Нижний Новгород |
|
12 сентября 2023 г. |
Дело N А43-39278/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Павлова В.Ю.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северной железной дороги
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.03.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023
по делу N А43-39278/2022
по иску акционерного общества "Новая перевозочная компания" (ИНН 7705503750, ОГРН 1037705050570)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании 19 341 рубля 60 копеек
и установил:
акционерное общество "Новая перевозочная компания" (далее - АО "НПК") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 19 431 рубля 60 копеек неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами с 02.10.2022 и далее по день фактической оплаты долга.
В соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск рассмотрен в порядке упрощенного производства.
Решением арбитражного суда от 14.03.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Северной железной дороги (далее - ОАО РЖД") обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал, что проведение ремонта вагонов в целях устранения неисправностей, возникших не по вине перевозчика, привело к необходимости передислокации вагонов и увеличению тарифного расстояния. При этом статья 30 Устава железнодорожного транспорта не исключает возможность перерасчета стоимости перевозки при выявлении обстоятельств, влекущих за собой такую необходимость. По мнению заявителя жалобы, при отцепке в пути следования вагона в ремонт по причинам, не зависящим от перевозчика, расчет платы должен производиться отдельно за каждый из названных участков пути с учетом соответствующего тарифа. Неприменение пунктов 39.3 и 39.4 Правил выдачи грузов означало бы, по сути, безвозмездное оказание услуг перевозчиком. В отношении "2, 3 и 4 группы вагонов" (ЭР939927, ЭП620820, ЭО689673, ЭО991464, ЭО993104, ЭО314452) ОАО "РЖД" отметило, что вывод о покрытии какого-либо дополнительно пройденного расстояния сеткой тарифной схемы 25.1 Прейскуранта N 10-01 является ошибочным, так как данным Прейскурантом указанное не предусмотрено, а предусмотрено прямое указание, что железнодорожный тариф по доставке грузовых вагонов в ремонт и из ремонта в провозную плату за перевозку вагона (от станции отправления до станции назначения) не включен и оплачивается дополнительно. Расчет провозной платы вагонов производится ОАО "РЖД" исключительно на основании Прейскуранта N 10-01. ОАО "РЖД" полагает, что поскольку истцом не представлен расчет провозной платы, то размер понесенных убытков не доказан. Требования в размере 7263 рублей 80 копеек в любом случае удовлетворению не подлежали.
Доводы кассационной жалобы слово в слово повторяют доводы апелляционной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу железной дороги без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области, постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ОАО "Новая перевозочная компания" (в настоящее время АО "НПК") и ОАО "РЖД" заключили договор на организацию расчетов от 03.05.2012 N 188/38/12 (далее - договор), в силу которого оплата провозных и иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей осуществляется через единый лицевой счет N 1000712335, открытый ТЦФТО Горьковской железной дороги.
АО "НПК" в марте - мае 2022 года выступало плательщиком тарифа при перевозке порожних вагонов со станции Усинск Северной железной дороги по накладным от 26.03.2022 N ЭО707877, от 11.04.2022 N ЭП664594, от 11.04.2022 N ЭП664631, от 09.04.2022 N ЭП508462, от 25.03.2022 N ЭО671004; со станции Обская Северной железной дороги по накладным от 31.03.2022 N Э0514669, от 17.04.2022 N ЭП945969, от 14.04.2022 N ЭП826985, от 26.04.2022 N ЭР546737, от 26.04.2022 N ЭР285403, от 30.04.2022 N ЭР723488, от 29.04.2022 N ЭР287823, от 04.05.2022 N ЭР893487, от 08.05.2022 N ЭС12788; со станции Лабытнанги Северной железной дороги по накладным от 01.05.2022 N ЭР554764, от 08.05.2022 N ЭС128662 на станцию Чиньяворык Северной железной дороги, в связи с чем в рамках договора на организацию расчетов, перевозчик списал с ЕЛС АО "НПК" провозную плату в сумме 261 006 рублей с учетом НДС 20%.
При осуществлении данных перевозок в пути следования на станции Сосногорск Северной железной дороги были отцеплены вагоны N 53753794, 56029218, 53567293, 54121801, 55560098, 53529798,56498520, 52310398, 56225535, 60740768, 53602231, 60635448, 56033582, 52759248, 58675851, 53777017 и направлены в ремонт на станцию Ветласян Северной железной дороги.
Указанные вагоны отцеплены по причине технической неисправности и направлены в ремонт на станции, не являющиеся станциями отцепки.
После проведения текущего ремонта, перечисленные вагоны следовали в первоначальный пункт назначения по досылочной ведомости.
По прибытии вагонов на станции назначения при раскредитации перевозочного документа N ЭО707877, ЭП664594, ЭП664631, ЭП508462, ЭО671004, Э0514669, ЭП945969, ЭП826985, ЭР546737, ЭР285403, ЭР723488, ЭР287823, ЭР893487, ЭС127887, ЭР554764, ЭС128662 ответчик в безакцептном порядке списал дополнительную провозную плату за спорную перевозку в сумме 9 571 рубля 20 копеек с учетом НДС 20%.
