г. Нижний Новгород |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А28-441/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.10.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Когута Д.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "Куприт" и индивидуального предпринимателя Фролова Сергея Валентиновича на решение Арбитражного суда Кировской области от 02.12.2022 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 по делу N А28-441/2022
по иску акционерного общества "Куприт" (ИНН: 4346049110, ОГРН: 1024301305654)
к индивидуальному предпринимателю Фролову Сергею Валентиновичу (ИНН: 434600969059, ОГРНИП: 304434521000231)
о взыскании задолженности
и по встречному иску индивидуального предпринимателя Фролова Сергея Валентиновича
к акционерному обществу "Куприт"
о понуждении произвести перерасчет,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство охраны окружающей среды Кировской области,
и установил:
акционерное общество "Куприт" (далее - АО "Куприт", Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Фролову Сергею Валентиновичу (далее - ИП Фролов С.В., Предприниматель) о взыскании 344 289 рублей 53 копеек задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с января 2019 года по август 2021 года, за исключением периода с апреля по июнь 2020 года.
ИП Фролов С.В. обратился в суд с встречным иском о понуждении Регионального оператора произвести перерасчет задолженности по типовому договору от 23.07.2021 N 18310-2021/ТКО за период с 01.01.2019 по 08.08.2021, исходя из цены договора от 09.08.2021 N 18310-2021/ТКО/1, который заключен между сторонами после спорного периода.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство охраны окружающей среды Кировской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 02.12.2022 первоначальный иск удовлетворен частично: с Предпринимателя в пользу Регионального оператора взысканы 155 347 рублей задолженности и 4461 рубль расходов по уплате государственной пошлины; в удовлетворении первоначального иска в остальной части отказано; в удовлетворении встречного иска Предпринимателя к АО "Куприт" отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 решение суда оставлено без изменения.
Региональный оператор и Предприниматель не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
Региональный оператор считает, что суды неправильно определили показатель расчетной единицы. Как указывает заявитель, показатель 9 м является значением для расчетной единицы при расчете объема ТКО в отношении категории объекта
пансионаты, дома отдыха, туристические базы
, то есть с каждых 9 м
общей жилой площади номерного фонда образуется объем ТКО, равный 3,0326 м
. Распоряжения Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.01.2018
1 и от 20.06.2019
41 (1,62 м
в год за 1 место) признаны недействующими. Следовательно, в рассматриваемом случае подлежит применению норматив, установленный заменяющим нормативным правовым актом - распоряжением Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 10.12.2020
28, а именно 3,0326 м
в год за 1 место.
Предприниматель в обоснование своей кассационной жалобы указывает, что перерасчет за период с 01.01.2019 по 08.08.2021 должен быть сделан исходя из цены договора от 09.08.2021 N 18310-2021/ТКО/1.
Подробно позиции АО "Куприт" и ИП Фролова С.В. приведены в кассационных жалобах и отзывах на них.
Министерство отзыв на кассационную жалобу не представило в суд округа.
На основании статей 158 и 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялись перерывы; рассмотрение кассационных жалоб откладывалось (определение суда округа от 08.08.2023).
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.09.2023 произведена замена судьи Шемякиной О.А. на судью Шутикову Т.В. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После замены судьи рассмотрение кассационных жалоб начато с начала.
Участвующие в деле лица не обеспечили явку представителей в судебное заседание 02.10.2023.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, с 01.01.2019 АО "Куприт" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Кировской области.
Предприниматель обратился к Региональному оператору с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении объекта: база отдыха "Айвенго", адрес: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, Пасеговское сельское поселение, река Быстрица, 27 км по Советскому тракту.
В приложении к заявлению на заключение договора Предприниматель указал категорию объекта - бани (пункт 7.7 приложения), расчетная единица - 4 посетителя, в разделе Сведения о контейнерах и контейнерных площадках
потребитель указал на наличие контейнера объемом 0,66 м
, периодичность вывоза - 2 раза в месяц.
Региональный оператор, установив факт осуществления деятельности базы отдыха "Айвенго", подготовил проект договора от 23.07.2021 N 18310-2021/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 1.4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определяется датой начала действия утвержденного Региональной службой по тарифам Кировской области единого тарифа на услугу регионального оператора, но не позднее 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 1.2 договора объем ТКО, места их накопления, периодичность вывоза, информация о размещении мест накопления и подъездных путей к ним определяются согласно приложению N 1 к договору.
В приложении N 1 к договору указаны наименования объектов потребителя: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, Пасеговское сельское поселение, река Быстрица (27 км по Советскому тракту): баня (показатель расчетной единицы 4 места), база отдыха "Айвенго" (показатель расчетной единицы - 106 мест), ресторан (показатель расчетной единицы - 100 мест); способ учета объема ТКО - по нормативам накопления ТКО, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Предприниматель проект договора от 23.07.2021 N 18310-2021/ТКО не подписал.
АО "Куприт" и ИП Фролов С.В. подписали договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 09.08.2021 N 18310-2021/ТКО/1, согласно которому дата начала оказания услуг по обращению с ТКО на условиях данного договора определена сторонами с 09.08.2021, договор распространяет свое действие на отношения, возникшие с 09.08.2021.
Сторонами согласован способ коммерческого учета объема ТКО - исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, объем контейнера 0,36 м, периодичность вывоза - 1 раз в неделю.
Региональный оператор направил ответчику претензию от 01.10.2021 N 3997-ОВЗ с требованием оплатить задолженность за оказанные услуги.
