г. Нижний Новгород |
|
05 октября 2023 г. |
Дело N А43-11006/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - администрации Сеченовского муниципального округа Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 по делу N А43-11006/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (ИНН: 7734699480, ОГРН: 1137746342634)
к администрации Сеченовского муниципального округа Нижегородской области (ИНН: 5230001470, ОГРН: 1025201106370)
о взыскании задолженности и пеней
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - ООО "МСК-НТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к администрации Сеченовского муниципального округа Нижегородской области (далее - Администрация) о взыскании 232 732 рублей 80 копеек задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.07.2021 по 31.12.2022 и пеней в сумме 645 рублей 38 копеек.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2023 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Администрация указывает, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен не был; кладбище не является муниципальной собственностью Сеченовского муниципального района; на данном объекте отсутствует контейнерная площадка для сбора ТКО. По мнению Администрации, факт оказания истцом услуг не доказан.
Подробно доводы Администрации изложены в кассационной жалобе.
ООО "МСК-НТ" отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "МСК-НТ" на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Нижегородской области с Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зонах деятельности N 7 и 8.
Общество (региональный оператор) направило в адрес Сеченовского муниципального округа Нижегородской области (потребитель) проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 24.11.2022 N Н-Д/13682/2022/ТКО/ОФ, согласно пункту 1 которого региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В приложении N 1 к проекту договора Общество указало адрес объекта потребителя, наименование категории объекта потребителя, наименование и количество расчетных единиц, объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информацию о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путях к ним.
В пункте 4 договора предусмотрено, что датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01.07. 2021.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 6 договора).
Согласно пункту 6.1 договора по итогам месяца, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, региональный оператор направляет потребителю акт оказанных услуг, счет, счет-фактуру. В случае несогласия с актом потребитель представляет мотивированный отказ от подписания акта в течение пяти рабочих дней со дня получения этого акта.
В случае неполучения региональным оператором в указанный срок подписанного потребителем акта либо письменного мотивированного отказа от подписания акта услуги считаются оказанными качественно и в срок и признаются принятыми потребителем (пункт 6.2 договора).
Договор в виде единого письменного документа, подписанного сторонами, не заключался.
ООО "МСК-НТ" в период с 01.07.2021 по 31.12.2022 оказывало услуги по обращению с ТКО путем их вывоза с территории кладбища муниципального образования, расположенного по адресу: село Сеченово, улица Больничная, дом 63.
По расчетам Общества, задолженность Администрации составила 232 732 рубля 80 копеек.
Общество направило Администрации претензию с требованием оплатить задолженность.
Администрация оставила претензию без удовлетворения, поэтому ООО "МСК-НТ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 329 (пункт 1), 330 (пункт 1), 779 (пункт 1), 781 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 8 (часть 4), 24.7 (пункты 1, 5) Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), статьей 7 (пункт 2) Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 16 (подпункт 24 пункта 1) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), подпунктом 2 пункта 3 статьи 5 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", пунктом 40 постановления Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области", пунктом 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", Арбитражный суд Нижегородской области посчитал доказанным факт оказания услуг по обращению с ТКО в спорный период и удовлетворил заявленный иск.
Первый арбитражный апелляционный согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
В пункте 1 статьи 781 ГК РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО (часть 4 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является для регионального оператора публичным.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной Постановлением (далее - Типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации (пункт 8(10) Правил N 1156).
В соответствии с пунктом 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8(12) Правил N 1156, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях Типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил.
В подпункте 2 пункта 3 статьи 5 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" установлено, что предусмотренные данным законом обязанности по обеспечению чистоты и порядка объектов возлагаются, в том числе, по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и (или) пользование третьим лицам, - на органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления и на их должностных лиц.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, группа отходов "Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (код 7 31 200 00 00 0) включает виды отходов, в том числе, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев (7 31 200 03 72 5).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области" утверждены нормативы накопления ТКО, выраженные в количественных показателях объема, в том числе в отношении таких объектов, как кладбища.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды первой и апелляционной инстанции установили, и это не противоречит материалам дела, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО сторонами не подписан. Отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с требованиями Федерального закона N 89-ФЗ и пунктом 5 Правил N 1156, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг на условиях, определенных типовым договором.
Оказание Обществом услуг всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
Вопреки требованиям действующего законодательства орган местного самоуправления не организовал на спорном объекте контейнерную площадку для сбора ТКО, а также для этих целей были использованы контейнеры, удаленные от местонахождения кладбища, - все это не может освобождать Администрацию от оплаты данных услуг, оказываемых региональным оператором в зоне деятельности в соответствии с Соглашением и Территориальной схемой размещения мест (площадок) накопления ТКО.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды посчитали доказанным факт оказания услуг по обращению с ТКО. Доказательства оплаты оказанных услуг, как и доказательства того, что услуги по обращению с ТКО Администрации фактически оказывала иная организация, в материалах дела отсутствуют.
Произведенный Обществом расчет задолженности по оплате услуг, оказанных на основании типового договора, за спорный период, а также пеней судами проверен и признан правильным.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск Общества.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и отклонены, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 по делу N А43-11006/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Сеченовского муниципального округа Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, группа отходов "Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (код 7 31 200 00 00 0) включает виды отходов, в том числе, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев (7 31 200 03 72 5).
...
Суды первой и апелляционной инстанции установили, и это не противоречит материалам дела, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО сторонами не подписан. Отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с требованиями Федерального закона N 89-ФЗ и пунктом 5 Правил N 1156, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг на условиях, определенных типовым договором."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 октября 2023 г. N Ф01-6570/23 по делу N А43-11006/2023