г. Нижний Новгород |
|
02 ноября 2023 г. |
Дело N А43-20338/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Кислицына Е.Г.,
при участии представителей от сельскохозяйственного производственного кооператива "Дружба": Белычева А.В. (председателя, выписка из протокола общего собрания от 01.04.2021), Абросимовой М.И. (доверенность от 30.12.2022), от министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области: Сперанской Е.С. (доверенность от 30.04.2021 N 271),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.03.2023, принятое судьей Чепурных М.Г., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2023, принятое судьями Гущиной А.М., Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В., по делу N А43-20338/2022
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Дружба" (ИНН: 5211005039; ОГРН: 1025200939389)
о признании незаконным решения отдела имущественных отношений, муниципального контроля и закупок администрации городского округа Воротынский Нижегородской области, отраженного в письме от 21.03.2022 N Исх.-115-2-122808/22, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, администрация городского округа Воротынский Нижегородской области,
и установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Дружба" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения отдела имущественных отношений, муниципального контроля и закупок администрации городского округа Воротынский Нижегородской области (далее - Отдел), отраженного в письме от 21.03.2022 N Исх.-115-2-122808/22, об отказе заявителю в предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков:
52:28:0000000:303:ЗУ1 площадью 22 493 квадратных метра, местоположение: Нижегородская область, Воротынский район, примерно 1,43 километра к югу от южной окраины села Отары;
52:28:0000000:303:ЗУ2 площадью 101 787 квадратных метров, местоположение: Нижегородская область, Воротынский район, примерно 0,6 километра к юго-западу от южной окраины села Отары;
52:28:0000000:303:ЗУ3 площадью 124 230 квадратных метров, местоположение: Нижегородская область, Воротынский район, примыкает к южной окраине поселка Казанский;
52:28:0000000:303:ЗУ4 площадью 94 496 квадратных метров, местоположение: Нижегородская область, Воротынский район, в районе южной окраины поселка Петровский;
52:28:0000000:303:ЗУ5 площадью 20 270 квадратных метров, местоположение: Нижегородская область, Воротынский район, в районе южной окраины поселка Петровский;
52:28:0000000:303:ЗУ6 площадью 305 744 квадратных метров, местоположение: Нижегородская область, Воротынский район, примерно 200 метров к югу от южной окраины поселка Лысая Гора.
Кооператив просит обязать Отдел принять меры, направленные на предоставление земельных участков, а именно согласовать схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Заявленные требования основаны на статьях 11.10, 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что, по мнению Кооператива, оспариваемое решение не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра), Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент), министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство) и администрация городского округа Воротынский Нижегородской области (далее - Администрация).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 22.03.2023, оставленным в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2023, удовлетворил требования Кооператива, признав оспариваемое решение Отдела незаконным. Суды обязали Отдел устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя по заявлению от 21.02.2022 N Вх-115-62863/22 о предварительном согласовании предоставления указанных земельных участков в порядке части 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии пересечения (наложении) границ образуемых земельных участков с землями лесного фонда, отсутствии законных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить. По мнению заявителя, суды двух инстанций не учли, что в составе переданных Кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования земель имеются и лесные земли в составе земель сельскохозяйственного назначения, входившие в лесной фонд; правом распоряжения землями лесного фонда Администрации не обладает. Кассатор полагает, что суды двух инстанций, сделав вывод об отсутствии пересечения (наложении) границ образуемых земельных участков с землями лесного фонда, неправомерно уклонились от оценки сведений из Государственного лесного реестра и иные представленные Министерством документы. Министерство полагает, что вопрос о наложении (пересечении границ) образуемых земельных участков на земли лесного фонда судами по существу не исследован.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Кооператив в отзыве на кассационную жалобу и дополнениях к нему, а также представители в судебном заседании не согласились с доводами Министерства, просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, кассационную жалобу третьего лица - без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в суд округа не представили.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 01.11.2023.
Отдел, Управление Росреестра, Администрация и Департамент, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области, постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций,
Кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером 52:28:0000000:303 для сельскохозяйственного использования, общей площадью 419 гектаров.
