г. Нижний Новгород |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А29-12894/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.10.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Чиха А.Н.,
при участии представителей от истца: Пославского Э.И. (доверенность от 27.03.2023), от ответчика: Редько В.А. (доверенность от 06.09.2022)
рассмотрел в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференцсвязи, кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества "Группа "Илим" на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А29-12894/2022,
по иску открытого акционерного общества "Группа "Илим" (ИНН: 7840346335; ОГРН: 5067847380189)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
об обязании произвести расчет арендной платы и заключить договор
и установил:
открытое акционерное общество "Группа "Илим" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) об обязании произвести расчет арендной платы по вновь заключаемому договору аренды лесного участка; заключить договор аренды лесного участка с учетом арендной платы, рассчитанной в соответствие с действующим законодательством.
Иск основан на части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивирован несогласием Общества с расчетом арендной платы, определенным в договоре аренды лесного участка для заготовки древесины N 1 от 10.01.2022.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 10.03.2023 удовлетворил исковые требования.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 08.06.2023 отменил принятый судебный акт, отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд пришел к выводу, что Министерство верно рассчитало коэффициент превышения, поэтому размер арендной платы в проекте договора определен правильно.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило его отменить.
По мнению заявителя, суд пришел к ошибочному выводу о правильности расчета арендной платы, приведенного Министерством. Кассатор считает, что начальная цена аукциона (Аначальная) должна быть 5 897 440 рублей.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя, просили оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, между Обществом (арендатором) и Комитетом лесов Республики Коми (арендодателем, правопредшественником Министерства) 10.01.2012 по результатам аукциона был заключен договор аренды лесного участка N 1.
В силу пунктов 1.1-1.5 договора арендатору в целях заготовки древесины был передан лесной участок площадью 35 193 гектара, расположенный в Республике Коми, муниципальном образовании муниципального района "Усть-Вымский" Айкинского лесничества Мадмасского участкового лесничества, кварталы 184-193, 200-209, 215-225, 231-241, 247-353. Арендуемый лесной участок является частью земельного участка общей площадью 390 350 гектаров с кадастровым номером 11:08:0000000:0063.
Срок действия договора - до 09.01.2022 (пункт 6.12 договора).
Истец 12.10.2021 обратился в Министерство с заявлением о заключении договора аренды указанного лесного участка на новый срок без проведения торгов.
Министерство 21.10.2021 уведомило Общество о согласовании заключения с ним нового договора аренды лесного участка без проведения торгов сроком на 49 лет, а также издало приказ от 21.10.2021 N 1667 о передаче в аренду лесного участка на новый срок без проведения торгов.
Договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 10.01.2022 N 1 подписан Обществом с протоколом разногласий, так как арендатор не согласился с предложенным Министерством размером арендной платы.
Согласно расчету арендной платы, произведенному арендодателем на 2022 год, годовой размер арендной платы составляет 14 764 014 рублей 21 копейку, тогда как по расчету арендатора она составила 5 905 605 рублей 68 копеек.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Республики Коми с иском по настоящему делу.
В силу пункта 2 части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов, если лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 74 названного кодекса, определяется в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 Методики определения размера арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2016 N 53 (далее - Методика N 53), расчет арендной платы по договору аренды в соответствии с данной Методикой осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Формула расчета размера арендной платы по договору аренды (А) определена пунктом 3 Методики N 53:
А = Амин Кп
где: Амин - минимальный размер арендной платы по договору аренды, определяемый в соответствии с частями 2 и 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (рублей);
Кп - коэффициент превышения.
Согласно пункту 4 Методики коэффициент превышения (Кп), за исключением случаев, указанных в пунктах 5 и 6 данной методики, определяется по формуле:
Кп = Ааукцион/Аначальная
где:
Ааукцион - размер арендной платы, сформировавшейся по результатам аукциона по продаже права на заключение исполненного договора аренды (рублей);
Аначальная - начальная цена предмета соответствующего аукциона (начальный размер арендной платы) (рублей).
