г. Нижний Новгород |
|
02 ноября 2023 г. |
Дело N А82-15407/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.11.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей от заявителя: Шулеповой Т.А. (доверенность от 31.07.2021), от заинтересованного лица: Яндимировой О.В. (доверенность от 16.10.2023 N 28), Кулькова Е.А. (доверенность от 16.10.2023 N 29)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Жаркова Аркадия Александровича на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023 по делу N А82-15407/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Жаркова Аркадия Александровича (ИНН: 772202687094, ОГРН: 316774600291718)
о признании незаконным и отмене постановления Инспекции административно-технического надзора Ярославской области (ИНН: 7606087299, ОГРН: 1127604008630), о привлечении к административной ответственности
и установил:
индивидуальный предприниматель Жарков Аркадий Александрович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции административно-технического надзора Ярославской области (далее - Инспекция) от 05.08.2021 N 14.43-01-03К/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной в части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.05.2023 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023 решение суда отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Предприниматель не согласился с постановлением апелляционного суда и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд не принял во внимание результаты рассмотрения дел N А82-15411/2021 и А82-216/2022. Материалами дела не подтвержден факт совершения правонарушения, Инспекция не исследовала документацию по аттракциону, визуальный осмотр надлежащим доказательством не является. Аттракцион изготовлен и поставлен в 2014 году и на момент изготовления соответствовал обязательным требованиям.
Аттракцион по степени потенциального биомеханического риска относится к RB-3, следовательно, требования регламента "ТР ЕАЭС 038/2016. Технический регламент Евразийского экономического союза. О безопасности аттракционов", принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 114 (далее - ТР ЕАЭС 038/2016), на него не распространяются. Выявленные в 2019 году нарушение (превышение скоростного режима на 4 км/ч) не являются основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.
Подробно доводы Предпринимателя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представители Инспекции в судебном заседании возразил против доводов, приведенных в кассационной жалобе.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения планового (рейдового) осмотра объекта, расположенного по адресу: город Ярославль, улица Подзеленье, в районе дома 3, 09.05.2021 зафиксирован факт эксплуатации аттракциона "Картинг" с нарушениями обязательных требований.
Результаты планового (рейдового) осмотра отражены в акте от 11.05.2021, в частности, указано, что при эксплуатации аттракциона допущены следующие нарушения:
1) в нарушение требований подпункта "б" пункта 79 ТР ЕАЭС 038/2016 перед входом на аттракцион в правилах пользования аттракционом для посетителей в соответствии с приложением А национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56985-2016 "Безопасность аттракционов. Картинговые горки. Общие требования безопасности", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.06.2016 N 719-ст (далее - ГОСТ Р 56985-2016), не включены следующие сообщения: ограничения по росту или возрасту; предупреждения относительно сил и воздействий, которые могут усилить проблемы со здоровьем, то есть болезни сердца, беременность, проблемы с шеей и спиной и так далее; инструкции по размещению рук на руле и ног внутри отделения для водителя/пассажира в машине в течение всего времени эксплуатации; инструкции по поводу длинных волос и свободной одежды; запрет на курение на аттракционе; инструкции по правильной посадке водителей и использованию устройств фиксации;
2) в нарушение требований, установленных подпунктом "в" пункта 79 ТР ЕАЭС 038/2016, со стороны входа на аттракцион отсутствует визуальная информация или информационная табличка об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, возрасту и росту;
3) в нарушение требований, установленных подпунктом "г" пункта 79 ТР ЕАЭС 038/2016, перед запуском посетителей на аттракцион персонал должен убедиться, что рост посетителей соответствуют значениям, указанным в эксплуатационной документации, для этого у каждого оборудования должны располагаться приборы измерения роста. При проведении осмотра данное оборудование отсутствовало у ответственного эксплуатанта;
