Нижний Новгород |
|
31 августа 2023 г. |
Дело N А82-19082/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.08.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Домрачевой Н.Н., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
федерального государственного казенного учреждения "Логистический центр N 66"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.01.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.05.2023
по делу N А82-19082/2022
по заявлению федерального государственного казенного учреждения комбинат
"Октябрьский" Управления Федерального агентства по государственным резервам
по Центральному федеральному округу (ИНН: 7607008349, ОГРН: 1027600985961)
о признании незаконным и об отмене постановления Центральноого управления
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о привлечении к административной ответственности
и установил:
федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Октябрьский" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (в настоящее время федеральное государственное казенное учреждение "Логистический центр N 66", далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) о назначении административного наказания от 07.11.2022 N 10.2-Пс/149-212/9640вн-2022. Указанным постановлением Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением суда от 24.01.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано, размер назначенного штрафа снижен до 100 000 рублей.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.05.2023 решение суда оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с нарушением части 2 статьи 28.4, статей 28.2 и 28.5 КоАП РФ (нарушен срок вынесения постановления, неправильно установлена дата совершения административного правонарушения, не указано, какие нормы закона нарушены Учреждением). Представленные в дело документы подтверждают, что Учреждение приняло все зависящие от него меры для эксплуатации спорных объектов с соблюдением установленных норм и правил и своевременно исполнило обязанность по восстановлению антикоррозийного покрытия трубопровода. Выявленное нарушение является малозначительным. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в соответствии с предписанием на выполнение задания от 10.08.2022 прокуратура Фрунзенского района города Ярославля провела в отношении Учреждения проверку исполнения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в ходе которой выявила нарушения статей 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пункта 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 N 420, статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ).
Прокуратура установила, что Учреждение не обеспечило восстановление антикоррозийного покрытия трубопровода в районе резервуаров (РВС) 39 и 54, что не соответствует пункту 8.2 заключения экспертизы промышленной безопасности N 18-ЗС-23254-2019, обеспечивающего безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта, пункту 113 Руководства по безопасности "Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов", утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.12.2012 N 784, пункту 7.61 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 232, пункту 10.1.2 ГОСТ 32569-2013 "Межгосударственный стандарт. Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах".
Усмотрев в действиях (бездействии) Учреждения состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, заместитель прокурора Фрунзенского района города Ярославля принял постановление от 05.09.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении и направил материалы для рассмотрения в Управление.
По результатам рассмотрения дела постановлением Управления от 07.11.2022 N 10.2-Пс/149-2012/9640вн-2022 Учреждению назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Учреждение оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона N 116-ФЗ, суд первой инстанции признал доказанным состав вмененного Учреждению административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу. Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд счел возможным применить положения статьи 4.1 КоАП РФ и снизить назначенный штраф до 100 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В части 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Закон N 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
На основании статьи 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В статье 3 Закона N 116-ФЗ предусмотрено, что к требованиям промышленной безопасности относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе N 116-ФЗ, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения данного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 данного закона).
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ).
В части 1 статьи 5 Закона N 384-ФЗ установлено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Материалы дела свидетельствуют, суды установили, что Учреждение эксплуатирует опасный производственный объект (участки технологического трубопровода), следовательно, обязано соблюдать требования действующего законодательства.
Согласно заключению экспертизы промышленной безопасности N 18-ЗС-23254-2019 на объекте местами нарушено антикоррозионное покрытие трубопровода, что не соответствует пункту 7.61 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 232, пункту 113 Руководства по безопасности "Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов", утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.12.2012 N 784, пункту 10.1.2 ГОСТ 32569-2013 "Межгосударственный стандарт. Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах".
По результатам экспертизы промышленной безопасности разработаны мероприятия по приведению участков трубопровода в соответствие с требованиями промышленной безопасности, указано на необходимость для целей безопасной эксплуатации до ноября 2021 года восстановить антикоррозионное покрытие трубопровода.
В соответствии с пунктом 113 Рекомендаций по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.12.2012 N 784, действовавших до 01.09.2022, при прокладке трубопроводов рекомендуется обеспечить, в том числе изоляцию и защиту трубопроводов от коррозии, атмосферного и статического электричества.
