Нижний Новгород |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А28-13988/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.04.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 08.09.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.12.2023 по делу N А28-13988/2022,
по заявлению индивидуального предпринимателя Андрюшина Олега Сергеевича
(ИНН: 591108911259, ОГРНИП: 314595834200224)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
о признании незаконным решения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Оричевского района Кировской области
(ИНН: 4324000174, ОГРН: 1034314500120),
и установил:
индивидуальный предприниматель Андрюшин Олег Сергеевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - Управление) от 10.03.2022 N 052/06/104-565/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Оричевского района Кировской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 08.09.2023 требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.12.2023 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Управление ссылается на недобросовестность Предпринимателя и указывает, что подрядчик не уведомил заказчика об обнаружении независящих от подрядчика обстоятельств, не приостановил выполнение работ. В предусмотренный контрактом срок работы не выполнены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Администрация в отзыве поддержала доводы заявителя жалобы.
Предприниматель отзыв на кассационную жалобу в суд не представил.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что 08.04.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) администрацией Оричевского района Кировской области опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации свалки ТБО около с. Пустоши в Пустошенском сельском поселении Оричевского района, не отвечающей требованиям природоохранного законодательства, начальная максимальная цена контракта составляет 1 077 027,86 рубля (извещение N 0340200003322003693).
Администрация (заказчик) и Общество (исполнитель) заключили контракт от 04.05.2022 N 23 на выполнение работ по ликвидации свалки ТБО около с. Пустоши в Пустошенском сельском поселении Оричевского района, не отвечающей требованиям природоохранного законодательства.
Виды и объем работ, выполняемых подрядчиком по контракту, указаны в локальном сметном расчете, определяющем цену работ по контракту.
Работы выполняются подрядчиком его силами и средствами, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1), локальным сметным расчетом N 1 (приложение N 2), являющимся неотъемлемой частью контракта (пункт 1.2 контракта).
В силу пункта 2.1 контракта его цена составляет 899 318 рублей 24 копейки, НДС не облагается в связи с тем, что подрядчик применяет упрощенную систему налогообложения.
Срок выполнения работ установлен с момента заключения муниципального контракта до 15.07.2022.
Возможно досрочное выполнение работ (пункт 3.2 контракта).
Порядок сдачи-приемки выполненных работ определен в разделе 4 контракта.
В соответствии с пунктом 4.2 контракта по окончании выполнения работ, в течение пяти рабочих дней подрядчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени подрядчика, и размещает в ЕИС документ о приемке, который должен содержать, в том числе, наименование выполненных работ; информацию об объеме выполненных работ; стоимость исполненных подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу выполненной работы; иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 44-ФЗ. К документу о приемке, предусмотренному пунктом 4.2 контракта, должны быть приложены документы, которые являются его неотъемлемой частью: - акт о приемке выполненных работ, подписанный уполномоченным представителем подрядчика по унифицированной форме N КС-2, - справки о стоимости выполненных работ по форме N КС-3, - счет-фактура (счет).
В случае если будут обнаружены ненадлежащим образом выполненные работы, подлежащие закрытию, заказчик дает соответствующие предписания. Требования, заявленные в претензии, обязательны для исполнения подрядчиком. Подрядчик обязан за свой счет в срок не более пяти дней со дня получения от заказчика предписания, распоряжения, требования, претензии выполнить данные работы надлежащим образом и повторно предъявить их к приемке и несет ответственность в соответствии с контрактом (пункт 4.15 контракта).
В силу пункта 4.16 контакта заказчик для осуществления контроля и надзора за ходом и качеством выполняемых работ, качеством используемых материалов, оборудования, соблюдением сроков выполнения работ, при сдаче и приемке результатов работ вправе привлекать в качестве экспертов третьих лиц, требовать устранения выявленных недостатков ходе выполнения работ.
Приложением N 1 к контракту является техническое задание.
N п/п |
Наименование работ и затрат |
Единица измерения |
Объем работ |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Разработка накоплений ТБО |
м3 |
13500 |
2 |
Погрузка накоплений ТБО экскаватором в автомобиль-самосвал |
т |
3375 |
3 |
Перевозка накоплений ТБО автомобилем-самосвалом на расстояние 22 км |
т |
3375 |
4 |
Планировка участка |
м2 |
9000 |
5 |
Работа на отвале (накопления ТБО, выгруженные из автомобилей-самосвалов) |
м3 |
13500 |
Письмом от 26.07.2022 Администрация потребовала от Предпринимателя устранения недостатков работ, выявленных в ходе выездной проверки.