4) в нарушение требований подпункта "д" пункта 79 ТР ЕАЭС 038/2016 на месте эксплуатации аттракциона не размещена информационная табличка, содержащая сведения о дате последней ежегодной проверки аттракциона с указанием организации, которая провела проверку, и о дате ближайшей ежегодной проверки;
5) в нарушение требований подпункта "ж" пункта 79 ТР ЕАЭС 038/2016 и пункта 4.1.12 ГОСТ Р 56985-2016 на момент проведения осмотра отсутствовали медицинские аптечки. Вдоль всей трассы на ее ограждении должны быть расположены порошковые или углекислотные огнетушители с массой огнетушащего состава не менее 4 килограмм через каждые 40 метров трассы;
6) в нарушение требований подпункта "к" пункта 79 ТР ЕАЭС 038/2016 на рабочем месте обслуживающего персонала отсутствуют основные правила по обслуживанию аттракциона;
7) в нарушение требований подпункта "м" пункта 79 ТР ЕАЭС 038/2016 на рабочем месте обслуживающего персонала отсутствуют таблички с требованиями к персоналу по порядку проверок ежедневных в отношении критичных компонентов и критичных параметров;
8) в нарушение требований подпункта "о" пункта 79 ТР ЕАЭС 038/2016 и пунктов 4.1.8, 4.1.7.3 ГОСТ Р 56985-2016 в ходе проведения проверки установлен факт отсутствия ограждения аттракциона, тем самым не исключен свободный доступ посетителей в опасные зоны (зоны движения пассажирских модулей, механизмов, шкафы с электрооборудованием, платформы и лестницы для обслуживающего персонала) во время работы аттракциона и вне его работы. Территория картинговой горки по всему периметру на земле должна быть огорожена. Высота ограждения - не менее 1100 миллиметров. Трасса в зоне вокзала должна обеспечивать безопасность посетителей при входе, размещении в карте и выходе с аттракциона и исключать: несанкционированный доступ на трассу посетителей и посторонних лиц, давку, в случае возникновения нештатных ситуаций;
9) в нарушение требований пункта 4.2.4 ГОСТ Р 56985-2016 ограничительная система трассы должна выдерживать наезд карта на максимальной скорости. При проведении осмотра обнаружен разрыв в ограничительной системе трассы, что не исключает возможности выезда карта за пределы трассы;
10) в нарушение требований пункта 5.4 ГОСТ Р 56985-2016 максимальная скорость картов превышает 30 км/ч;
11) в нарушение требований пункта 5.6 ГОСТ Р 56985-2016 карты не оборудованы на каждом сиденье регулируемыми диагональными плечевыми ремнями безопасности шириной не менее 25 миллиметров с минимальными требованиями к устройствам фиксации;
12) в нарушение требований пункта 5.13 ГОСТ Р 56985-2016 карты не оборудованы обмягчением мест для водителя;
13) в соответствии с пунктом 6.6 ГОСТ Р 56985-2016 все водители и пассажиры должны одеть и хорошо застегнуть защитные шлемы и разовые подшлемники, выданные оператором;
14) в соответствии с пунктом 97 ТР ЕАЭС 038/2016 оценка соответствия требованиям регламента проводится в формах подтверждения соответствия, регистрации (постановки на учет) и оценки технического состояния (технического освидетельствования). На аттракцион отсутствует документ, подтверждающий его соответствие требованиям регламента. Ответственным эксплуатантом не проведена обязательная процедура оценки технического состояния (технического освидетельствования) аттракциона.
Эксплуатантом аттракциона является Предприниматель.
По факту выявленных нарушений в отношении Предпринимателя составлен протокол от 07.07.2021 N 14.43-01-3К/2021.
Постановлением Инспекции от 05.08.2021 N 14.43-01-03К/2021 Предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Предприниматель обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), ТР ЕАЭС 038/2016, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии нарушений при проведении проверки.
Апелляционный суд, руководствуясь теми же нормами права, установил отсутствие нарушений при проведении проверки, указал на наличие оснований для привлечения Предпринимателя к ответственности.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрено, что действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно примечанию к указанной норме права под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Закона N 184-ФЗ.
В силу части 1 статьи 4 Закона N 184-ФЗ законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из указанного закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае Предприниматель осуществляет эксплуатацию аттракциона, соответственно, на него распространяется обязанность по соблюдению установленных требований при эксплуатации такого объекта.
