г. Нижний Новгород |
|
07 сентября 2023 г. |
Дело N А43-33040/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.08.2023 .
Постановление изготовлено в полном объеме 07.09.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Когута Д.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей от истца: Маклаковой И.И. (доверенность от 25.04.2022; в заседании 24.08.2022), от ответчика: Горбунова В.А. (доверенность от 30.12.2022 N 31),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу N А43-33040/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" (ОГРН: 1155250001818, ИНН: 5250063394)
к Войсковой части 7408 (ИНН: 5262043113, ОГРН: 1045207792189)
о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и пеней
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Войсковой части 7408 (далее - Войсковая часть) о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) по адресам: Кстовский район, поселок Дружный, дом 12, квартира 84, в сумме 2603 рублей 72 копеек за период с сентября 2021 по март 2022 года и пени в сумме 56 рублей 82 копеек за период с 12.10.2021 по 01.04.2022; Кстовский район, поселок Дружный, дом 12, квартира 55 в сумме 4557 рублей 78 копеек за период с июня 2019 по 20.05.2020; Кстовский район, поселок Дружный, дом 12, квартира 44 (комната 2) в сумме 12 632 рублей 96 копеек за период с апреля 2019 по август 2021 года и пени в сумме 498 рублей 15 копеек за период с 11.02.2021 по 01.04.2022.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2023 с Войсковой части в пользу Общества взыскано 16 329 рублей 94 копейки долга, 554 рубля 97 копеек пеней, 1 659 рублей расходов по оплате государственной пошлины; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 решение суда отменено, в удовлетворении иска Обществу отказано.
Общество не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно применил нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Общества, факт непроживания граждан в спорных квартирах не является основанием для освобождения Войсковой части от оплаты коммунальной услуги. Кроме того, Войсковая часть с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО не обращалась.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Войсковая часть в письменных возражениях на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы заявителя.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, по результатам конкурсного отбора об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Кстово и Кстовского района региональным оператором признано Общество.
Согласно сведениям из ЕГРН от 09.11.2022, за Войсковой частью 25.05.2017 зарегистрировано право оперативного управления на квартиру с кадастровым номером 52:26:0040004:847, расположенную по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, поселок Дружный, дом 12, квартира 44; квартиру с кадастровым номером 52:26:0040004:838, расположенную по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, поселок Дружный, дом 12, квартира 55; и квартиру с кадастровым номером 52:26:0040004:833, расположенную по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, поселок Дружный, дом 12, квартира 84.
Общество, сославшись на неоплату Войсковой частью услуг по обращению с ТКО в размере 19 794 рублей 46 копеек (за квартиру с кадастровым номером 52:26:0040004:847 за период с апреля 2019 года по август 2021 года, за квартиру с кадастровым номером 52:26:0040004:838 за период с июня 2019 года по 20.05.2020, квартиру с кадастровым номером 52:26:0040004:833 за период с сентября 2021 года по март 2022 года), обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 199, 200, 210, 296, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 153 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 309, 310, 779, 781 ГК РФ, статьями 153, 155, 169 ЖК РФ, пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, Правилами 354, отменил решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении иска.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника помещения возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с ТКО (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В пункте 1 статьи 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
На основании пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Как установлено судами, и подтверждено материалами дела, Войсковая часть является лицом, в чьем оперативном управлении находятся спорные квартиры; договор между Обществом и Войсковой частью в письменной форме не заключен, поэтому в силу норм действующего законодательства договор считается заключенным по форме типового договора в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В силу пункта 2 Правил N 354 к коммунальной услуге отнесена услуга по обращению с ТКО.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что спорные жилые квартиры в заявленный период не были заселены, соответственно, обязанность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО в отношении незаселенных жилых помещений не может быть возложена на Войсковую часть в силу очевидности отсутствия образования ТКО.
Между тем апелляционный суд не учел следующее.
На основании части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 148(34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил (пункт 148(44) Правил N 354).
Согласно пункту 56 (2) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148 (36) Правил N 354).
В пункте 148 (44) Правил N 354 предусмотрено право потребителя потребовать перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении (при представлении заявления и документов, подтверждающих факт и период отсутствия).
Из приведенных норм следует, что непроживание граждан в жилом помещении не является основанием для освобождения собственника жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. Перерасчет размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке в соответствии с разделом VIII Правил N 354. Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила N 354 не содержат.
Таким образом, факт того, что в спорных квартирах в заявленный Обществом период никто не проживал, не является основанием для освобождения от оплаты коммунальной услуги.
С учетом изложенного вывод суда апелляционной инстанции о том, что обязанность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО в отношении незаселенных жилых помещений не может быть возложена на Войсковую часть в силу очевидности отсутствия образования ТКО, основан на ошибочном толковании норм материального права.
Следовательно, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции, которое с учетом установленных по делу обстоятельств соответствует нормам материального и процессуального права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений (пункт 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем постановление Первого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Войсковой части в пользу Общества подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 5 части 1), 288 (частями 1 и 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу по делу N А43-33040/2022 отменить.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2023 по настоящему делу оставить в силе.
Взыскать с Войсковой части 7408 в пользу общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" 3000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы.
Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительный лист и при необходимости разрешить вопрос о повороте исполнения отмененного судебного акта.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148 (36) Правил N 354).
В пункте 148 (44) Правил N 354 предусмотрено право потребителя потребовать перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении (при представлении заявления и документов, подтверждающих факт и период отсутствия).
Из приведенных норм следует, что непроживание граждан в жилом помещении не является основанием для освобождения собственника жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. Перерасчет размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке в соответствии с разделом VIII Правил N 354. Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила N 354 не содержат."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 сентября 2023 г. N Ф01-5334/23 по делу N А43-33040/2022