г. Нижний Новгород |
|
31 октября 2023 г. |
Дело N А11-14016/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Шемякиной О.А.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.04.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу N А11-14016/2022
по иску Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
к обществу с ограниченной ответственностью "НАВИГАТОР" (ИНН: 3307016736, ОГРН: 1023302151510)
о взыскании задолженности и неустойки
и установил:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "НАВИГАТОР" (далее - Общество) 270 156 рублей 38 копеек задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3 - 4 кварталы 2014 года, 1 - 4 кварталы 2015 года, 1 - 4 кварталы 2016 года, 1 квартал 2017 года, пеней в сумме 17 копеек за периоды с 01.08.2017 по 30.08.2017, с 01.02.2022 по 10.02.2022, 133 137 рублей 73 копеек пеней по состоянию на 06.10.2022, пеней, начисленных на сумму долга, исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период, по дату фактической их оплаты.
На основании части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 25.04.2023 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Министерство указывает, что не могло знать о наличии у Общества задолженности по оплате обязательных отчислений за 3 - 4 кварталы 2014 года, 1 - 4 кварталы 2015 года, 1 - 4 кварталы 2016 года, 1 квартал 2017 года ранее 13.10.2021, поскольку является правопреемником Федерального агентства связи, которое ликвидировано 13.10.2021. Кроме того, по мнению Министерства, имеются основания для прерывания течения срока исковой давности (платежное поручение от 10.02.2022 N 174099).
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество является оператором сети связи общего пользования и осуществляет деятельность на основании соответствующих лицензий.
Согласно расчету обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3 - 4 кварталы 2014 года, 1 - 4 кварталы 2015 года, 1 - 4 кварталы 2016 года, 1 квартал 2017 года сумма неоплаченных Обществом обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания составила 270 156 рублей 38 копеек.
Общество обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания в установленный законом срок не произвело, в связи с этим Министерство направило уведомление от 08.09.2022 N П14-1-09-200-55141 с требованием погасить образовавшуюся задолженность и уплатить пени.
Общество не исполнило данные требования, поэтому Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, 195, 196, 199, 200, 207 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 59, 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ), Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418, пунктом 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41 (далее - Порядок N 41), пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности", Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу о пропуске Министерством срока для взыскания спорной суммы долга и отказал в удовлетворении иска.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 59 Федерального закона N 126-ФЗ в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Федерального закона N 126-ФЗ источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета (пункт 2 статьи 60 Федерального закона N 126-ФЗ).
Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования предусмотрена в размере 1,2 процента (пункт 3 статьи 60 Федерального закона N 126-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 60 Федерального закона N 126-ФЗ размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 данной статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с данной статьей.
Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (часть 2 статьи 59 Федерального закона N 126-ФЗ).
В пункте 1 Порядка N 41 установлено, что лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета отчислений в резерв универсального обслуживания (РУО).
Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять отчисления в РУО. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года (пункт 5 статьи 60 Федерального закона N 126-ФЗ).
На основании пункта 6 статьи 60 Федерального закона N 126-ФЗ в случае если отчисления в РУО не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании отчислений и пеней за несвоевременную или неполную уплату отчислений в РУО.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, помимо прочего, осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
В силу статьи 201 ГК РФ перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
Как установлено судами, и материалами дела подтверждается, Министерство заявило требование о взыскании с Общества задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в сумме 270 156 рублей 38 копеек за 3 - 4 кварталы 2014 года, 1 - 4 кварталы 2015 года, 1 - 4 кварталы 2016 года, 1 квартал 2017 года; последним днем оплаты указанных платежей являлось 30.04.2017; Министерство обратилось в арбитражный суд с иском 30.11.2022, то есть за пределами срока исковой давности.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание заявление Обществом о пропуске Министерством срока исковой давности, истечение которого в силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, суды правомерно отказали Министерству в удовлетворении заявленного иска.
Довод Министерства о наличии оснований для прерывания течения срока исковой давности отклоняется судом округа, поскольку данный довод не заявлялся в судах первой и апелляционной инстанций. Следовательно, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанный довод не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции, так как данные возражения относятся к доказательственной стороне спора, исследование и оценка которых находятся в компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.04.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу N А11-14016/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 201 ГК РФ перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
Как установлено судами, и материалами дела подтверждается, Министерство заявило требование о взыскании с Общества задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в сумме 270 156 рублей 38 копеек за 3 - 4 кварталы 2014 года, 1 - 4 кварталы 2015 года, 1 - 4 кварталы 2016 года, 1 квартал 2017 года; последним днем оплаты указанных платежей являлось 30.04.2017; Министерство обратилось в арбитражный суд с иском 30.11.2022, то есть за пределами срока исковой давности.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание заявление Обществом о пропуске Министерством срока исковой давности, истечение которого в силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, суды правомерно отказали Министерству в удовлетворении заявленного иска."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 октября 2023 г. N Ф01-6716/23 по делу N А11-14016/2022