В связи с проведением процедуры уточнения границ земельного участка, с целью предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов, кадастровым инженером подготовлены схемы расположения земельных участков:
52:28:0000000:303:ЗУ1 площадью 22 493 квадратных метра, местоположение: Нижегородская область, Воротынский район, примерно 1,43 километра к югу от южной окраины села Отары;
52:28:0000000:303:ЗУ2 площадью 101 787 квадратных метров, местоположение: Нижегородская область, Воротынский район, примерно 0,6 километра к юго-западу от южной окраины села Отары;
52:28:0000000:303:ЗУ3 площадью 124 230 квадратных метров, местоположение: Нижегородская область, Воротынский район, примыкает к южной окраине поселка Казанский;
52:28:0000000:303:ЗУ4 площадью 94 496 квадратных метров, местоположение: Нижегородская область, Воротынский район, в районе южной окраины поселка Петровский;
52:28:0000000:303:ЗУ5 площадью 20 270 квадратных метров, местоположение: Нижегородская область, Воротынский район, в районе южной окраины поселка Петровский;
52:28:0000000:303:ЗУ6 площадью 305 744 квадратных метров, местоположение: Нижегородская область, Воротынский район, примерно 200 метров к югу от южной окраины поселка Лысая Гора.
Схемы расположения спорных земельных участков на кадастровом плане территории подготовлены в соответствии с частью 6 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с проведенными кадастровыми работами по разделу земельного участка с кадастровым номером: 52:8:0000000:303. Кадастровый инженер каких-либо наложений на другие земельные участки или пересечений границ не выявил.
Кооператив 21.02.2022 обратился в Отдел с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве собственности данных земельных участков.
Отдел в письме от 21.03.2022 N Исх.-115-2-122808/22 на основании ответа Министерства от 16.03.2022 N Сл-331-162844/212 отказал в предварительном согласовании предоставления на праве собственности земельных участков, учитывая нахождение образуемых участков полностью на землях лесного фонда.
Кооператив, посчитав это решение Отдела незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы Министерства и Кооператива и заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Волго-Вятского округа принял настоящее постановление с учетом следующего.
Согласно статье 200 (частям 4 и 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспоренного решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган.
В силу статьи 39.14 (пункта 1) Земельного кодекса Российской Федерации на первоначальных этапах процедуры предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется:
подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению.
На основании статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем 20 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 этой статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 кодекса (пункт 8).
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Кооператива, исходили из отсутствия у Отдела каких-либо предусмотренных законом и подтвержденных материалами дела оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления Кооперативу спорных земельных участков. Суды двух инстанций отклонили возражения Отдела, Департамента и Министерства о том, что спорные земельные участки имеют наложение на земли лесного фонда, в связи с чем являются федеральной собственностью и не могут быть предоставлены в собственность Кооператива.
Суд первой инстанции указал, что в соответствии с представленными выписками о земельных участках с кадастровыми номерами 52:28:0000000:3, 98 и 303, границы данных земельных участков не установлены. Кроме того, суд отклонил ссылку Министерства на материалы лесоустройства в связи с тем, что координаты точек границ лесничества, кварталов и выделов отсутствуют.
Апелляционный суд дополнительно сослался на часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2014 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), согласно которой в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном лесном реестре (ГЛР), лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или удостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 этой статьи. Данная норма применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Апелляционный суд установил, что земельный участок 52:28:0000000:303 предоставлен Кооперативу для сельскохозяйственного использования на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данное обстоятельство подтверждено свидетельством о праве собственности на землю от 31.03.1999 N 105, выпиской из ЕГРН, проектом землеустройства (перераспределения земель), на котором графически указано местоположение земельных участков, конфигурация с условным обозначением "земли бессрочное (постоянное) пользование", зарегистрированным Управлением Росреестра.
Также установлено, что Арбитражный суд Нижегородской области решением от 02.11.2022 по делу N А43-21011/2022 (дело рассматривалось параллельно с настоящим делом) обязал Отдел устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Кооператива путем принятия решения об отнесении земельного участка с кадастровым номером 52:28:0000000:303 к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения". После принятия решения по делу N А43-21011/2022 распоряжением Администрации от 29.12.2022 N608-р в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:28:0000000:303 установлена категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Между тем, суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее.
