г. Нижний Новгород |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А82-19055/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.10.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мегагрупп" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.04.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023 по делу N А82-19055/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мегагрупп" (ОГРН: 1187746229901, ИНН: 7728420042)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области,
о признании незаконным заключения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытое акционерное общество "Российские железные дороги",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мегагрупп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление) от 09.11.2022 N 076/10/5-1032/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.04.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствовали. Управлением не установлено наличие признаков недобросовестности в действиях Общества, а также его вина, не учтены существенные обстоятельства дела и не представлены доказательства нарушения Обществом условий договора.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов Общества, просило оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Общества, сославшись на законность и обоснованность принятых судебных актов; направило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Общество и Управление надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" разместило, извещение об осуществлении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме от 08.06.2022 N 1504/ЗКТЭ-ЦДЗС/22 на сайтах https://company.rzd.ru (раздел "Закупки и торги"), и www.rts-tender.ru.
Согласно протоколу подведения итогов от 23.06.2022 N 54 Общество признано победителем запроса котировок.
ОАО "РЖД" и Общество заключили договор от 08.07.2022 N 1504/ЗКТЭ-ЦДЗС/22/1/1, согласно которому поставщик обязуется поставить, а покупатель принять и оплатить товар, указанный в спецификациях, являющихся приложениями к настоящему договору.
Согласно пункту 1.3 договора наименования товара, количество, цена, наименование страны происхождения товара, срок поставки товара указываются в спецификациях к настоящему договору и соответствуют условиям проведенной процедуры размещения заказа, указанной в пункте 1.1 договора. Срок поставки может быть детализирован в графике поставки, являющемся неотъемлемой частью спецификации договора.
В силу пункта 1.8.2 договора получателем по договору может являться подразделение покупателя или иное лицо, которому передается товар или адрес которого производится отгрузка товара в соответствии с указанием покупателя (разнарядкой).
Пунктом 15.3 договора предусмотрено право покупателя отказаться от исполнения договора (расторгнуть настоящий договор) в одностороннем внесудебном порядке в случае однократной просрочки поставки или непоставки товара в течение одного месяца с момента, когда товар должен был быть поставлен в соответствии со сроками (периодами) поставки согласно условиям договора, указанный случай признается существенным нарушением договора.
Согласно пункту 15.4 договор считается расторгнутым с даты получения поставщиком уведомления о его расторжении.
Согласно спецификации поставка товара должна быть осуществлена до 25.12.2022, согласно разнарядке, - до 15.08.2022. Получателем товара по разнарядке являлось общество с ограниченной ответственностью "ЖЕФКО".
В установленный в разнарядке срок Общество не поставило товар.
ОАО "РЖД" неоднократно предпринимало попытки получить информацию о сроках поставки. Общество в электронной переписке подтвердило готовность осуществить поставку в более поздний срок.
Общество не осуществило поставку товаров, предусмотренных договором.
ОАО "РЖД" приняло решение о расторжении договора в одностороннем порядке в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора и направило 11.10.2022 Обществу уведомление о расторжении договора.
ОАО "РЖД" направило в Управление информацию для рассмотрения вопроса о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с односторонним отказом от исполнения договора.
Комиссия Управления рассмотрела заявление ОАО "РЖД" и вынесла заключение от 09.11.2022 N 076/10/5-1032/2022, которым включила сведения об Обществе в РНП.
Общество не согласилось с заключением Управления и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь положениями АПК РФ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"" (далее - Правила N 1211), Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о том, что оспариваемое заключение Управления соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), приказом Федеральной антимонопольной службы России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Приказ N 164/13), согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 223-ФЗ, Правилами N 1211 ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров (часть 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ).
Согласно пункту 8 Правил N 1211 уполномоченный орган осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 Правил, в установленном им порядке.
В силу пункта 2.1 Приказа N 164/13 Комиссия территориального органа Федеральной Антимонопольной Службы России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю Федеральной Антимонопольной Службы России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Подтвержденные по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9(1) настоящих Правил, уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись, которая должна быть подписана представителем уполномоченного органа, наделенным соответствующими полномочиями, с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи (пункт 9 Правил N 1211).
Пунктом 9(1) Правил N 1211 установлено, что сведения о недобросовестных участнике закупки, поставщике (исполнителе, подрядчике) не включаются в реестр в случае, если в результате проведения проверки, предусмотренной пунктом 8 настоящих Правил, выявлено, что уклонение от заключения договора, ненадлежащее исполнение договора возникли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится уклонение участника закупки от заключения договора, отказ поставщика (исполнителя, подрядчика) от исполнения договора по причине введения в отношении заказчика указанных санкций и (или) мер ограничительного характера.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды пришли к правильному выводу о наличии у Управления оснований для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Суды приняли во внимание, что обязательства по договору в установленный срок Общество не исполнило, что свидетельствует о существенном нарушении поставщиком условий договора.
Довод заявителя о наличии в разнарядке от 08.07.2022 ошибок, которые могли привести к неправильному исполнению условий договора о месте доставки товара (в качестве получателя указано лицо, которое не является стороной договора), суды обоснованно отклонили, поскольку, подписав договор, заявитель согласился с условием о том, что получателем товара может быть не только покупатель (ОАО "РЖД"), но и лицо, указанное в разнарядке.
Суды не установили объективных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля Общества, не позволивших заявителю исполнить обязательство в установленные сроки при проявлении должной степени внимательности и осмотрительности.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниеми для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.04.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023 по делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мегагрупп" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Мегагрупп" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 24.08.2023 N 86.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2.1 Приказа N 164/13 Комиссия территориального органа Федеральной Антимонопольной Службы России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю Федеральной Антимонопольной Службы России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Подтвержденные по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9(1) настоящих Правил, уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись, которая должна быть подписана представителем уполномоченного органа, наделенным соответствующими полномочиями, с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи (пункт 9 Правил N 1211).
...
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.04.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023 по делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мегагрупп" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 октября 2023 г. N Ф01-6948/23 по делу N А82-19055/2022