Согласно пункту 4 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент проведения аукциона (декабрь 2011 года) в извещении о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, публикуемом организатором аукциона, должны содержаться, в частности, сведения о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со статьями 73 и 76 данного кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.
Истец, руководствуясь сведениями аукционной документации, применил в расчетах показатель "Аначальная" в размере 5 897 440 рублей, а ответчик указал данный показатель в сумме минимального размера арендной платы на дату проведения аукциона - 2 358 976 рублей.
Как следует из пояснений ответчика и подтверждается материалами дела, начальная цена предмета аукциона (5 897 440 рублей) была сформирована с учетом коэффициента индексации на 2011 год - 1,3 и коэффициента превышения над минимальным размером - 2,5, что не противоречило положениям пункта 4 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 18.07.2011, действовавшей на момент проведения торгов).
В соответствии с протоколом о результатах лесного аукциона от 26.12.2011 N 5/8 начальная цена предмета аукциона была повышена на коэффициент, зафиксированный по результатам торгов, - 15 процентов.
Аналогичные условия установлены пунктами 2.7 и 2.9 договора аренды от 10.01.2012 N 1.
Исходя из этого, начальная (стартовая) цена аукциона включала коэффициент 2,5 к размеру арендной платы по минимальным ставкам.
В силу действующих в настоящее время положений Лесного кодекса Российской Федерации начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливается в размере ежегодной арендной платы, равной минимальному размеру арендной платы, определенному в соответствии со статьей 73 данного кодекса (часть 10 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суды, исследовав формулу и приняв во внимание изменения законодательства, пришли к обоснованному выводу, что под начальной ценой предмета аукциона понимается сумма, равная минимальному размеру арендной платы, в связи с чем размер арендной платы в проекте договора был рассчитан правильно. Указанное свидетельствует о том, что толкование пункта 4 Методики N 53 относительно содержания понятия Кп (коэффициент превышения) должно осуществляться с учетом действующей редакции положений Лесного кодекса Российской Федерации.
Изменение подхода к определению начальной цены предмета аукциона в рассматриваемом случае не может влечь отказ от учета составляющих арендной платы, сформированной по результатам аукциона, в частности, коэффициента превышения - 2,5, а также коэффициента, установленного по результатам конкурентных торгов с тремя участниками, - 15 процентов.
Как правомерно указано Министерством, занимаемый Обществом подход к определению размера арендной платы приводит к тому, что общий размер арендной платы при заключении настоящего договора (5 905 605 рублей 68 копеек) ниже размера сформированного по результатам аукциона более 10 лет назад (6 782 056 рублей), и более чем в два раза ниже размера арендной платы, определенной договором от 10.01.2022 N 1 по состоянию на 2022 год (14 764 014 рублей 22 копейки), что не может быть признано обоснованным.
При этом суд округа считает необходимым отметит, что если Общество считает цену, определенную в договоре аренды лесного участка для заготовки древесины от 10.01.2022 N 1, не отвечающей его экономическим интересам и завышенной, то оно вправе не заключать соответствующий договор с Министерством и дождаться проведения торгов, на которых будет определена рыночная стоимость аренды лесного участка.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Несогласие заявителя с выводами апелляционного суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или судебной ошибки.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущены.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А29-12894/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Группа Илим" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу действующих в настоящее время положений Лесного кодекса Российской Федерации начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливается в размере ежегодной арендной платы, равной минимальному размеру арендной платы, определенному в соответствии со статьей 73 данного кодекса (часть 10 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суды, исследовав формулу и приняв во внимание изменения законодательства, пришли к обоснованному выводу, что под начальной ценой предмета аукциона понимается сумма, равная минимальному размеру арендной платы, в связи с чем размер арендной платы в проекте договора был рассчитан правильно. Указанное свидетельствует о том, что толкование пункта 4 Методики N 53 относительно содержания понятия Кп (коэффициент превышения) должно осуществляться с учетом действующей редакции положений Лесного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 октября 2023 г. N Ф01-6507/23 по делу N А29-12894/2022