Нижний Новгород |
|
01 сентября 2023 г. |
Дело N А43-36108/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.09.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Домрачевой Н.Н.,
при участии представителей
от Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог": Поваляева М.В. (доверенность от 28.12.2022),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области: Копытовой О.Г. (доверенность от 12.01.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А43-36108/2022,
по заявлению Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" (ОГРН: 1025202393886, ИНН: 5257056163)
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по делу от 18.08.2022 N АБ/20064/22,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное казенное учреждение Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области", общество с ограниченной ответственностью "Ай Ди Консалтинг", общество с ограниченной ответственностью "Информ-Альянс",
и установил:
Государственное казенное учреждение Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) по делу от 18.08.2022 N АБ/20064/22.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области", общество с ограниченной ответственностью "Ай Ди Консалтинг" (далее - ООО "Ай Ди Консалтинг"), общество с ограниченной ответственностью "Информ-Альянс".
Решением суда от 14.03.2023 заявленное требование удовлетворено в части.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 08.06.2023 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению Управления, в связи с установлением судами нарушения со стороны заказчика требований конкурсной документации, в действиях Учреждения усматривается нарушение части 1 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Учреждение в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов Управления.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим в Управление обращением, содержащим информацию о нарушении Учреждением и его конкурсной комиссией законодательства о контрактной системе в сфере закупок, на основании приказа руководителя Управления от 22.07.2022 N 252/22 в период с 25.07.2022 по 05.08.2022 в отношении Учреждения проведено внеплановое контрольное мероприятие.
При проведении контрольного мероприятия Управлением установлено, что 15.06.2021 в Единой информационной системе и на сайте электронной площадки АО "РАД" размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на определение подрядчика по объекту закупки "Оснащение категорированного объекта транспортной инфраструктуры инженерно-техническими системами (средствами) обеспечения транспортной безопасности на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Нижегородской области: - Мост ч/р р. Пьяна на км 23+003 на а/д (22 ОП РЗ 22К-0055) Бутурлино - Сурадеево - Гагино, Бутурлинский район, Нижегородская область, реестровый номер ДХА0010726, 2 категория, длина 152,54 м" (номер извещения 0832200006621000674) и документация об электронном конкурсе.
Заказчиком закупки является Учреждение. Уполномоченным учреждением выступило государственное казенное учреждение Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" (далее - ГКУ НО "ЦРЗ НО").
Начальная (максимальная) цена контракта составила 44 109 900 рублей.
Итоги открытого конкурса в электронной форме подведены 14.07.2021.
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 14.07.2021 N ППИ1 ООО "Ай Ди Консалтинг" признано победителем открытого конкурса в электронной форме. Заявка ООО "Ай Ди Консалтинг" признана соответствующей требованиям конкурсной документации и Закона N 44-ФЗ.
По результатам рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме 26.07.2021 между Учреждением и ООО "Ай Ди Консалтинг" заключен контракт.
Управление пришло к выводу, что Учреждением нарушены требования частей 1, 2 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ при проведении данной закупки.
Управление вынесено решение от 18.08.2022 N 92-АВ, материалы дела передать уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Закона N 44-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Учреждение не нарушило часть 1 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ, и признал незаконным решение Управления в этой части. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статье 3 Закона N 44-ФЗ под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В силу частей 1, 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).
Согласно статье 7 Закона N 44-ФЗ открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент размещения документации) по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Суды установили, что итоги открытого конкурса в электронной форме подведены 14.07.2021, о чем составлен протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме N ППИ1.
ООО "Ай Ди Консалтинг" признано победителем открытого конкурса в электронной форме. Заявка ООО "Ай Ди Консалтинг" признана соответствующей требованиям конкурсной документации и положениям Закона N 44-ФЗ. По результатам рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме Учреждение и ООО "Ай Ди Консалтинг" 26.07.2021 заключили контракт.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Учреждением заключен контракт с победителем открытого конкурса в электронной форме, в рассматриваемом случае отсутствует нарушение части 1 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа не соответствовало действующему законодательству, а именно требованиям части 1 статьи 83.2, статьи 99 Закона N 44-ФЗ и нарушало права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленное требование в части.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А43-36108/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ООО "Ай Ди Консалтинг" признано победителем открытого конкурса в электронной форме. Заявка ООО "Ай Ди Консалтинг" признана соответствующей требованиям конкурсной документации и положениям Закона N 44-ФЗ. По результатам рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме Учреждение и ООО "Ай Ди Консалтинг" 26.07.2021 заключили контракт.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Учреждением заключен контракт с победителем открытого конкурса в электронной форме, в рассматриваемом случае отсутствует нарушение части 1 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа не соответствовало действующему законодательству, а именно требованиям части 1 статьи 83.2, статьи 99 Закона N 44-ФЗ и нарушало права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленное требование в части."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 сентября 2023 г. N Ф01-5292/23 по делу N А43-36108/2022