В силу пункта 7.61 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 232, действовавших до 01.01.2021, наружная поверхность стальных трубопроводов должна быть надежно защищена от коррозии, вызываемой воздействием окружающей среды, и иметь защиту от блуждающих токов.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 N 529 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов" (далее - Правила N 529).
На основании пункта 134 Правил N 529 эксплуатация и обслуживание технологических трубопроводов должны обеспечивать их соответствие требованиям проектной документации (документации на техническое перевооружение) в течение всего срока эксплуатации технологических трубопроводов.
В пункте 135 Правил N 529 предусмотрено, что организации, осуществляющие эксплуатацию технологических трубопроводов, обязаны обеспечивать их безопасную эксплуатацию, контроль за проведением ревизии и ремонта, а также за проведением оценки их соответствия требованиям Закона N 116-ФЗ.
Из пунктов 140 и 141 Правил N 529 следует, что технологические трубопроводы, прокладываемые на территории складов нефти и нефтепродуктов, должны обеспечивать безопасную их эксплуатацию, выполнение работ по обслуживанию, ремонту и замене. Технологические трубопроводы должны выполняться из электросварных и бесшовных труб, в том числе с антикоррозионным покрытием. Выбор труб должен осуществляться в зависимости от свойств транспортируемых пожаровзрывоопасных веществ и рабочих параметров и обосновываться в проектной документации (документации на техническое перевооружение).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.12.2021 N 444 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов".
Согласно подпункту "г" пункта 27 указанных правил при прокладке технологических трубопроводов должна быть обеспечена защита технологических трубопроводов от коррозии, атмосферного и статического электричества.
Согласно пункту 10.1.2 ГОСТ 32569-2013 "Межгосударственный стандарт. Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствахN , введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.04.2014 N 331-ст, прокладка трубопроводов должна обеспечивать, помимо прочего, изоляцию и защиту трубопроводов от коррозии, атмосферного и статического электричества.
Из приведенных норм следует, что Учреждение обязано обеспечить защиту трубопроводов от коррозии, несмотря на утрату силы некоторых нормативных положений, ссылки на которые имеются в заключении экспертизы промышленной безопасности N 18-ЗС-23254-2019.
Исследовав и оценив материалы дела, суды установили, что в нарушение указанных норм на момент проведения проверочных мероприятий антикоррозийное покрытие трубопровода в районе резервуаров 39, 54 Учреждением не восстановлено. Последующее устранение выявленных при проверке нарушений не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Учреждение приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
Как верно указали суды, отсутствие достаточного финансирования не может служить основанием для освобождения Учреждения от выполнения им требований действующего законодательства и не является обстоятельством, освобождающим юридическое лицо от административной ответственности.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение (статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ) суды не усмотрели.
Назначенное Учреждению административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суд первой инстанции учел все обстоятельства, влияющие на размер наказания, в связи с чем административный штраф снижен судом до 100 000 рублей, что составляет половину минимального размера штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Утверждение заявителя о том, что в указанную в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.09.2022 дату (15.08.2022) проверка в отношении Учреждения не проводилась, отклоняется, как противоречащее материалам дела.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, в рассматриваемом случае соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Ссылка Учреждения о наличии процессуальных нарушений, допущенных при возбуждении дела об административном правонарушении, не может быть принята во внимание в силу следующего.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП основанием для отмены постановления об административном правонарушении являются существенные нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Нарушение срока вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении судами оценено как не являющееся существенным недостатком, исключающим производство по делу, поскольку им подтверждается факт правонарушения и оно вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Основания для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо на стадии кассационного производства.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.05.2023 по делу N А82-19082/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Логистический центр N 66" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Назначенное Учреждению административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суд первой инстанции учел все обстоятельства, влияющие на размер наказания, в связи с чем административный штраф снижен судом до 100 000 рублей, что составляет половину минимального размера штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
...
Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Нарушение срока вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении судами оценено как не являющееся существенным недостатком, исключающим производство по делу, поскольку им подтверждается факт правонарушения и оно вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 августа 2023 г. N Ф01-5307/23 по делу N А82-19082/2022