В соответствии со статьей 39.16 (подпунктом 6) Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно статье 27 (пункту 2, подпункту 2 пункта 5) Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка не означает отсутствие участка как объекта недвижимости (решение Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2013 N АКПИ13-878). При отсутствии в ЕГРН сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесного участка возможно определить по материалам лесоустройства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 86-КГ17-2).
Существенным для данного дела обстоятельством является установление факта наличия (отсутствия) наложения (пересечения границ) образуемых участков на земли лесного фонда. Заинтересованные лица, в том числе и Министерство возражали против заявленных требований, представив материалы лесоустройства. Суды, отклоняя названные возражения, фактически сослались на отсутствие установленных границ земельных участков 52:28:0000000:3, 98 и 303, но при этом по существу данный вопрос не исследовали, какой-либо мотивированной оценки представленным Отделом и Министерством доказательствам (схемам, лесоустроительным планшетам и иным доказательствам) в подтверждение факта наложения не дали.
Таким образом, выводов судов двух инстанций являются противоречивыми. Указывая на отсутствие пересечения (наложения) границ образуемых земельных участков с землями лесного фонда, суды одновременно заключают, что границы этих участков не установлены, но оценка иным доказательствам фактического взаимного расположения образуемых земельных участков и лесного фонда не дается.
Сама по себе ссылка апелляционного суда на статью 14 Закона N 172-ФЗ также не является достаточным основанием для признания отсутствия пересечения (наложения) границ образуемых земельных участков с землями лесного фонда.
Так, статья 14 Закона N 172-ФЗ в приведенной апелляционным судом редакции введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ (далее - Закон N 280-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что этот закон был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах, ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
При рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся, в том числе возникновения, формирования и фактического использования такого участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений. Иное толкование может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, безвозвратному их уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса предусматривает, что категория земель указывается в актах о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Такой правовой подход изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438.
Как видно из материалов настоящего дела, в свидетельстве от 31.03.1999 N 105 в отношении площади бессрочного пользования 419 гектаров отсутствует разбивка по отдельным категориям земель (пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища). В приказе Рослесхоза от 26.06.2007 N 259 (в настоящее время утратил силу) отражено, что 124 гектара Михайловского лесничества являются лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций на территории Воротынского района, а именно: в границах землепользования СХПК "Дружба".
Указанные документы не позволяют однозначно и точно сделать вывод об отсутствии лесов и многолетних насаждений на образуемых земельных участках, в связи с чем ссылка апелляционного суда на установление в отношении исходного участка категории: "для сельскохозяйственного использования", является недостаточной для обоснования вывода о незаконности решения Отдела, поскольку сделана без фактического исследования наличия (отсутствия) лесного фонда на образуемых земельных участках и наложения на границы лесничеств.
На основании статей 287 (пункта 3 части 1) и 288 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и направить дело на новое рассмотрение. Основаниями для отмены решения и постановления суда первой и апелляционной инстанций являются, в том числе, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, а также неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права.
С учетом изложенного, решение от 22.03.2023 и постановление от 31.05.2023 подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует по существу исследовать вопрос о наложении (пересечении границ) исходного и образуемых земельных участков с землями лесного фонда, фактическом нахождении лесов на спорных участках и, при необходимости, рассмотреть вопрос о назначении судебной экспертизы по настоящему делу. Также судам следует всесторонне исследовать вопросы возникновения, формирования земельного участка 52:28:0000000:3 (вплоть до момента передачи земель в колхозное пользование).
В силу части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.03.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2023 по делу N А43-20338/2022 отменить.
Направить дело N А43-20338/2022 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как видно из материалов настоящего дела, в свидетельстве от 31.03.1999 N 105 в отношении площади бессрочного пользования 419 гектаров отсутствует разбивка по отдельным категориям земель (пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища). В приказе Рослесхоза от 26.06.2007 N 259 (в настоящее время утратил силу) отражено, что 124 гектара Михайловского лесничества являются лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций на территории Воротынского района, а именно: в границах землепользования СХПК "Дружба".
...
На основании статей 287 (пункта 3 части 1) и 288 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и направить дело на новое рассмотрение. Основаниями для отмены решения и постановления суда первой и апелляционной инстанций являются, в том числе, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, а также неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права.
С учетом изложенного, решение от 22.03.2023 и постановление от 31.05.2023 подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 ноября 2023 г. N Ф01-5916/23 по делу N А43-20338/2022