Неисполнение Предпринимателем обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО в отношении объекта накопления ТКО "База отдыха "Айвенго" и наличие разногласий о размере задолженности послужили основанием для обращения сторон в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Руководствуясь статьями 4, 10, 12, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 13.4, 24.6, 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, и учитывая разъяснения, приведенные в
постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу о том, что требование Регионального оператора о взыскании с Предпринимателя задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 08.08.2021, исключая период с апреля по июнь 2020 года, подлежит удовлетворению на сумму 155 347 рублей. Требование Предпринимателя о перерасчете задолженности за период с января 2019 года по август 2021 года по цене подписанного между сторонами договора от 09.08.2021 оставлено судом без удовлетворения.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -
ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
В силу пунктов 1, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила учета ТКО (далее - Правила N 505), а постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 - Правила обращения с ТКО и форма Типового договора (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил (пункт 8 (12) Правил N 1156).
Из пункта 8 (17) Правил N 1156 следует, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8 (18) Правил N 1156).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что проект договора от 23.07.2021 N 18310-2021/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО Предпринимателем не был подписан, с иском об урегулировании разногласий по договору потребитель в суд не обращался, в связи с чем Региональный оператор оказывал услуги по обращению с ТКО Предпринимателю на условиях типового договора.
Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в сфере его деятельности, предполагается, пока не доказано иное.
Суды также установили, что Региональный оператор и Предприниматель подписали договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 09.08.2021 18310-2021/ТКО/1, согласно которому дата начала оказания услуг по обращению с ТКО на условиях данного договора определена сторонами с 09.08.2021, договор распространяет свое действие на отношения, возникшие с 09.08.2021. Сторонами согласован способ коммерческого учета объема ТКО - исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО - объем контейнера 0,36 м
, периодичность вывоза - 1 раз в неделю.
При этом площадка накопления ТКО Предпринимателя согласована только 30.07.2021 (распоряжение администрации Кирово-Чепецкого района Кировской области от 30.07.2021 N 613).
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае расчет за спорный период (с 01.01.2019 по 08.08.2021), предшествовавший заключению договора от 09.08.2021 N 18310-2021/ТКО/1, необходимо производить исходя из нормативов накопления ТКО, согласно условиям типового договора.
Суды установили, что распоряжениями Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.01.2018 1 и от 20.06.2019
41, действовавшими в спорный период (с января 2019 года по декабрь 2020 года), утверждены нормативы накопления ТКО на территории Кировской области, в соответствии с которыми для пансионатов, домов отдыха, туристических баз установлен норматив накопления ТКО - 1,62 м
в год за 1 место.
Решениями Кировского областного суда от 27.03.2019 по делу N 3а-13/2019 и от 17.02.2020 по делу N 3а-12/2020 нормативы накопления ТКО на территории Кировской области признаны недействующими со дня вступления решений суда в законную силу.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" (далее - Постановление N 63) в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим.
В случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права (статья 12 ГК РФ) (пункт 7 Постановления N 63).
Данные разъяснения в силу абзаца 3 пункта 8 Постановления N 63, по общему правилу, подлежат применению и при рассмотрении судами споров об оплате коммунальных услуг (ресурсов) в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлены цена на эти услуги и ресурсы или нормативы потребления коммунальных услуг.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу, что в период образования задолженности с 01.01.2019 по 31.12.2020 подлежал применению норматив накопления ТКО 1,62 м в год за 1 место, установленный действовавшими в то время распоряжениями Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.01.2018
1 и от 20.06.2019
41, поскольку замещающим актом - распоряжением Министерства охраны окружающей среды от 10.12.2020
28 с 01.01.2021 установлен норматив 3,0326 м
в год, превышающий ранее установленный показатель.
При расчете задолженности Предпринимателя суды исходили из фактической вместимости конкретного номера, определяемой в целых числах, и соответствующей совокупной вместимости всех номеров и признали обоснованным предъявление Региональным оператором требования об оплате услуг по обращению с ТКО за спорный период в отношении объема ТКО, подлежащего расчету по нормативу, исходя из показателя расчетной единицы, равного 41 месту с учетом корректировок по отдельным месяцам.
Скорректировав расчет Регионального оператора в части показателей расчетной единицы (41 место вместо 38 мест) и норматива накопления ТКО за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 (1,62 м вместо 3,0326 м
в год за 1 место), суды признали подлежащей взысканию с Предпринимателя задолженность в сумме 155 347 рублей.
Доводы заявителей, приведенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационных жалоб, подлежат отнесению на заявителей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 02.12.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 по делу N А28-441/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы акционерного общества "Куприт" и индивидуального предпринимателя Фролова Сергея Валентиновича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационных жалоб, отнести на акционерное общество "Куприт" и индивидуального предпринимателя Фролова Сергея Валентиновича.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" (далее - Постановление N 63) в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим.
В случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права (статья 12 ГК РФ) (пункт 7 Постановления N 63).
Данные разъяснения в силу абзаца 3 пункта 8 Постановления N 63, по общему правилу, подлежат применению и при рассмотрении судами споров об оплате коммунальных услуг (ресурсов) в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлены цена на эти услуги и ресурсы или нормативы потребления коммунальных услуг."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 октября 2023 г. N Ф01-4308/23 по делу N А28-441/2022
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2024 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3365/2024
09.10.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4308/2023
05.05.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-425/2023
02.12.2022 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-441/2022