Нижний Новгород |
|
12 сентября 2023 г. |
Дело N А31-392/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.09.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Домрачевой Н.Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Маркарян Марии Минасовны
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по делу N А31-392/2022,
по заявлению индивидуального предпринимателя Маркарян Марии Минасовны
(ИНН: 441404566784, ОГРНИП: 316440100061064)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области
(ИНН: 4401050824, ОГРН: 1054408611597),
руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области главному государственному санитарному врачу по Костромской области
о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Агава" (ИНН: 4401113834, ОГРН: 1114401000768), общество с ограниченной ответственностью "Экологический центр Сигма" (ИНН: 6454109465, ОГРН: 1176451005235), Костромской межрайонный природоохранный прокурор,
и установил:
индивидуальный предприниматель Маркарян Мария Минасовна (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (далее - Управление) руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области главному государственному санитарному врачу по Костромской области о признании недействительным уведомления об отказе в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения от 06.10.2021
15867-01 и об обязании устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Агава", общество с ограниченной ответственностью "Экологический центр Сигма", Костромской межрайонный природоохранный прокурор.
Арбитражный суд Костромской области решением от 16.12.2022, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023, отказал заявителю в удовлетворении требований.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, ссылка Управления на пункт 23 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 05.11.2020 N 747 (далее - Административный регламент N 747), не основана на законе и противоречит фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем является ничтожной. Предприниматель указывает, что суды не учли приложение N 18 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах", согласно которому до 1 июля 2021 года допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Заявитель отмечает, что при выдаче Предпринимателю санитарно-эпидемиологического заключения от 09.07.2021 о соответствии проектной документации санитарным правилам и нормам Управления фактически признало, что при производстве древесного угля в атмосферу происходит выброс веществ, которые приведены в перечне, указанном в экспертном заключении от 15.06.2021, доказательств обратного материалы дела не содержат. Кроме того, Управление не обосновало причину отказа в выдаче заключения. Административным органом не представлено доказательств ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки и нарушения санитарного законодательства в связи с деятельностью, осуществляемой Предпринимателем. Заявитель считает, что суд первой инстанции в отсутствие правовых оснований привлек к участию в деле Костромского межрайонного природоохранного прокурора.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы заявителя жалобы и заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприниматель осуществляет деятельность по производству органических веществ (древесного угля).
Производственная площадка по производству древесного угля расположена по адресу: Костромская область, город Кострома, улица Базовая, дом 8ж (кадастровый номер земельного участка 44:27:060403:555).
В целях соблюдения природоохранного и санитарного законодательства Предприниматель обратился в общество с ограниченной ответственностью "Агава" с целью получения услуг по разработке и по сопровождению проекта санитарно-защитной зоны при его согласовании в уполномоченных государственных органах.
Для Предпринимателя разработан проект санитарно-защитной зоны предприятия и получено экспертное заключение общества с ограниченной ответственностью "Экологический дом Сигма" от 01.09.2021 N 519.
В Управление 15.09.2021 для получения санитарно-эпидемиологического заключения по проекту санитарно-защитной зоны Предпринимателем представлены проект и экспертное заключение.
Управление 06.10.2021 отказало Предпринимателю в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Отказ оформлен в виде уведомления Управления N 15867-01.
Причиной отказа послужил тот факт, что экспертное заключение общества с ограниченной ответственностью "Экологический центр Сигма" от 01.09.2021 N 519 не содержит информации об использовании в расчетах площади рассеивания загрязняющих веществ, выделяемых при производстве угля, утвержденных в установленном порядке методик по определению величин выбросов загрязняющих веществ.
Не согласившись с указанным уведомлением, Предприниматель обратился в суд с заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ), Административного регламента N 747, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона N 52-ФЗ нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В силу абзаца 13 статьи 1 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.
Выдача санитарно-эпидемиологического заключения является государственной услугой.
Согласно статье 12 Закона N 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Согласно подпункту "а" пункта 16 Административного регламента N 747 в случае выдачи санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), проектную документацию (за исключением санитарно-эпидемиологического заключения о размещении объекта) для предоставления государственной услуги заявитель представляет в территориальный орган Роспотребнадзора следующие документы: подписанное заявителем (уполномоченным представителем заявителя) заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, проектной документации по формам, установленным в приложениях N 1 и 2 к настоящему Административному регламенту N 747 соответственно; результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, проведенных и оформленных в соответствии с порядком, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок".
