г. Нижний Новгород |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А28-14392/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.10.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Белозеровой Ю.Б.,
судей Ионычевой С.В., Кузнецовой Л.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом на определение Арбитражного суда Кировской области от 30.06.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.08.2023 по делу N А28-14392/2019
по заявлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации
к обществу с ограниченной ответственностью строительно-транспортная компания "Северный Альянс" (ИНН 4345425040, ОГРН 1154350006700)
о признании несостоятельным (банкротом)
и установил:
Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании общества с ограниченной ответственностью строительно-транспортная компания "Северный Альянс" (далее - должник, Компания) несостоятельным (банкротом) на основании параграфа 2 главы XI Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", просила включить в реестр требований кредиторов должника требование на сумму 1 442 005 рублей 51 копейка.
Суд первой инстанции определением от 30.06.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.08.2023, прекратил производство по делу в связи с отсутствием имущества, позволяющего полностью либо частично погасить кредиторскую задолженность, а также расходы по делу о банкротстве.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, уполномоченный орган в лице Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кировской области.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций не установили отсутствие у должника признаков банкротства и иных оснований для его признания банкротом. По мнению кассатора, судами не установлены фактические обстоятельства, свидетельствующие о возможности перехода к общей процедуре банкротства, а также позволяющие отказать в заявлении о признании банкротом. С точки зрения уполномоченного органа, по состоянию на 15.08.2023 за Компанией зарегистрировано 2 автотранспортных средства. При таких обстоятельствах заявитель считает необоснованным отказ судов в удовлетворении спорного заявления.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, уполномоченный орган обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о несостоятельности (банкротстве) должника в связи с наличием неисполненных обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательным платежам в бюджет на общую сумму более одного миллиона рублей.
В заявлении уполномоченный орган указал, что прав на недвижимое имущество за должником не зарегистрировано; согласно ответам регистрирующих органов и данным информационного ресурса налогового органа у должника имеется два транспортных средства (МАЗ 551605-280, государственный номер 0591НУ11 и ФОЛЬКСВАГЕН ПАССАТ GL, государственный номер О600РВ11) и две единицы самоходной техники (CS56, регистрационный номер 43 КС 6744 и KOMATSU НС300-7, 2010 года выпуска, государственный номер 9019 КС 43); имеется возможность пополнения конкурсной массы за счет привлечения к субсидиарной ответственности руководителя должника.
Также заявитель указывал, что должник деятельности по адресу местонахождения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, не располагается, финансово-хозяйственную деятельность не осуществляет, движение денежных средств по счетам должника приостановлено с 18.05.2019.
Заявление уполномоченного органа принято судом к производству 22.10.2019.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции принял постановление, руководствуясь следующим.
Особенности процедуры банкротства отсутствующего должника установлены в параграфе 2 главы XI Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Согласно пункту 1 статьи 227 Закона о банкротстве в случаях, если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 227 Закона о банкротстве).
В силу подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников" (далее - Постановление N 573) финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Правительством Российской Федерации представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, осуществляется в соответствии со сметой расходов уполномоченного органа за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" указано, что поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц". высшей судебной инстанцией разъяснено, что одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 названного закона и статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
Положения, предусмотренные параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве, применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (статья 230 Закона о банкротстве).
В пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021, разъяснено, что для применения статьи 230 Закона о банкротстве достаточно одного из приведенных в ней оснований: отсутствие имущества должника или денежных средств, необходимых для введения банкротства; отсутствие операций по банковским счетам должника в течение последних двенадцати месяцев; наличие иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Согласно пункту 61 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" если признаки отсутствующего должника выявляются в деле о банкротстве, возбужденном по заявлению уполномоченного органа, то при отсутствии доказательств наличия финансирования (пункт 2 статьи 227 Закона о банкротстве) производство по делу подлежит прекращению.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции суд неоднократно предлагал уполномоченному органу представить сведения о фактическом наличии у должника имущества, за счет которого возможно возмещение расходов в процедуре банкротства, в том числе от Федеральной службы судебных приставов.
В результате истребования доказательств судом получен ответ Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми от 03.04.2023, согласно которому в рамках исполнительного производства N 13559/18/11006-ИП имущество, принадлежащее на праве собственности должнику - вибрационный каток, модель CATERPILLAR CS56, регистрационный номер 43 КС 6744, заводской номер рамы CAT0CS56KFCS00917 - передано взыскателю по вышеуказанному производству в счет погашения задолженности. Экскаватор гусеничный KOMATSU НС300-7, 2010 года выпуска, государственный номер 9019 КС 43, цвет желтый, также находится под арестом в рамках данного исполнительного производства N 13559/18/11006-ИП, на стадии предложения взыскателю о передаче имущества в счет долга.
В отношении транспортных средств: МАЗ 551605-280; Y3M551605C0020761, государственный номер 0591НУ11; ФОЛЬКСВАГЕН ПАССАТ GL, WVWZZZ31ZNB037350, государственный номер О600РВ11 вынесено постановление о запрете на регистрационные действия вышеуказанных транспортных средств. Исполнительные действия в части розыска имущества не производились.
Суды установили, что бухгалтерская отчетность должника за 2018 год в качестве активов отражает сведения о наличии денежных средств и дебиторской задолженности. При этом денежных средств на счетах должника в банках не обнаружены, движение денежных средств по счетам в 2019 году приостановлено, документального подтверждения взыскания дебиторской задолженности не предоставлено.
Оценив ответ Федеральной службы судебных приставов в совокупности с иными имеющимися в деле доказательствами, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что у должника фактически отсутствует ликвидное имущество, за счет которого возможно покрытие расходов в процедуре банкротства, в том числе, расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 573 заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, с указанием источника финансирования.
В рассмотренном случае заявление уполномоченного органа такой информации не содержит, согласие на финансирование процедуры банкротства уполномоченный орган не предоставил. В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представитель уполномоченного органа подтвердил отсутствие финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника из средств федерального бюджета.
Заявлений от иных кредиторов о признании должника банкротом не имеется.
Сам должник, его руководитель, учредитель или иные лица, согласия на финансирование процедуры банкротства не выразили, денежные средства в размере, достаточном для погашения расходов по делу о банкротстве, не внесли.
Принимая во внимание изложенное, суды двух инстанций правомерно пришли к выводу о прекращении производства по делу о несостоятельности Компании.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали материалы дела полно, всесторонне и объективно. Представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов не имеется.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с уполномоченного органа за подачу кассационной жалобы не рассматривался, так как он в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кировской области от 30.06.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.08.2023 по делу N А28-14392/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Б. Белозерова |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 61 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" если признаки отсутствующего должника выявляются в деле о банкротстве, возбужденном по заявлению уполномоченного органа, то при отсутствии доказательств наличия финансирования (пункт 2 статьи 227 Закона о банкротстве) производство по делу подлежит прекращению.
...
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 573 заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, с указанием источника финансирования.
...
Вопрос о взыскании государственной пошлины с уполномоченного органа за подачу кассационной жалобы не рассматривался, так как он в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 октября 2023 г. N Ф01-6782/23 по делу N А28-14392/2019