Также АО "НПК" в марте 2022 года выступало плательщиком тарифа при перевозке порожних вагонов со станции Загородняя Куйбышевской железной дороги по накладной от 18.03.2022 N Э0314452 на станцию Мелеуз Куйбышевской железной дороги; со станции Уршак (РЗД) Куйбышевской железной дороги по накладной от 30.03.2022 N Э0689673 на станцию Стерлитамак Куйбышевской железной дороги; со станции Новоуфимская Куйбышевской железной дороги по накладной от 02.04.2022 N Э0991464 на станцию Салават Куйбышевской железной дороги; со станции Дема Куйбышевской железной дороги по накладной от 01.04.2022 N ЭО993104 на станцию Салават Куйбышевской железной дороги; со станции Круглое Поле Куйбышевской железной дороги по накладной от 07.04.2022 N Э0985339 на станцию Салават Куйбышевской железной дороги, в связи с чем в рамках договора на организацию расчетов, перевозчик списал с ЕЛС АО "НПК" провозную плату в сумме 33 142 рублей 80 копеек с учетом НДС 20%.
При осуществлении данных перевозок в пути следования на станции Косяковка Куйбышевской железной дороги были отцеплены вагоны N 63651970, 53538385, 56855943, 64810583, 56411226 и направлены в ремонт на станцию Дема Куйбышевской железной дороги.
Данные вагоны отцеплены по причине технической неисправности и направлены в ремонт на станции, не являющиеся станциями отцепки.
После проведения текущего ремонта, поименованные вагоны следовали в первоначальный пункт назначения по досылочной ведомости.
По прибытии вагонов на станцию назначения при раскредитации перевозочного документа N ЭОЗ14452, Э0689673, Э0991464, ЭО993104, Э0985339 ответчик в безакцептном порядке списал дополнительную провозную плату за спорную перевозку в сумме 34 515 рублей 60 копеек с учетом НДС 20%.
Кроме того, АО "НПК" в апреле - мае 2022 года выступало плательщиком тарифа при перевозке порожних вагонов со станции Ухта Северной железной дороги по накладной от 13.04.2022 N ЭП620820 на станцию Чиньяворык Северной железной дороги; со станции Луковецкий Северной железной дороги по накладной от 05.05.2022 N ЭР939927 на станцию Карпогоры-Пассажирская Северной железной дороги, в связи с чем в рамках договора на организацию расчетов, перевозчик списал с ЕЛС АО "НПК" провозную плату в сумме 5 361 рубля 60 копеек. с учетом НДС 20%.
При осуществлении данных перевозок в пути следования на станции Сосногорск Северной железной дороги был отцеплен вагон N 56592835 и направлен в ремонт на станцию Ветласян Северной железной дороги; на станции Жаровиха Северной железной дороги отцеплен вагон N 55067631 и направлен в ремонт на станцию Исакогорка Северной железной дороги.
Поименованные вагоны были отцеплены по причине технической неисправности и направлены в ремонт на станции, не являющиеся станциями отцепки.
После проведения текущего ремонта, перечисленные вагоны следовали в первоначальный пункт назначения по досылочной ведомости.
По прибытии вагонов на станции назначения при раскредитации перевозочного документа N ЭП620820, ЭР939927 ответчик в безакцептном порядке списал дополнительную провозную плату за спорную перевозку в сумме 5 113 рублей 20 копеек. с учетом НДС 20%.
В совокупности ОАО "РЖД" осуществило добор провозной платы в сумме 19 431 рубля за фактически пройденное вагонами расстояние с учетом их дополнительного пробега до станции ремонта и обратно.
Не согласившись с взысканием дополнительно начисленных сумм тарифа, истец направил ответчику претензии с требованием возместить указанные суммы.
Оставление претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения АО "НПК" с соответствующим иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, руководствуясь статьями 790, 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Правил выдачи грузов, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29, Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", установив, что поскольку ни действующие нормативные акты, ни заключенный между сторонами договор на организацию расчетов не предусматривают добор железнодорожного тарифа при заходе вагонов в ремонт в пути следования и их отцепке для производства ремонта, пришли к обоснованному выводу о неосновательности, в силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, приобретения ответчиком денежных средств в размере 19 431 рубля 60 копеек за счет истца ввиду отсутствия у ответчика правовых оснований для списания дополнительных денежных средств.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы уже были предметом исследования и оценки судов при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка с указанием в судебных актах мотивов их отклонения.
Заявленные в кассационной жалобе доводы фактически сводятся к несогласию с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены принятых по делу судебных актов не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по делу А43-39278/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу
без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
В.Ю. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, руководствуясь статьями 790, 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Правил выдачи грузов, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29, Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", установив, что поскольку ни действующие нормативные акты, ни заключенный между сторонами договор на организацию расчетов не предусматривают добор железнодорожного тарифа при заходе вагонов в ремонт в пути следования и их отцепке для производства ремонта, пришли к обоснованному выводу о неосновательности, в силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, приобретения ответчиком денежных средств в размере 19 431 рубля 60 копеек за счет истца ввиду отсутствия у ответчика правовых оснований для списания дополнительных денежных средств."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 сентября 2023 г. N Ф01-5092/23 по делу N А43-39278/2022