В ходе административной процедуры уполномоченный специалист-эксперт проводит экспертизу документов (сведений), представленных заявителем, на предмет полноты и достоверности содержащихся в заявлении и документах заявителя сведений, в том числе проверку области аккредитации испытательной лаборатории (центра) и соответствия информации, содержащейся в результатах санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, полноту проведенных исследований и испытаний (пункт 65 Административного регламента N 747).
Основанием для отказа в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения является, в том числе, несоответствие информации, содержащейся в результатах санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а также проведение не в полном объеме исследований и испытаний, их несоответствие методикам (пункт 66 Административного регламента N 747).
Согласно пункту 3.12 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 422 (далее - Правила).
Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержден распоряжением Минприроды России от 28 июня 2021 года N 22-Р.
Как видно из материалов дела и установили суды, Управление при рассмотрении заявления о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектной документации установило, что экспертом не в полном объеме проведен анализ проектных материалов "Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) ИП Маркарян М.М. Производственная площадка по производству (выжегу) древесного угля Костромская обл., г. Кострома, ул. Базовая, д. 8ж (кадастровый номер земельного участка 44:27:060403:555)" на предмет соответствия требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Основным технологическим процессом деятельности Предпринимателя является пиролиз древесины (высокотемпературная обработка дерева в отсутствие кислорода). В соответствии с экспертным заключением, данный процесс сопровождается выбросом вредных веществ в атмосферу. Экспертное заключение общества с ограниченной ответственностью "ЭЦ Сигма" от 01.09.2021 N 519 не содержит информации об использовании в расчетах рассеивания загрязняющих веществ от производства древесного угля Предпринимателем. утвержденных в установленном порядке методик по определению величин выбросов загрязняющих веществ. Иной нормативной информации, подтверждающей достоверность выбранных веществ и расчетов рассеивания, в материалы дела не представлено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления Управлением в адрес заявителя оспариваемого уведомления от 06.10.2021 N 15867-01 об отказе в выдаче (о невозможности выдачи) санитарно-эпидемиологического заключения в силу пунктов 23, 66 Административного регламента N 747.
Довод заявителя о том, что ссылка Управления на пункт 23 Административного регламента N 747 не основана на законе и противоречит фактическим обстоятельствам дела, был предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, получил надлежащую правовую оценку и отклоняется судом округа. Судами установлено, что ссылка в уведомлении от 06.10.2021 N 15867-01 на пункт 23 Административного регламента N 747 является опиской и не несет в себе смысловой нагрузки.
Ссылка Предпринимателя на то, что суды не учли приложение N 18 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах", согласно которому до 1 июля 2021 года допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, отклоняется судом округа.
Судами установлено, что проект расчета нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Предпринимателем для производственной площадки по производству (выжегу) древесного угля разработан без учета СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Наличие санитарно-эпидемиологического заключения от 09.07.2021 N 44.КЦ.01.000.Т.000304.07.21 не является документом, подтверждающим достоверность и достаточность расчетов и исследований по определению перечня выбрасываемых от предприятия загрязняющих веществ и их количества при разработке проекта санитарно-защитной зоны.
Довод заявителя жалобы о том, что Управление не обосновало причину отказа в выдаче заключения, отклоняется судом округа как противоречащий материалам дела.
Учитывая неблагополучную санитарно-эпидемиологическую ситуацию на территории города Костромы, обусловленную незаконной деятельностью предприятий по производству древесного угля пиролизным методом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу, что оспариваемое уведомление Управления от 06.10.2021 N 15867-01 принято уполномоченным органом, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере осуществления экономической деятельности, в связи с чем отказали в удовлетворении заявления.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Суд первой инстанции правильно определил круг лиц, участвующих в деле, принимая во внимание обстоятельства дела, на основании части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, костромского межрайонного природоохранного прокурора.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по своей сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств.
В силу статей 168 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основаниями для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по делу N А31-392/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Маркарян Марии Минасовны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя о том, что ссылка Управления на пункт 23 Административного регламента N 747 не основана на законе и противоречит фактическим обстоятельствам дела, был предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, получил надлежащую правовую оценку и отклоняется судом округа. Судами установлено, что ссылка в уведомлении от 06.10.2021 N 15867-01 на пункт 23 Административного регламента N 747 является опиской и не несет в себе смысловой нагрузки.
Ссылка Предпринимателя на то, что суды не учли приложение N 18 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах", согласно которому до 1 июля 2021 года допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, отклоняется судом округа."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 сентября 2023 г. N Ф01-5598/23 по делу N А31-392/2022