Минимально необходимые требования к безопасности аттракционов и связанным с ними процессами проектирования, изготовления, монтажа (сборки, установки), наладки, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, предупреждения действий, вводящих потребителей в заблуждение, установлены в ТР ЕАЭС 038/2016.
В соответствии пунктом 79 ТР ЕАЭС 038/2016 при эксплуатации аттракционов необходимо, в том числе, разместить перед входом на аттракцион правила пользования аттракционом для посетителей, а также правила обслуживания пассажиров-инвалидов, если биомеханические воздействия аттракциона для них допустимы; разместить перед входом на аттракцион информацию об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу (если это предусмотрено эксплуатационными документами); иметь средства для измерения роста и веса пассажиров (если это предусмотрено эксплуатационными документами); разместить перед входом на каждый эксплуатируемый аттракцион информационную табличку, содержащую сведения о дате последней ежегодной проверки с указанием организации, которая провела проверку, и о дате ближайшей ежегодной проверки; иметь медицинские аптечки; разместить на рабочем месте обслуживающего персонала основные правила по обслуживанию аттракциона и таблички с требованиями к персоналу по порядку проверок ежедневных в отношении критичных компонентов и критичных параметров; исключить свободный доступ посетителей в опасные зоны (зоны движения пассажирских модулей, механизмов, шкафы с электрооборудованием, платформы и лестницы для обслуживающего персонала) во время работы аттракциона и вне его работы.
На основании пункта 97 ТР ЕАЭС 038/2016 оценка соответствия требованиям настоящего технического регламента проводится в формах подтверждения соответствия, регистрации (постановки на учет) и оценки технического состояния (технического освидетельствования).
Факт нарушения Предпринимателем указанных требований ТР ЕАЭС 038/2016 подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом планового (рейдового) осмотра аттракционов от 11.05.2021, протоколом об административном правонарушении от 07.07.2021 N 14.43-01-3К/2021.
Кроме того, при эксплуатации аттракциона допущены нарушения общих требований безопасности картинговых горок, установленные ГОСТ 56985-2016.
Позиция Предпринимателя относительно отсутствия события административного правонарушения опровергается совокупностью согласующихся между собой доказательств, имеющихся в материалах дела.
Предприниматель указывает на недоказанность факта превышения скоростного режима картов. Вместе с тем, апелляционный суд указал на необоснованность выводов Инспекции в указанной части, однако пришел к выводу о подтвержденности иных нарушений, в связи с чем не нашел оснований для отмены оспариваемого постановления по указанному основанию.
Довод Предпринимателя о том, что на аттракцион не распространяются требования ТР ЕАЭС 038/2016, несостоятелен, поскольку аттракцион введен в эксплуатацию в 2019 году.
Ссылка Предпринимателя на судебные акты, принятые по делам N А82-15411/2021 и А82-216/2022, отклоняется судом округа, поскольку о незаконности оспариваемого постановления не свидетельствует. Акты инспекции признаны незаконными в связи с повторным привлечением к административной ответственности, при этом суды сделали вывод о наличии в действиях Предпринимателя вмененного правонарушения.
Доказательств, подтверждающих, что Предприниматель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Апелляционный суд уд не установил обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.
Назначенное нарушителю административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Оснований для отмены обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нормы материального права применены апелляционным судом правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023 по делу N А82-15407/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Жаркова Аркадия Александровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт нарушения Предпринимателем указанных требований ТР ЕАЭС 038/2016 подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом планового (рейдового) осмотра аттракционов от 11.05.2021, протоколом об административном правонарушении от 07.07.2021 N 14.43-01-3К/2021.
Кроме того, при эксплуатации аттракциона допущены нарушения общих требований безопасности картинговых горок, установленные ГОСТ 56985-2016.
...
Довод Предпринимателя о том, что на аттракцион не распространяются требования ТР ЕАЭС 038/2016, несостоятелен, поскольку аттракцион введен в эксплуатацию в 2019 году.
...
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Апелляционный суд уд не установил обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.
Назначенное нарушителю административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 ноября 2023 г. N Ф01-6874/23 по делу N А82-15407/2021