Письмом от 08.08.2022 заказчик запросил у ИП Андрюшина О.С. отчетную документацию и материалы, подтверждающие исполнение обязательств в соответствии с техническим заданием и контрактом, а также фото- и (или) видеоматериалы, подтверждающие вывоз отходов.
Согласно акту обмера территории от 11.08.2022, составленному сотрудниками Управления по вопросам жизнеобеспечения Администрации фактически мусор вывезен с территории площадью 5310 кв.м.
Претензией от 12.08.2022 Администрация указала, что фактически мусор вывезен с территории 5310 кв.м. На основании представленных путевых листов невозможно установить объем вывезенного мусора, в связи с чем отсутствует возможность приемки работ. Также Администрация указала, что в случае подтверждения Предпринимателем объема мусора, указанного в смете, и представления подтверждающих документов заказчик готов принять работы и оплатить их, оставшийся объем мусора вывезти самостоятельно.
Администрация 29.08.2022 направила Предпринимателю уведомление, в котором повторно указала на необходимость представления документов, подтверждающих выполнение работ по вывозу ТБО в срок до 01.09.2022 в предусмотренных объемах.
Заказчик 01.09.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ЕИС 14.09.2022 опубликовано обращение Администрации о включении сведений о Предпринимателе в РНП.
Изучив представленные Администрацией материалы, Управление пришло к выводу о наличии в действиях Предпринимателя признаков недобросовестности в части исполнения взятых на себя обязательств по контракту, и вынесло решение от 21.09.2022 РНП N 043/06/104-821/2022 о включении информации о Предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Общество не согласилось с решением Управления и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь положениями АПК РФ, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, и удовлетворил заявление, антимонопольный орган должен был отказать во включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными решений государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
На основании части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В силу части 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
На момент рассматриваемых правоотношений приняты и действовали Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078).
В силу подпункта "а" пункта 13 Правил N 1078 антимонопольный орган обязан провести проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" названного пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 названных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Согласно подпунктам "б", "в" пункта 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта), если в результате проведения проверок заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, как верно указали суды, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта в результате существенного нарушений условий его исполнения.
В Законе N 44-ФЗ не содержится безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр не должен ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом договорных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия).
В рассматриваемом случае основанием для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков послужил факт одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи нарушения подрядчиком условий контракта.
Оценив недобросовестность подрядчика, суды первой и апелляционной инстанций заключили, что в подтверждение объема выполненных работ Предприниматель представил заказчику путевые листы N 564, 565, 566, 567, 568, 569, 570, фотоматериалы, подтверждающие выполнение работ с использованием техники на объекте. Предприниматель в установленный срок (до 15.07.2022) совершил действия, направленные на исполнение контракта. Представленные в дело путевые листы содержат информацию об объеме вывезенных ТБО.
Антимонопольный орган установил несоответствие путевых листов требованиям приказа Минтранса России от 11.09.2020 N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов".
Сами по себе недочеты, допущенные при оформлении документов, не свидетельствуют о недобросовестности Предпринимателя и его уклонении от исполнения контракта.
При этом, несмотря на наличие у заказчика полномочий на осуществление проверки действий подрядчика при исполнении контракта, контроль за количеством (массой, объемом) отходов, вывезенных с объекта ТБО, Администрацией не организован. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о том, что антимонопольный орган не исследовал должным образом качество выполнения работ, предусмотренных контрактом, фактические действия Предпринимателя не были направлены на уклонение от исполнения своих обязательств по контракту, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствовали основания для принятия решения о внесении сведений о данном лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Выводы судов сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела и не противоречат им.
При таких обстоятельствах суды признали оспариваемое решение незаконным и правомерно удовлетворили заявление Предпринимателя.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта, намеренное уклонение от его исполнения.
Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 08.09.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.12.2023 по делу N А28-13988/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпунктам "б", "в" пункта 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта), если в результате проведения проверок заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
...
В Законе N 44-ФЗ не содержится безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр не должен ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом договорных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
...
Антимонопольный орган установил несоответствие путевых листов требованиям приказа Минтранса России от 11.09.2020 N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 апреля 2024 г. N Ф01-1069/24 по делу N А28-13988/2022