г. Нижний Новгород |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А11-9975/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Соколовой Л.В.
при участии представителя от заявителя: Петрушиной О.Ж. (доверенность от 30.08.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.02.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по делу N А11-9975/2022
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области" (ИНН: 3328485062, ОГРН: 1123328005382)
о признании недействительным решения государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области
и установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (после смены наименования - Отделение пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области; далее - Фонд) от 08.08.2022 N 043S19220005807 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 22.02.2023 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что несвоевременное представление в Фонд отчетности по форме СЗВ-М за май 2022 года связано с несвоевременной подачей Учреждением заявления о продлении лицензии на использование сервиса "1С-отчетность", то есть по зависящим от него причинам. Следовательно, оснований для освобождения страхователя от ответственности за совершенное им правонарушение не имелось.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Техникум в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 26.09.2023.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Фонд 16.06.2022 получил от Учреждения отчет по форме СЗВ-М за май 2022 года.
По факту выявленного нарушения Учреждением срока представления указанных сведений Фонд составил акт от 04.07.2022 N 043S18220005020 и принял решение от 08.08.2022 N 043S19220005807 о привлечении страхователя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" в виде взыскания штрафа в размере 9500 рублей.
Учреждение не согласилось с принятым Фондом решением и обжаловало его в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 8, 16, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу о наличии обстоятельств, исключающих вину страхователя в совершении вменяемого ему правонарушения, и удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователями являются, в том числе юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Согласно части 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в период рассматриваемых правоотношений) сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Страхователь в случае, если численность работающих у него застрахованных лиц, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за предшествующий отчетный период превышает 10 человек, представляет сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что сведения по форме СЗВ-М за май 2022 года представлены Учреждением в Фонд с нарушением установленного срока.
Таким образом, у Фонда имелись основания для привлечения Учреждения к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Удовлетворив заявленное требование о признании недействительным оспариваемого решения Фонда, суды признали обоснованными доводы Учреждения о пропуске срока представления сведений в связи с невозможностью использования им сервиса "1С-отчетность" и необходимостью продления лицензии на его использование, что исключает применение к страхователю финансовых санкций.
Между тем, данные обстоятельства не исключают вину страхователя в совершении им правонарушения и не являются основанием для освобождения от ответственности, хотя могут быть учтены в качестве смягчающих обстоятельств при наложении финансовой санкции.
С учетом изложенного вывод судов об отсутствии оснований для привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной в части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. является неверным, противоречащим материалам дела.
Удовлетворив заявленное требование, суды не проверяли правильность расчета и размер взыскиваемого штрафа, а также иные основания, влекущие наступление ответственности за совершенное правонарушение.
Суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по исследованию доказательств и установлению фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Владимирской области.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.02.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по делу N А11-9975/2022 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Владимирской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили и материалами дела подтверждается, что сведения по форме СЗВ-М за май 2022 года представлены Учреждением в Фонд с нарушением установленного срока.
Таким образом, у Фонда имелись основания для привлечения Учреждения к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Удовлетворив заявленное требование о признании недействительным оспариваемого решения Фонда, суды признали обоснованными доводы Учреждения о пропуске срока представления сведений в связи с невозможностью использования им сервиса "1С-отчетность" и необходимостью продления лицензии на его использование, что исключает применение к страхователю финансовых санкций.
Между тем, данные обстоятельства не исключают вину страхователя в совершении им правонарушения и не являются основанием для освобождения от ответственности, хотя могут быть учтены в качестве смягчающих обстоятельств при наложении финансовой санкции.
С учетом изложенного вывод судов об отсутствии оснований для привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной в части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. является неверным, противоречащим материалам дела."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 сентября 2023 г. N Ф01-6026/23 по делу N А11-9975/2022