в федеральный бюджет неиспользованного по состоянию на 01.01.2021 остатка средств субсидии в соответствии с пунктом 4.3.7 соглашения от 13.02.2019 N 139-09-2019-195, заключенного между Министерством экономического развития Российской Федерации и администрацией Костромской области.
В целях устранения выявленного нарушения Казначейство выдало Департаменту представление от 25.01.2022 N 41-12-46/18-599 с требованием в срок до 01.03.2022 принять меры по устранению причин и условий нарушения, а также предписание от 25.01.2022 N 41-12-46/18-600, которым на Департамент возложена обязанность возместить причиненный ущерб Российской Федерации в сумме 17 180 976,85 рублей.
Департамент не согласился с представлением и предписанием надзорного органа и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 78, 78.1, 242, 306.1 БК РФ, пунктами 7, 8 Требований N 203, Арбитражный суд Костромской области пришел к выводам, что представление и предписание Казначейства не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Департамента, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов) (подпункт 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
На основании абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (абзац четвертый пункта 1 статьи 78.1 БК РФ).
В пункте 1 статьи 242 БК РФ установлено, что операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (пункт 3 статьи 242 БК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 242 БК РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источников финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
В силу части 3.18 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться автономными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.
Требования N 203 устанавливают порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 Требований N 203 в целях определения порядка осуществления контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии и ответственности за их несоблюдение в правовом акте указывается положение о порядке принятия органом-учредителем или учреждением, осуществляющим в установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами случаях функции и полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии.
При определении положения о принятии органом-учредителем решений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего документа, в правовом акте предусматривается положение о предоставлении учреждением информации о наличии у учреждения неисполненных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий и (или) средства от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, а также документов (копий документов), подтверждающих наличие и объем указанных обязательств учреждения (за исключением обязательств по выплатам физическим лицам) (пункт 8 Требований N 203).
Во исполнение пункта 1 статьи 78.1 БК РФ и Требований N 203 администрация Костромской области постановлением от 28.12.2020 N 639-а утвердила Порядок определения объема и условий предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели государственному автономному учреждению, в отношении которого функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент экономического развития Костромской области (далее - Порядок N 639-а).
В пункте 16 Порядка N 639 установлено, что Учреждение не позднее 10 февраля текущего финансового года представляет учредителю информацию о наличии у Учреждения неисполненных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий и (или) средства от возврата ранее произведенных учреждением выплат, а также документы (копии документов), подтверждающие наличие и объем указанных обязательств учреждения (за исключением обязательств по выплатам физическим лицам).
На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что Учреждение в соответствии с пунктами 4.2.3, 4.2.3.1 и 4.2.3.2 соглашения от 13.03.2020 N 20-2020-00145 направило в Департамент письмо от 28.01.2021 N 27 с приложением документов, подтверждающих наличие потребности в направлении в 2021 году остатка субсидии, а именно: пояснительную записку, подтверждающую наличие остатка субсидии в размере 17 181 759,39 рубля и содержащую причины неполного освоения средств (отмена выставочно-ярмарочных мероприятий на территории Российской Федерации, запрет на проведение региональных бизнес-миссий в онлайн-режиме, ограничение количества участников публичных мероприятий и т.д.), выписку из лицевого счета от 29.12.2020, подтверждающую наличие остатка, детализацию предполагаемого расходования средств остатка субсидии.
Департамент, проанализировав представленные Учреждением документы и сведения и установив, что по состоянию на конец 2020 года имеется остаток субсидии, издал приказ от 02.02.2021 N 9 об утверждении направлений расходования остатков средств федерального бюджета и бюджета Костромской области в 2021 году, не использованных Учреждением в 2020 году.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанной потребность Учреждения в использовании остатка субсидии, предоставленной в рамках соглашения от 13.03.2020 N 20-2020-00145, в 2021 году; согласование использования остатка средств субсидии произведено Департаментом в соответствии с соглашением от 13.03.2020 N 20-2020-00145, Требованием N 203 и Порядком N 639.
Кроме того, суды приняли во внимание, что Министерство экономического развития Российской Федерации со своей стороны согласовало направления расходования остатка субсидии, о чем свидетельствует протокол заочного заседания экспертной группы, привлекаемой для работы по согласованию изменений в направлениях расходов (смет) и ключевых показателях эффективности в рамках реализации мероприятий федеральных проектов "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" и "Популяризация предпринимательства" от 13.04.2021.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что надзорным органом в ходе проверки не выявлено нарушений в части установленных Департаментом направлений расходования остатка средств субсидии, суды правомерно признали недействительными представление от 25.01.2022 N 41-12-46/18-599 и предписание от 25.01.2022 N 41-12-46/18-600.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом подробного рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по делу N А31-4662/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При определении положения о принятии органом-учредителем решений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего документа, в правовом акте предусматривается положение о предоставлении учреждением информации о наличии у учреждения неисполненных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий и (или) средства от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, а также документов (копий документов), подтверждающих наличие и объем указанных обязательств учреждения (за исключением обязательств по выплатам физическим лицам) (пункт 8 Требований N 203).
Во исполнение пункта 1 статьи 78.1 БК РФ и Требований N 203 администрация Костромской области постановлением от 28.12.2020 N 639-а утвердила Порядок определения объема и условий предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели государственному автономному учреждению, в отношении которого функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент экономического развития Костромской области (далее - Порядок N 639-а)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 августа 2023 г. N Ф01-5183/23 по делу N А31-4662/2022