г. Нижний Новгород |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А38-6069/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.10.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя от заинтересованного лица: Шубина Н.В. (доверенность от 29.03.2023 N АБ/6301/23)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Марийский машиностроительный завод" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.04.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 по делу N А38-6069/2022
по заявлению акционерного общества "Марийский машиностроительный завод" (ИНН: 1200001885, ОГРН: 1021200757808)
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области о привлечении к административной ответственности
и установил:
акционерное общество "Марийский машиностроительный завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 30.11.2022 N 052/04/14.49-2912/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 350 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.04.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание статью 2.1. КоАП РФ. Должностное лицо, ответственное за допущенное нарушение, привлечено к административной ответственности. Вина Общества в совершении нарушения отсутствует, недостаточность принятых Обществом с целью недопущения нарушений мер материалами дела не подтверждена. Апелляционный суд необоснованно возложил на Общество бремя доказывания принятия мер по соблюдению норм и правил.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило уведомление 1666 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации о приостановке приемки и отгрузки продукции из-за отрицательных периодических испытаний продукции.
Публичное акционерное общество "Научно-производственное объединение "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина" (заказчик) и Общество (поставщик) заключили контракты от 20.08.2021 N 2126187308161412208215081/6/21-2930 на поставку продукции в рамках исполнения государственного оборонного заказа от 22.07.2021 N 2124187308281442209209757/ВМФ/12з/23/21-1.
При проведении периодических испытаний продукции на соответствие получены отрицательные результаты: выявлено несоответствие по пункту 1.6.1 ВУИА.467.113.002-02 ТУ (испытание на воздействие повышенной влажности), причиной несоответствия изделия явилось нарушение исполнителем требований операции 20 "Эпиламирование" ИЦВР.02273.00069 КТД, дефект производственный (акт анализа причин отказа от 08.09.2022 N 219/025).
Управление составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 19.10.2022.
Постановлением от 30.11.2022 по делу N 052/04/14.49-2912/2022 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.49 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 350 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 1.6, 2.1, 2.9, 3.1, 3.4, 4.1, 4.1.1, 14.49, 23.82 и 24.5 КоАП РФ, статьей 469 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ), Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), Положением об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2012 N 1036 утверждено (далее - Положение N 1036), стандартом "ГОСТ РВ 15.307-2002. Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Испытания и приемка серийных изделий. Основные положения" (далее - ГОСТ РВ 15.307-2002), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В статье 14.49 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации, в том числе государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).
Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу регулирует Закон N 275-ФЗ.
В соответствии с требованиями пунктов 1, 14 части 2 статьи 8 Закона N 275-ФЗ исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом; обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта.
Особенности оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции установлены в Положении N 1036, в которых обязательные требования определены как обязательные для применения и исполнения требования к оборонной продукции (работам, услугам), а также к процессам, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечении единства измерений и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями государственного заказчика оборонного заказа, принятыми в пределах его полномочий, устанавливающими указанные требования, технической документацией и (или) государственным контрактом (договором).
Отношения, возникающие при применении и исполнении обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, а также оценке соответствия регламентирует Закон N 184-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 7 Закона N 184-ФЗ оценка соответствия проводится в формах государственного контроля, испытания, регистрации, соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.
В рассматриваемом случае Общество допустило нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции, что было выявлено при проведении периодических испытаний. Данное обстоятельство установлено судами, подтверждено материалами дела и заявителем кассационной жалобы, по существу, не оспаривается.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.49 КоАП РФ.
Общество указывает, что приняло все меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Сам по себе отказ изделия на периодических испытаниях не может свидетельствовать о нарушении изготовителем обязательных требований в отношении оборонной продукции без установления причины данного отказа. Вместе с тем, по настоящему делу дефект является производственным, готовое изделие не соответствует требованиям технической документации, что является следствием действий Общества, которым как изготовителем нарушены обязательные требования в отношении оборонной продукции.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом установленных законодательством требований в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась с учетом статуса заявителя как исполнителя по государственному оборонному заказу, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
В данном случае субъектом ответственности является организация - подрядчик по оборонному заказу, а не ее должностные лица, поэтому привлечение последних к административной ответственности не исключает возможности привлечения к ответственности самого Общества.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Суды не установили обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.
Назначенное нарушителю административное наказание в виде штрафа в размере 350 000 рублей согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.04.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 по делу N А38-6069/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Марийский машиностроительный завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств невозможности соблюдения Обществом установленных законодательством требований в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась с учетом статуса заявителя как исполнителя по государственному оборонному заказу, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
...
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Суды не установили обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.
Назначенное нарушителю административное наказание в виде штрафа в размере 350 000 рублей согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 октября 2023 г. N Ф01-6521/23 по делу N А38-6069/2022