Нижний Новгород |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А79-8738/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.09.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Когута Д.В.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.03.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023
по делу N А79-8738/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чулочно-трикотажная фабрика" (ОГРН:11022130011356, ИНН:2130079012)
о признании недействительными постановлений Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии от 20.07.2022, от 29.07.2022 по исполнительному производству N 134670/22/21002-ИП,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Новочебоксарску, Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Чулочно-трикотажная фабрика" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд с Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными постановлений Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Отделение) от 20.07.2022, от 29.07.2022 по исполнительному производству N 134670/22/21002-ИП.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Новочебоксарску (далее - Инспекция) и Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее - Управление ФНС).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 03.03.2023 удовлетворил заявление Общества.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 23.05.2023 отменил решение суда первой инстанции в части признания недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Отделения от 20.07.2022 о возбуждении исполнительного производства N 134670/22/21002-ИП, в удовлетворении требования в отмененной части отказал. В остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части признания незаконным постановления от 29.07.2022, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, на должника не распространяется мораторий, введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), поскольку исполнительное производство может быть приостановлено только по заявлению должника и только в случае подтвержденного отсутствия у должника имущества, за счет которого может быть произведено взыскание. При этом, взыскание исполнительского сбора относится к исполнительным действиям, а не к мерам принудительного исполнения требований исполнительных документов, следовательно, приостановление исполнительного производства, в том числе, в связи с введением моратория, не является препятствием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве возразило против доводов Управления, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Управление ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ведущим судебным приставом-исполнителем Отделения (далее - судебный пристав-исполнитель) на основании акта органа, осуществляющего контрольные функции, от 12.07.2022 N 213003339, 20.07.2022 возбуждено исполнительное производство N 134670/22/21002-ИП о взыскании Общества (должник) задолженности в сумме 5 090 707 рублей 93 копеек в пользу Инспекции и Управления ФНС.
Судебный пристав-исполнитель установил должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Названное постановление получено должником 21.07.2022.
В связи с несвоевременным исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, 29.07.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Общества исполнительского сбора в размере 7 процентов от подлежащей взысканию суммы, что составило 349 382 рубля 96 копеек.
Не согласившись с постановлениями судебного пристава-исполнителя от 20.07.2022 и от 29.07.2022, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил требования Общества.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и Постановления N 497, Первый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции в части признания недействительным постановления судебного пристава-исполнителя от 20.07.2022 о возбуждении исполнительного производства N 134670/22/21002-ИП, в удовлетворении требования в отмененной части отказал. В части признания недействительным постановления судебного пристава-исполнителя от 29.07.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверят правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Предметом кассационного обжалования явилось несогласие Управления с удовлетворением заявления Общества в части признания недействительным постановления от 29.07.2022; доводов о несогласии с частичным отказом в удовлетворении заявления в жалобе не содержится. В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов проверяется судом округа в указанной части.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 и статье 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона (часть 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный лист (часть 17 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Между тем, в статье 40 Закона об исполнительном производстве установлены случаи, когда исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично. Так, на основании пункта 9 части 1 указанной статьи (введен в действие Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой короновирусной инфекции") исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
Любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
Указанные нормы имеют императивный характер, что означает недопустимость применения мер принудительного исполнения в период действия моратория, а также невозможность исполнения исполнительного документа, предъявленного взыскателем в банк (иную кредитную организацию).
Постановлением N 497 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, сроком на шесть месяцев, с 01.04.2022 по 30.09.2022.
В пункте 2 Постановления N 497 перечислены должники, на которых указанный мораторий не распространяется.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что Общество не относится к перечню должников, установленному в пункте 2 Постановления N 497, отказ от применения в отношении себя моратория в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве, Общество не заявляло. Имущественные требования по взысканию задолженности возникли до введения моратория, что подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе требованиями Инспекции об уплате налогов, сборов от 11.08.2021 N 68374, от 23.08.2021 N 70061, от 25.10.2021 N 80371, от 26.10.2021 N 80677, от 30.11.2021 N 88968, от 24.03.2022 N 18488, от 20.04.2022 N 23226.
При изложенных обстоятельствах, суды обоснованно посчитали, что на Общество распространяется введенный Постановлением N 497 мораторий, соответственно, исполнительное производство N 134670/22/21002-ИП подлежало приостановлению в силу пункта 9 части 1 статьи 40 Закона об исполнительном производстве и подпункта 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве. Оснований для применения мер принудительного исполнения в период действия моратория и, как следствие, вынесения постановления от 11.07.2022 о взыскании исполнительского сбора, у судебного пристава-исполнителя не имелось.
Довод заявителя жалобы о том, что действие Постановления N 497 распространяется на юридических лиц, в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, рассмотрен судами и правомерно отклонен.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Закона о банкротстве" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя от 29.07.2022 противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, и удовлетворил заявленное требование.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в суде апелляционной инстанции и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных решения и постановления судов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.03.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 по делу N А79-8738/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Когут |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили и материалам дела не противоречит, что Общество не относится к перечню должников, установленному в пункте 2 Постановления N 497, отказ от применения в отношении себя моратория в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве, Общество не заявляло. Имущественные требования по взысканию задолженности возникли до введения моратория, что подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе требованиями Инспекции об уплате налогов, сборов от 11.08.2021 N 68374, от 23.08.2021 N 70061, от 25.10.2021 N 80371, от 26.10.2021 N 80677, от 30.11.2021 N 88968, от 24.03.2022 N 18488, от 20.04.2022 N 23226.
При изложенных обстоятельствах, суды обоснованно посчитали, что на Общество распространяется введенный Постановлением N 497 мораторий, соответственно, исполнительное производство N 134670/22/21002-ИП подлежало приостановлению в силу пункта 9 части 1 статьи 40 Закона об исполнительном производстве и подпункта 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве. Оснований для применения мер принудительного исполнения в период действия моратория и, как следствие, вынесения постановления от 11.07.2022 о взыскании исполнительского сбора, у судебного пристава-исполнителя не имелось.
...
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Закона о банкротстве" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 сентября 2023 г. N Ф01-6103/23 по делу N А79-8738/2022